Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Закон экономии времени как экономии суммы прошлого, живого и будущего труда






В экономической теории закон экономии времени рассматривается как экономия суммы прошлого и живого труда на единицу продукции или как неуклонное снижение себестоимости продукции на единицу потребительной стоимости.

Этот подход охватывает только затраты в сфере производства товара, без увязки их с будущими затратами в сфере потребления и полезным эффектом товара у потребителя. Если применить к проблеме экономии времени совокупность научных подходов, то закон экономии времени будет отражать экономические процессы в динамике, за весь жизненный цикл товара. Тогда совокупные затраты будут равны сумме прошлого, живого и будущего труда (который потребуется затратить в будущем для получения от товара полезного эффекта). Закон экономии времени будет выражаться формулой:

 

 

где ПТ — затраты прошлого (овеществленного) труда на производство или потребление товара;

ЖТ — затраты живого труда, т. е. заработная плата всех работников, приходящаяся на данный товар на данной стадии его жизненного цикла, плюс прибыль на этой стадии (или необходимый и прибавочный труд);

БТ — затраты будущего труда, которые будут осуществляться в будущие периоды для производства или потребления товара;

Пс — суммарный, за нормативный срок службы, полезный эффект или отдача товара у потребителя.

 

Сумма прошлого, живого и будущего труда — это совокупный труд за жизненный цикл товара (в конкретной экономике — это совокупные затраты). Доля каждого вида труда в совокупном труде изменяется в динамике. Например, перед началом маркетинговых исследований совокупный труд равен будущему, т.е. к исследованиям еще не приступили, не понесли никаких затрат. После окончательной утилизации товара, наоборот, весь совокупный труд равен прошлому труду, т.е. в будущем уже не надо будет нести по данному товару какие-либо затраты. Будущий труд при наступлении соответствующей стадии раскладывается на обычные прошлый и живой труд.

Чтобы лучше понять динамику изменения структуры совокупного труда, приведем пример (табл. 2.2).

 

Таблица2.2

Динамика структуры совокупного труда в среднем по единице автомобиля " ГАЗ 53А" за 10 лет его использования (цифры ориентировочные)

 

Стадия жизненного цикла автомобиля Примерная структура затрат к моменту завершения стадии жизненного цикла автомобиля, %
  прошлый труд живой труд будущий труд совокуп- ный труд
1. Стратегический маркетинг и НИОКР   0, 20   0, 10   99, 70    
2. ОТПП   0, 85   0, 15   99, 00    
3. Производство   3, 50   0, 80   95, 70    
4. Обращение (включая строительство гаража и ремонтной базы) 9, 40   1, 20   89, 40    
5. Эксплуатация   77, 30   16, 60   6, 10    
6. Капитальные ремонты   98, 60   1, 35   0, 05    
7. Утилизация   99, 95   0, 05   0, 00    

Анализ данных, приведенных в табл. 2.2, показывает, что доля затрат на маркетинг и НИОКР в совокупных затратах за жизненный цикл автомобиля - составляет 0, 3% (0, 20 + 0, 10), на организационно-технологическую подготовку производства — 0, 7% (0, 85 +0, 15 - 0, 30), производство — 3, 3, подготовку к функционированию у потребителя — 6, 3, эксплуатацию (включая ремонты) — 89, 4%. При расчете долей следует учитывать переход из предыдущей стадии в последующую прошлого и живого труда. Например, на стадии производства из предыдущих стадий в качестве прошлого труда перешел 1% затрат (0, 85% прошлого труда из стадии ОТПП плюс 0, 15% живого труда, которые для стадии производства являются уже прошлым трудом). Тогда доля прошлого труда на стадии производства равна 3, 5% (1% + 3, 3% доли цены - 0, 8 % доли живого труда).

Результаты анализа динамики структуры совокупного труда могут быть использованы для нахождения узких мест в ресурсоемкости товара. Например, по данному объекту массового производства незначительны затраты на маркетинг и НИОКР (0, 3% от совокупных затрат), что не позволило тщательно отработать показатели качества и ресурсоемкости автомобиля. Вследствие этого затраты но эксплуатацию и ремонт автомобиля примерно в 20 раз больше затрат на его создание (маркетинг, НИР, ОТПП и производство). Такая картина наблюдается по большинству отечественных изделий машиностроения. Надеемся, что жесткая конкуренция в будущем заставит отечественных машиностроителей правильно расставлять приоритеты.

На эффективность и соответственно конкурентоспособность товара прежде всего влияют три фактора: себестоимость, качество и затраты потребителя. Ориентация любой деятельности на потребителя требует уточнения приоритетов: сначала нужно повышать качество товара, потом снижать затраты у потребителя (прежде всего за счет высокого качества товара и условий его применения), в последнюю очередь нужно снижать себестоимость товара.

Чтобы одновременно повышать качество и снижать затраты, нужно применять современные научные подходы и методы (функционально-стоимостный анализ, прогнозирование, моделирование, оптимизацию и др.).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.