Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы ниспослания откровений






Мусульманские богословы, опираясь на достоверные предания о жизни посланника, e, отмечали, что божественное откровение ниспосылалось ему в разных формах. Как уже было отмечено в предыдущей главе, самой ранней формой ниспослания откровения были благочестивые или правдивые сновидения, которые приходили подобно утренней заре. Они начались еще до начала пророчества и продолжались на протяжении всей жизни посланника, e.

Второй формой ниспослания откровений было внушение. Ангел внушал его пророку, e, и оно доходило до его разума и сердца. В хадисе Абу Умамы сообщается, что пророк, e, сказал: «Поистине, Святой дух внушил мне, что человек не умрет, пока не исчерпает своего удела. Бойтесь же Аллаха, и обращайтесь с молитвами к Аллаху должным образом, и пусть то, что вы считаете задержкой в получении вами удела, ни в коем случае не побуждает вас добиваться его путем ослушания Аллаха, ибо, поистине, получить то, что есть у Аллаха, можно только с помощью проявления покорности Ему».[195]

Третьей формой было явление ангела в образе человека, и свидетелями такого ниспослания откровений иногда становились сподвижники. Подтверждением этого является известный хадис Умара б. аль-Хаттаба о том, как ангел Джибрил предстал перед пророком, e, в образе опрятного мужчины с жгучими черными волосами, в совершенно белой одежде, и расспросил его об исламе, о вере и о добродетели. В хадисе сообщается, что после его ухода пророк, e, сказал: «Это Джибрил явился к вам, чтобы научить вас вашей религии».[196] А в хадисе, переданном ан-Насаи, упоминается о том, что Джибрил приходил к пророку, e, в образе Дихьи аль-Кальби.[197]

Четвертой формой было появление ангела, сопровождавшееся звуком, напоминавшим звук колокола. Передают, что Аиша рассказывала, что аль-Харис б. Хишам спросил: «О посланник Аллаха! Каким образом к тебе приходит откровение?» Он сказал: «Иногда оно является ко мне подобно колокольному звону, и для меня это является самой тяжелой формой. Оно покидает меня, когда я уже запомнил его. Иногда же ангел предстает передо мной в облике мужчины. Он разговаривает со мной, и я запоминаю то, что он говорит». Аиша сказала: «Я видела, как откровение нисходило к нему в очень холодный день, и когда оно покидало его, его лоб был покрыт потом».[198]

А в «аль-Муснаде» имама Ахмада приводится хадис от Абдуллаха б. Умара: «Я спросил пророка, e: «Чувствуешь ли ты откровение?» Он ответил: «Я слышу звон и тут же замолкаю. И еще не было случая, когда приходило откровение, чтобы мне не казалось, что душа отлетает». Аль-Хаттаби говорил: «Имеется в виду, что сначала он слышал звук, но не разбирал то, что слышал, а потом уже понимал услышанное». Говорили также, что это звук крыльев ангела. Назначение же этого предшествовавшего звука было в том, что откровение поражало слух, и в нем ни для чего другого не оставалось места.[199]

Эта форма была наиболее тяжкой для пророка, e, потому что ангел крепко сжимал его, в результате чего его лоб покрывался испариной даже в самые холодные дни, а его верблюдица садилась на колени, если он сидел верхом. Имам Ахмад передал слова Аиши: «Когда пророк, e, получал откровение, сидя верхом на верблюдице, она садилась на колени и не могла шевельнуться».[200] Однажды, когда пришло такое откровение, нога пророка, e, касалась ноги Зейда б. Сабита, и она стала такой тяжелой, что нога Зейда чуть не сломалась.[201]

Пятой формой было явление ангела в том облике, в котором он был сотворен. Подобное случалось с ним дважды, о чем упоминается в Коране: «Научил его обладающий могучей силой и прекрасным сложением (или благоразумием). Он вознесся (или выпрямился) на наивысшем горизонте. Потом он приблизился и спустился. Он находился от него (Джибрил от Мухаммада или Мухаммад от Аллаха) на расстоянии двух луков или даже ближе. Он внушил Его рабу откровение, и сердце не солгало о том, что он увидел. Неужели вы будете спорить с ним о том, что он увидел? Он уже видел его другое нисхождение у Лотоса крайнего предела, возле которого находится Сад пристанища». [202]

Таким образом, пророк Мухаммад, e, видел ангела Джибрила в том облике, в котором он был сотворен, вначале на наивысшем горизонте, а затем у Лотоса крайнего предела.[203] Передают, что Аиша спросила пророка, e, о том, кого он видел на ясном горизонте и во время второго нисхождения. Он сказал: «Это был Джибрил. Я никогда не видел его в том облике, в котором он был сотворен, кроме тех двух раз. Я видел, как он спускался с небес. Он имеет огромное сложение и занимает все пространство между небом и землей».[204]

Шестой формой было то, как Аллах вменил ему в обязанность совершение пяти обязательных ежедневных намазов. Это произошло путем внушения, без посредничества ангела, когда пророку, e, было позволено подняться выше семи небес.[205]

Седьмой формой была беседа с Аллахом из-за завесы без посредников. Из коранических текстов известно, что таким образом Аллах беседовал с пророком Мусой. О том же, что это случилось и с пророком Мухаммадом, e, свидетельствует известный хадис о ночном путешествии в Иерусалим и вознесении на небеса.[206]

Некоторые богословы упоминали и о восьмой форме ниспослания откровения, утверждая, что Аллах разговаривал с пророком, e, без какой-либо преграды или завесы между ними. Это мнение опирается на толкование аятов из суры «ан-Наджм», согласно которому пророк, e, во время вознесения на небеса увидел Всевышнего и Всеблагого Господа воочию. Разногласия по этому поводу существовали как между ранними, так и между поздними комментаторами, хотя сподвижники практически единодушно разделяли точку зрению Аиши. По свидетельству Усмана б. Саида ад-Дарими, сподвижники были единодушны в том, что в этих аятах речь идет об ангеле Джибриле.[207] Это мнение подтверждается и кораническими аятами о невозможности лицезреть Аллаха в этом мире. Всевышний сказал: «Человек не достоин того, чтобы Аллах разговаривал с ним иначе, как посредством откровения или через завесу. Или же Он отправляет посланца, который с Его позволения внушает посредством откровения то, что Он желает. Воистину, Он – Возвышенный, Мудрый». [208]

Увидеть Аллаха воочию верующие рабы сумеют только в будущей жизни, что подтверждается текстами Корана и Сунны, и в этом состоит твердое убеждение приверженцев Сунны и единой общины. Всевышний сказал: «Одни лица в тот день будут сиять и взирать на своего Господа». [209]Передают также, что Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что однажды люди спросили: «О посланник Аллаха! Увидим ли мы нашего Господа в День воскресения?» Посланник Аллаха, e, сказал: «Мешаете ли вы друг другу, когда смотрите на луну в полнолуние?» Они ответили: «Нет, о посланник Аллаха!» Он сказал: «А мешаете ли вы друг другу, когда смотрите на солнце в безоблачный день?» Они ответили: «Нет, о посланник Аллаха!» Он сказал: «Воистину, таким же образом вы увидите своего Господа».[210]

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.