Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Межличностное восприятие и понимание человека






В содержательном плане рассматриваются три основные задачи межличностного взаимодействия:

  • межличностное восприятие и понимание человека;
  • формирование межличностных отношений;
  • оказание психологического воздействия. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Психологический портрет индивида (как он воспринимается ближайшим окружением) формируется в ходе решения первой задачи.
Понятие " восприятие человека человеком" недостаточно для полного познания людей. Впоследствии к нему добавилось понятие " понимание человека", что предполагает подключение к процессу восприятия человека и других познавательных процессов. Эффективность восприятия связана с социально-психологической наблюдательностью - свойством личности, позволяющим ей улавливать в поведении человека малозаметные, но существенные для его понимания особенности. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Особенности воспринимающего зависят от:

  • пола;
  • возраста;
  • национальности;
  • темперамента;
  • состояния здоровья;
  • установок;
  • опыта общения;
  • профессиональных и личностных особенностей и др. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Женщины, по сравнению с мужчинами, точнее идентифицируют эмоциональные состояния и межличностные отношения людей. С возрастом легче дифференцируются эмоциональные состояния. Человек воспринимает окружающий его мир через призму своего национального образа жизни. Успешнее определяют различные психические состояния и межличностные отношения те люди, которые имеют более высокий уровень социального интеллекта.
Объектом познания является как физический, так и социальный облик человека. При восприятии фиксируется первоначально физический облик, к которому относятся анатомические, физиологические, функциональные и паралингвистические характеристики. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

  • К анатомическим (соматическим) особенностям относятся:
    • рост;
    • голова;
    • руки и др. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
  • Физиологические характеристики включают:
    • дыхание;
    • кровообращение;
    • потоотделение и т.д. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
  • Функциональные особенности включают:
    • осанку;
    • позу;
    • походку. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Паралингвистические (невербальные) особенности общения включают мимику, жесты и телодвижения. Однозначные эмоции несложно дифференцировать, а смешанные и слабовыраженные психические состояния распознаются гораздо труднее (рис. 1). (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Социальный облик предполагает социальное оформление внешности, речевые, экстралингвистические, проксемические и деятельностные характеристики. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Социальное оформление внешности (внешний облик) включает одежду человека, его обувь, украшения и другие аксессуары. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Рис 1. Дифференциация эмоций

Проксемические особенности общения относятся к расстоянию между общающимися и их взаимному расположению. Примером из художественной литературы, демонстрирующим умение определять по особенностям речи место рождения и профессию, является профессор фонетики Хиггинс из пьесы Б. Шоу " Пигмалион". (См. дополнительный иллюстративный материал.)
Экстралингвистические особенности речи предполагают своеобразие голоса, тембр, высоту и т. д. При восприятии человека социальные особенности, по сравнению с физическим обликом, наиболее информативны.(См. дополнительный иллюстративный материал.)
Процесс познания человека включает:

  • механизмы, искажающие представления о воспринимаемом;
  • механизмы межличностного познания;
  • обратную связь от объекта;
  • условия, в которых происходит восприятие. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Механизмы, искажающие формирующийся образ воспринимаемого, ограничивают возможность объективного познания людей. Наиболее значимыми из них являются:

  • механизм первичности, или новизны (сводится к тому, что первое впечатление о воспринимаемом влияет на последующее формирование образа познаваемого объекта);
  • механизм проекции (перенос на людей психических особенностей воспринимающих);
  • механизм стереотипизации (отнесение воспринимаемого человека к одному из известных субъекту типов людей);
  • механизм этноцентризма (пропуск всей информации через фильтр, связанный с этническим образом жизни воспринимающего). (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Для восприятия человека и его понимания субъект неосознанно выбирает различные механизмы межличностного познания. Основным является механизм интерпретации (соотнесения) личностного опыта познания людей вообще с восприятием данного человека. Механизм идентификации в межличностном познании представляет отождествление себя с другим человеком. Субъект также использует механизм каузальной атрибуции (приписывание воспринимаемому определенных мотивов и причин, объясняющих его поступки и другие особенности). Механизм рефлексии другого человека в межличностном познании включает осознание субъектом того, как он воспринимается объектом. При межличностном восприятии и понимании объекта существует достаточно строгий порядок функционирования механизмов межличностного познания (от простых к сложным).
В ходе межличностного познания субъект учитывает поступающую к нему по различным сенсорным каналам информацию, свидетельствующую об изменении состояния партнера по общению. Обратная связь от объекта восприятия выполняет для субъекта осведомительную и корригирующую функцию в процессе восприятия объекта.
К условиям восприятия человека человеком относятся ситуации, время и место общения. Сокращение времени при восприятии объекта снижает возможность воспринимающего получить достаточную информацию о нем. При длительном и тесном контакте у оценивающих начинают проявляться снисходительность и фаворитизм (от лат. Favor - благосклонность). (См. дополнительный иллюстративный материал.)






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.