Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальный, индивидуальный и приемлемый риск. Концепция приемлемого риска






 

Ключевой задачей БЖД является снижение риска. Для этого необходимо уметь вовремя распознавать опасности и принимать превентивные меры безопасности. Иными словами говоря, необходимо уметь устранять причины риска, которые по своей природе весьма многообразны и как правило скрыты (не видны «невооруженным глазом»).

Анализ многих ЧС, НС и профзаболеваний свидетельствует о том, что существует сложная причинно-следственная связь между ними и предшествующими им причинами. Все многообразие причин можно свести к природным и антропогенным, которые в свою очередь делятся на экономические, технические и социальные.

Так, например, проводя расследование электротравмы на производстве, выявили причину - низкое сопротивление электроизоляции станка (ниже нормы). Причина - техническая. Однако на этом перечень причин не заканчивается. Очевидно, эта причина не была выявлена и устранена заранее. Значит, в ее основе лежат другие причины - экономические или социальные. Если не хватало средств на контроль, профилактику или замену оборудования - экономические. Если на все это средства выделялись, но не дошли до адресата по причине коррупции, халатности, некомпетентности - социальные.

Риск это частота реализации опасности, ее количественная мера (по В. Маслоу). Определяя риск, нужно указать класс последствий («риск чего»). Так например, в США индивидуальный риск фатального исхода, обусловленный разными причинами составляет:

- автомобильный транспорт - ;

- пожар и ожог - ;

- отравление - ;

- огнестрельное оружие - ;

- электрический ток - 6 ;

- железная дорога - ;

- воздушный транспорт - .

Индивидуальный риск - это вероятность нежелательных последствий, возникающих при определенных опасностях в конкретной точке пространства. Величина риска определяется вероятностью R

,

где n - число нежелательных последствий за период наблюдения (обычно за один год); N - число максимально возможных последствий; t - период времени существования опасности; T - время наблюдения. Так например, если в стране ежегодно от ДТП погибает в среднем 10000 чел при общем количестве жителей

10 млн., то индивидуальный риск от ДТП равен

.

Если вам предстоит побывать в этой стране в течение 1 месяця,, то индивидуальный риск погибнуть в ДТП, составляет

.

По степени допустимости риск бывает пренебрежимый, предельно

допустимый и чрезмерный. В некоторых странах, например Голландии,

приемлемые риски установлены в законодательном порядке. В других странах, в т. ч. нашей - на уровне нормативно-правовых документов (для автомобильного и железнодорожного транспорта, гражданской авиации и т. д.). Так приемлемым рисков гибели в течение года считается . Пренебрежимо малым считается .

Очевидно то, что для снижения риска (своевременного устранения причин) нужны экономические затраты. Чем ниже риск, тем выше затраты, которые не могут быть сколь-угодно большими. Исходя из этого, риск должен быть допустимым (приемлемым).

Сущность концепции допустимого риска состоит в стремлении создать такую безопасность, которую общество может себе позволить, исходя из уровня жизни, социально-политического и экономического состояния, развития науки и техники.

Приемлемый риск определяется техническим и социальным риском (см. рис. 1).

Рисунок 1

Технический риск -риск, связанный с отказом техногенных систем или их неправильнойэксплуатацией.

Социальный риск - это зависимость частоты возникновения нежелательных событий, заключающихся в поражении не менее определенного числа людей, подвергающихся воздействию опасности, от этого числа людей. Социальный риск позволяет судить л масштабах нежелательных последствий.

Вкладывая средства при их общей ограниченности в совершенство техногенных систем, можно резко повысить социально-экономический риск, например из-за роста заболеваемости.

Определение приемлемого риска является важной задачей государства.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.