Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приватизация. Частное предпринимательство






Главное в нашей экономической политике на современном этапе — это не быстрая и массовая приватизация крупных предприятий, а либерализация их деятельности, расширение их прав, упрощение налоговой системы, сведение к минимуму разного рода бюрократических процедур, предоставление одинаковых возможностей для любого бизнеса независимо от формы собственности. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что иностранные инвестиции могут прийти лишь в частные предприятия. Поэтому в перспективе, учитывая возрастающие процессы глобализации экономики, неизбежно придется переходить к частной собственности почти во всех сферах экономической деятельности. Но делать это надо постепенно, накапливая опыт, формируя традиции и законодательную базу, причем в первую очередь на примере мелкого и среднего бизнеса.

Экологическая ситуация в Беларуси усложнена последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС, широким развитием химических и нефтехимических производств, промышленности строительных материалов, крупных машиностроительных предприятий. Существовала еще одна проблема: наличие большого количества животноводческих комплексов, которые не были обеспечены реальными возможностями для утилизации отходов. Однако благодаря Программе возрождения села и поднятию сельского хозяйства страны данная проблема уже не так остра.

В ряду требующих разрешения проблем особое место занимает преодоление последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Ущерб, нанесенный республике чернобыльской катастрофой в расчете на 30-летний период ее преодоления, оценивается в 235 млрд. долларов США, что равно 32 бюджетам республики 1985 года. Сюда включены потери, связанные с:

1. ухудшением здоровья населения;

2. ущербом, нанесенным промышленности и социальной сфере, сельскому хозяйству, строительному комплексу, транспорту и связи, жилищно-коммунальному хозяйству;

3. загрязнением минерально-сырьевых, земельных, водных, лесных и других ресурсов;

4. а также дополнительные затраты, связанные с осуществлением мер по ликвидации и минимизации последствий катастрофы и обеспечением безопасных условий жизнедеятельности населения [16].

Государство активно поддерживает население, проживающее в загрязненных районах и пострадавшее от взрыва на ЧАЭС. Данная группа пользуется различными льготами в сфере здравоохранения, образования, при оплате услуг ЖКХ и др.

Устойчиво развивающаяся национальная экономика должна быть эффективной, конкурентоспособной и одновременно социально-ориентированной, ресурсо- и энергосберегающей, экологозащитной.

Одной из важнейших особенностей социальной политики Республики является социальная защита населения. Она представляет собой взаимосвязанные законодательные, экономические и социальные условия, при которых соблюдаются основные права человека и социальных групп населения, и отражает степень их опоры на институты государства. Социальная защита интересов человека включает в себя систему мер:

1. по защите его от безработицы,

2. потери или сокращения доходов в случае болезни,

3. рождения ребенка,

4. производственной травмы,

5. инвалидности,

6. старости и т.п.

В условиях ограниченности материальных и финансовых ресурсов можно реально помочь только тем, кто в силу объективных причин не в состоянии самостоятельно решить проблемы собственного обеспечения. Оказание социальной помощи предполагает применение принципа адресности.

Забота о людях проявляется и в уровне обеспечения их услугами:

1. бытовыми,

2. коммунальными,

3. торговыми,

4. медицинскими,

5. юридическими,

6. организаций культуры,

7. страхования,

8. управления имуществом.

Право на социальную поддержку должно сочетаться с обязанностью активного участия в общественном производстве, в общественно полезном труде, максимальной реализации возможностей граждан по самообеспечению.

Принципами социальной защиты граждан в нашей республике являются:

1. принцип надежности системы социальной защиты населения;

2. принцип максимального использования заработной платы как основного источника обеспечения социальной

3. защиты занятого трудоспособного населения;

4. создание единой системы адресной поддержки нуждающихся и

5. незащищенных слоев и малоимущих групп

6. населения;

7. принцип контроля и проверки нуждаемости в социальной защите;

8. принцип регулирования соотношения сверхвысоких и низких доходов различных слоев населения;

9. принцип реализации целевых программ поддержки государством

10. малообеспеченных граждан.

Таким образом, социальная политика в обществе реализуется в целях:

1. обеспечения условий повышения уровня жизни населения,

2. поддержания справедливости в обществе,

3. нейтрализации негативных последствий функционирования рыночной экономики.

Отсюда следует вывод, что главное в нашей экономической политике на современном этапе — это не быстрая и массовая приватизация крупных предприятий, а либерализация их деятельности, расширение их прав, упрощение налоговой системы, сведение к минимуму разного рода бюрократических процедур, предоставление одинаковых возможностей для любого бизнеса независимо от формы собственности. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что иностранные инвестиции могут прийти лишь в частные предприятия. Поэтому в перспективе, учитывая возрастающие процессы глобализации экономики, неизбежно придется переходить к частной собственности почти во всех сферах экономической деятельности. Но делать это надо постепенно, накапливая опыт, формируя традиции и законодательную базу, причем в первую очередь на примере мелкого и среднего бизнеса.

Главным результатом социально-экономического развития Республики Беларусь в 1994—2005гг. стало создание и деятельность оптимальной социально-экономической системы, основанной на постепенном, эволюционном пути экономических преобразований. Страна сохранила богатства, созданные трудом всего народа, не продала за бесценок землю, заводы и фабрики, приостановила инфляцию и без помощи из-за границы сократила дефицит государственного бюджета. Сохранены и углублены социальные гарантии для людей: жилье, пенсии, бесплатные (за счет бюджета) образование и лечение.

Главной целью социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006—2010 гг. являлся дальнейший рост уровня и качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности экономики, создания государства наибольшего благоприятствования для людей.

Государственными приоритетами социально-экономического развития в 2006—2010 гг. были объявлены:

1. всестороннее гармоничное развитие человека на основе повышения реальных денежных доходов, совершенствования систем образования, здравоохранения и других областей сферы услуг;

2. инновационный путь развития экономики, энерго- и ресурсосбережение;

3. увеличение экспортного потенциала страны на основе повышения конкурентоспособности отечественной продукции;

4. развитие агропромышленного комплекса и социальное возрождение села;

5. развитие малых и средних городов;

6. жилищное строительство [17].

Однако глобальный финансово-экономический кризис, разразившийся в IY квартале 2008 и проявляющийся в течение всего 2009 года, внес свои коррективы в развитие экономики РБ. Он выразился в резком снижении деловой активности, внешнеторговых обменов и ужесточении условий доступа к кредитным ресурсам большинства стран мирового сообщества, привел к негативным тенденциям в экономике Беларуси. К наиболее значимым, с точки зрения последствий, следует отнести:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.