Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Чтение корана в намазе






Ранее мы коснулись важного вопроса о чтении Корана во время намазов. Хорошо известно, что читать Коран следует в каждом ракате намаза во время стояния.

В первом ракате намаза чтение Корана открывается испрашиванием защиты у Аллаха от проклятого сатаны. В хадисе Абу Саида аль-Худри сообщается, что пророк, e, вставая на намаз, открывал его вступительной молитвой, а затем говорил: «Прибегаю к Аллаху, Слышащему, Знающему, от проклятого сатаны, от его наущений, от его дуновений и от его поплевываний».[1049]

Ибн Маджа передал слова Амра б. Мурры аль-Джамали о том, что поплевывания сатаны – это стихи, его дуновение – это высокомерие, а его наущения – это безумие.[1050] Стихи названы поплевыванием сатаны, потому что он вдохновляет поэтов восхвалять одних и оскорблять других, возвеличивать одних и унижать других, представляя истину ложью, а ложь – истиной, и придумывая то, чего нет в действительности. Высокомерие названо дуновением сатаны, потому что надменный гордец кичливо задирает нос и смотрит на других свысока. А безумие названо наущением дьявола, потому что он продолжает наущать своих приспешников до тех пор, пока не вводит их в заблуждение или не лишает их рассудка.

Из хадисов на эту тему следует, что прибегать к защите Аллаха от сатаны следует только в первом ракате намаза. Тем не менее, аль-Хасан аль-Басри, Ата и Ибрахим считали, что желательно читать эту молитву в каждом ракате, поскольку в Коране говорится: «Когда ты читаешь Коран, то ищи защиты от изгнанного и побиваемого сатаны у Аллаха». [1051]Но лучше ограничиваться тем, что упоминается в достоверной Сунне. Об этом писал имам аш-Шаукани.[1052]

После прибегания к защите Аллаха следует читать суру «аль-Фатиха», которая является одним из столпов или обязательных условий правильности намаза.

Передают, что Убада б. ас-Самит рассказывал, что пророк, e, сказал: «Не совершил намаз тот, кто не прочел суру, открывающую писание».[1053] А в восходящем хадисе, переданном Муслимом и Абу Аваной со слов Аиши, говорится: «Если кто-нибудь совершил намаз, не прочитав в нем Мать Писания, [1054] то он является несовершенным, то он является несовершенным, то он является несовершенным, неполным».[1055]

Все эти хадисы свидетельствуют о том, что чтение суры «аль-Фатиха» является обязательным условием правильности намаза. Этого мнения придерживались Малик, аш-Шафии и большинство сподвижников и их последователей. Богословы ханифитского толка считали, что она является важной (ваджиб), но не относится к обязательным условиям намаза (фард), потому что повеление читать суру «аль-Фатиха» в намазе дошло в Сунне. Согласно их убеждениям, к обязательным условиям относятся только те повеления, которые упомянуты в Коране. Всевышний сказал: «Читайте же из Корана то, что необременительно для вас». [1056] Поэтому они считают обязательным условием намаза прочтение любого отрывка из Корана. Что же касается суры «аль-Фатиха», чтение которой предписано Сунной, то читать ее в намазе обязательно, но если молящийся не сделает этого, то он совершит грех, хотя его намаз будет засчитан ему. Безусловно, это мнение является слабым, поскольку из него следует, что намаз без суры «аль-Фатиха» засчитывается, тогда как пророк Мухаммад, e, сказал, что он не засчитывается. Что же касается аята из суры «аль-Муззаммиль», то в нем идет речь о чтении Корана во время дополнительных ночных намазов.

Тем не менее, если человек не в состоянии выучить суру «аль-Фатиха» наизусть и читать ее в намазе, то ему разрешается вместо этого восхвалить Аллаха и воздать Ему хвалу. В длинном хадисе Рифаата б. Рафиа о том, как посланник Аллаха, e, обучал человека правилам совершения намаза, говорится: «Если ты знаешь Коран, то читай его. В противном же случае воздай хвалу Аллаху, возвеличь Его и засвидетельствуй Его единство, а затем соверши поясной поклон».[1057]

А в другом хадисе, переданном Ахмадом, Абу Давудом и ан-Насаи со слов Абдуллаха б. Абу Ауфы, сообщается, что некий мужчина к пророку, e, и сказал: «Я не в состоянии запомнить что-либо из Корана. Научи же меня тому, что засчитается мне». Он сказал: «Скажи: «Субхана-ллах! Валь-хамду лиллях! Валя иляха илляллах! Ва-ллаху акбар! Валя хауля валя куввата илля би-ллях!» Эти слова означают: «Пречист Аллах! И хвала Аллаху! И нет божества, кроме Аллаха! И превелик Аллах! И нет силы и могущества, кроме как от Аллаха!»[1058]

Опираясь на достоверные хадисы, богословы считали, что читать суру «аль-Фатиха» обязательно в каждом ракате намаза. Ан-Навави и Ибн Хаджар сообщили, что этого мнения придерживалось большинство ученых. В известном хадисе о молящемся, который совершал намаз с ошибками, сообщается, что пророк, e, сказал ему: «И поступай таким образом в каждом ракате». А в хадисе, переданном аль-Бухари со слов Абу Катады, говорится, что посланник Аллаха, e, читал суру «аль-Фатиха» в каждом ракате.[1059]

Однако между богословами были разногласия относительно чтения суры «аль-Фатиха» во время группового намаза позади имама. Следует знать, что в первых двух ракатах пятничного, рассветного, закатного и вечернего обязательных намазов желательно, чтобы имам, руководящий групповым намазом, и совершающий намаз в одиночку читали Коран вслух. Единое мнение богословов по этому вопросу пересказывали ан-Навави, Ибн Хазм, Ибн Теймиййа.[1060]

Законоведы ханифитского толка считали, что совершающий намаз позади имама не должен читать Коран ни тогда, когда имам читает Коран вслух, ни тогда, когда он читает Коран про себя. Они опирались на хадис Укбы б. Амира, в котором говорится: «Если кто-нибудь совершает намаз вместе с имамом, то чтение имама засчитывается и ему».[1061] Однако это мнение является несильным, потому что этот хадис имеет общий смысл, который конкретизируется другими достоверными преданиями.

Зейд б. Али, Исхак б. Рахавейх, Ахмад, Малик и многие другие богословы считали, что молящийся позади имама не должен читать суру «аль-Фатиха», если имам читает Коран вслух. Это мнение подтверждается целым рядом священных текстов.

Всевышний сказал: «Когда читается Коран, то слушайте его и храните молчание, – быть может, вас помилуют». [1062] Ибн Аббас в толковании этого аята сказал: «Это относится к предписанным (т.е. обязательным) намазам».[1063]

Передают, что Абу Хурейра рассказывал, что посланник Аллаха, e, сказал: «Имам назначается для того, чтобы с него брали пример, и если он возвеличивает Аллаха, то и вы возвеличивайте Аллаха, если он читает Коран, то вы молчите и слушайте, а если он говорит: «Аллах слышит того, кто восхваляет Его!» – то говорите: «Господь наш! Хвала Тебе!»[1064]

В другом хадисе Абу Хурейры говорится: «Однажды посланник Аллаха, e, совершил намаз, в котором он прочел Коран вслух, а затем сказал: «Кто-нибудь из вас читал Коран вместе со мной сейчас?» Один мужчина сказал: «Да, о посланник Аллаха!» Он сказал: «Я же говорю, что кто-то соперничает со мной в чтении Корана!» Услышав эти слова от посланника Аллаха, e, люди перестали читать Коран вместе с ним, когда он читал Коран вслух. Этот хадис передали Малик, Ахмад, Абу Давуд и ат-Тирмизи, причем последний назвал хадис хорошим.[1065]

Это мнение является сильным, однако все упомянутые доводы имеют общий смысл, который конкретизируется хадисами о необходимости чтения суры «аль-Фатиха» позади имама даже тогда, когда он читает Коран вслух. Поэтому богословы шафиитского толка считали, что совершающий намаз позади имама обязан читать суру «аль-Фатиха» во всех намазах, независимо от того, читает имам Коран вслух или про себя. Они опирались на несколько хадисов.

Передают, что Убада б. ас-Самит рассказывал, что пророк, e, сказал: «Пусть никто из вас не читает ничего из Корана, когда я читаю вслух, кроме Матери Корана».[1066]

В другом хадисе Убады б. ас-Самита говорится: «Однажды во время рассветного намаза посланник Аллаха, e, прочел Коран с трудом. Завершив намаз, он сказал: «Я вижу, что вы читаете Коран позади вашего имама». Мы сказали: «Да, о посланник Аллаха! Клянемся Аллахом!» Он же сказал: «Не читайте ничего, кроме Матери Корана, ибо намаз не засчитывается тому, кто не прочел ее».[1067]

Таким образом, если имам читает Коран про себя, то молящиеся позади него должны читать суру «аль-Фатиха» и могут прочесть другие суры. Если же имам читает Коран вслух, то они должны прочесть про себя только суру «аль-Фатиха» и ограничиться этим. Это мнение является наиболее правильным, а лучше всего об этом известно Аллаху.

Между богословами шафиитского толка были разногласия по поводу того, когда именно следует читать суру «аль-Фатиха» позади имама. Одни отмечали, что из очевидного смысла хадисов следует, что читать ее можно вместе с имамом, когда он сам читает суру «аль-Фатиха». Другие считали, что читать ее следует, когда имам приступает к чтению другой суры. Третьи утверждали, что лучше читать ее во время пауз, которые делает имам, и это мнение является наиболее предпочтительным, потому что против такого способа чтения не выступает ни один из богословов. Но следует знать, что достоверных хадисов о том, когда именно следует читать суру «аль-Фатиха», нет, и любой из перечисленных способов является правильным и законным.

Завершив чтение суры «аль-Фатиха» во время намаза, полагается произнести слово «Аминь». Передают, что Абу Хурейра рассказывал, что посланник Аллаха, e, сказал: «Когда имам скажет: «Аминь!», вы тоже говорите: «Аминь!» И кто скажет «Аминь!» вместе с ангелами, тому будут прощены совершенные им ранее грехи».[1068]

В хадисе Ваиля б. Худжра говорится: «Я слышал, как пророк, e, произнеся слова «…не тех, на кого пал гнев, и не заблудших», говорил: «Аминь!», удлиняя звуки.[1069]

В другом хадисе, переданном Абу Давудом со слов Абу Хурейры, говорится: «Когда посланник Аллаха, e, произносил слова «…не тех, на кого пал гнев, и не заблудших», он говорил: «Аминь!» так, чтобы его услышали находящиеся рядом с ним в первом ряду. А в версии Ибн Маджи говорится: «Он произносил «Аминь!» так, чтобы его услышали стоящие в первом ряду, а затем от этого слова сотрясалась вся мечеть».[1070]

Опираясь на эти и другие хадисы, аш-Шафии, Ахмад, Исхак б. Рахавейх и многие другие считали, что произносить «Аминь!» следует вслух, причем это относится ко всем молящимся без исключения. Малик, согласно одному из сообщений, считал, что имам не должен говорить: «Аминь!», если он читает Коран вслух. Согласно другому сообщению, он считал, что имам вообще не должен произносить этого слова. Этого же мнения придерживались куфийские богословы и законоведы ханифитского толка, однако оно не подтверждается достоверными хадисами.

Относительно значения слова «Аминь!» существуют разные мнения. Согласно наиболее достоверному мнению, оно означает: «Боже, ответь!»[1071] Из достоверных хадисов видно, что произнесение слова «Аминь!» вместе является одним из достоинств и преимуществ мусульманской общины. Передают, что Аиша рассказывала, что посланник Аллаха, e, сказал: «Иудеи ни в чем не завидуют вам так, как они завидуют вам, когда вы приветствуете друг друга миром и говорите «Аминь!».[1072]

После чтения Матери Писания молящийся может прочесть любую другую кораническую суру. Из достоверных хадисов также известно, что иногда пророк Мухаммад, e, в одном ракате после суры «аль-Фатиха» читал сразу несколько сур, но разрешал ограничиваться прочтением только Матери Писания. Более подробно об этом можно узнать из книг по мусульманскому законоведению или литературы, посвященной правилам совершения намаза. Я же подробно осветил этот вопрос в книге «Мусульманское право в преданиях».

В этой главе нам осталось упомянуть о том, что посланник Аллаха, e, запретил читать Коран во время поясных и земных поклонов в намазе. Передают, что Ибн Аббас рассказывал: «Люди выстроились в ряды позади Абу Бакра, когда посланник Аллаха, e, отдернул занавес. Он сказал: «О люди! Из пророческих благовещений остаются только благочестивые сновидения, которые будут видеть мусульмане или которые будут показаны им. Слушайте же! Мне запрещено читать Коран в поясных и земных поклонах. Посему в поясных поклонах возвеличивайте Господа, Велик Он и Могуч. А во время земных поклонов усердно взывайте к Аллаху. Так вы заслужите того, чтобы ваша мольба была услышана».[1073]

В другом хадисе, переданном со слов Али б. Абу Талиба, говорится: «Посланник Аллаха, e, запретил мне читать Коран во время поясных и земных поклонов».[1074]

Из этих преданий следует, что читать Коран в поясных и земных поклонах запрещено, потому что поясные поклоны являются местом восхваления Аллаха, а земные поклоны – местом восхваления Аллаха и мольбы. Имам ан-Навави сказал: «Если молящийся прочел в поясном или земном поклоне что-либо, кроме суры «аль-Фатиха», то намаз не становится недействительным, хотя это и нежелательно. Если же он прочел суру «аль-Фатиха», то богословы нашего толка высказывали по этому поводу два мнения. Наиболее достоверное из них заключается в том, что это – нежелательно, но намаз от этого не становится недействительным. Согласно второму мнению, поступать так категорически запрещено, и намаз становится недействительным, если молящийся сделал это сознательно. Если же он поступил так по ошибке, то это нежелательно. И независимо от того, поступил он так осознанно или по ошибке, по мнению имама аш-Шафии, он должен совершить поклоны для невнимательных».[1075]

 

разногласия вокруг «Басмалы»

«Басмалой» называется первый аят, которым открывается священный Коран – «Би-сми-лляхи-р-рахмани-р-рахим». Он означает: «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!»

Знатоки Корана и богословия придерживались разных мнений о том, какое место этот аят занимает в писании Аллаха.

Ибн Аббас, Ибн Умар, Ибн аз-Зубейр, Тавус, Ата, Макхуль, Ибн аль-Мубарак и многие другие считали, что «басмала» является аятом как в суре «аль-Фатиха», так и в остальных коранических сурах, кроме суры «ат-Тауба». Это мнение разделяли Ахмад, Исхак, Абу Убейд, а также куфийские, мекканские и большинство иракских богословов. Аль-Хаттаби сообщил, что это мнение также разделяли Абу Хурейра и Саид б. Джубейр.

Аль-Бейхаки сообщил, что Али б. Абу Талиб, аз-Зухри, Суфьян ас-Саури считали, что «басмала» является аятом только в Матери Писания. В книге «ас-Сунан аль-Кубра» он также сообщил, что этого мнения придерживались и Ибн Аббас и Мухаммад б. Кааб.

Аль-Аузаи, Малик, Абу Ханифа, Давуд, а также другие богословы Медины, Шама и Басры считали, что «басмала» не является аятом ни в одной из коранических сур, но является самостоятельным аятом, разделяющим суры. Передают, что это мнение также высказывал имам Ахмад.[1076]

Наиболее сложным мне представляется вопрос о том, является ли «басмала» первым аятом в Матери Писания, потому что доводы каждой из сторон довольно убедительны.

Богословы, не включающие «басмалу» к суре «аль-Фатиха», опирались на многочисленные сообщения о том, что во время намазов посланник Аллаха, e, не произносил «басмалу» вслух. Передают, что Анас рассказывал, что пророк, e, Абу Бакр и Умар начинали намаз словами «Хвала Аллаху, Господу миров!» Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. В версии последнего также говорится, что они не произносили слов «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!» ни в начале суры «аль-Фатиха», ни после нее. А в версии Ахмада, ан-Насаи и Ибн Хузеймы сообщается, что они не произносили слов «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!» вслух. В одной из версий Ибн Хузеймы говорится, что они произносили слова «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!» про себя.[1077]

Еще одним сильным доводом в пользу этого мнения является хадис Абу Хурейры о том, что посланник Аллаха, e, сказал: «Если кто-нибудь совершил намаз, не прочитав в нем Мать Писания, то он является несовершенным». Он повторил это трижды, а люди сказали ему: «Но ведь мы стоим позади имама!» Он же сказал: «Читай ее про себя, потому что я слышал, как посланник Аллаха, e, сказал: «Великий и Могучий Аллах сказал: «Я разделил намаз между Мной и Моим рабом на две части, и Мой раб получит то, что просит». Когда раб говорит: «Хвала Аллаху, Господу миров», – Аллах говорит: «Мой раб воздал Мне хвалу». Когда он говорит: «Милостивому, Милосердному», – Аллах говорит: «Мой раб восхвалил Меня». Когда он говорит: «Властелину Дня воздаяния», – Аллах говорит: «Мой раб восславил Меня». Как-то он сказал: «Мой раб положился на Меня». Когда раб говорит: «Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи», – Аллах говорит: «Это будет поделено между Мной и Моим рабом, и раб Мой получит то, что попросит». Когда же он говорит: «Наставь нас на прямой путь, путь тех, кого Ты облагодетельствовал, не тех, на кого пал гнев, и не заблудших», – Аллах говорит: «Это – для раба Моего, и раб Мой получит то, что просит».[1078]

В этом хадисе содержатся два указания на то, что «басмала» не относится к Матери Писания. Во-первых, «басмала» вообще не упоминается в нем, а сура «аль-Фатиха» начинается аятом «Хвала Аллаху, Господу миров». Во-вторых, слова «Наставь нас на прямой путь, путь тех, кого Ты облагодетельствовал, не тех, на кого пал гнев, и не заблудших» принимаются как три аята. И поскольку абсолютно все богословы согласны в том, что Мать Писания состоит из семи аятов, [1079] получается, что «басмала» не относится к этой суре.

И хотя это мнение представляется весьма обоснованным, хадис Абу Хурейры не является неопровержимым доводом, поскольку упомянутое в нем разделение суры «аль-Фатиха» имеет отношение к намазу, а не к самой суре вообще. Поэтому не все богословы соглашались с этим доводом.

Законоведы, относящие «басмалу» к суре «аль-Фатиха», опирались на хадисы о том, что посланник Аллаха, e, начинал чтение этой суры с произнесения «басмалы». Передают, что Анаса б. Малика спросили: «Как читал Коран пророк, e?» Он сказал: «Он удлинял определенные звуки». После этого он прочитал: «Би-сми-лляхи-р-рахмани-р-рахим», протяжно прочитав слова «би-сми-лляхи», и слово «ар-рахман», и слово «ар-рахим».[1080]

В качестве довода они также приводили хадис матери правоверных Умм Саламы о том, что посланник Аллаха, e, читая суру «аль-Фатиха» в намазе, вначале произносил «басмалу» и считал ее одним из аятов.[1081]

Тем не менее, он усиливается другим хадисом, рассказанным со слов Абу Хурейры, в котором сообщается, что пророк Мухаммад, e, сказал: «Когда вы читаете: «Хвала Аллаху…», читайте также: «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!» Воистину, эта сура является Матерью Корана, Матерью Писания и семью часто повторяемыми аятами. «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!» является одним из них».[1082]

Я же говорю, что если этот хадис достоверен, то мнение о том, что «басмала» является первым аятом Матери Писания, является наиболее правильным. А лучше всего об этом известно Аллаху!

Что же касается всех остальных сур, то «басмала» не является их составной частью, но является самостоятельным аятом, служащим для разделения сур и испрашивания благословения. В пользу этого мнения свидетельствует хадис Абу Хурейры, в котором сообщается, что пророк, e, сказал: «В Коране есть сура, состоящая из тридцати аятов, которая заступается за человека до тех пор, пока ему он не будет прощен. Это – сура «Благословен Тот, в Чьей Руке власть…» [1083]

Известно, что сура «аль-Мульк» без «басмалы» состоит из тридцати аятов. Следовательно, она не является частью этой суры, и то же самое можно сказать об остальных коранических сурах. Единственным же исключением из этого правила является сура «аль-Фатиха».

Следует знать, что между богословами нет разногласий по поводу того, что различное отношение к «басмале» не относится к проявлениям неверия и не выводит человека из Ислама, поскольку разногласия по этому вопросу существуют со времен сподвижников. В то же время богословы единодушны в том, что если человек отрицает хотя бы одну букву в Коране, которая признается всему мусульманами, то он является неверующим. Богословы также единодушны в том, что «басмала» является аятом из суры «ан-Намль» и что она пишется в начале каждой коранической суры, кроме суры «ат-Тауба». Между чтецами Корана также нет разногласий по поводу необходимости чтения «басмалы» в начале Матери Писания и всех остальных сур, кроме суры «ат-Тауба», если человек приступает к чтению с начала суры. Если же читающий Коран после завершения одной суры пристипает к чтению другой, то Ибн Касир, Калун, Асым и аль-Касаи произносили «басмалу» в начале следующей суры, тогда как Абу Амр, Хамза, Варш и Ибн Амир не произносили ее.[1084]

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.