Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 4. Что такое деструктивная секта






 

Не играйте с масками реальности, пока не научились обращаться с

реальностью масок.

Р. А. Уилсон

Заглянув в толковый словарь, можно узнать, что " секта" -- это

религиозная община, или группа, отколовшаяся от господствующей церкви и

отправляющая специфический культ, а " культ" -- это религиозное служение

божеству и связанные с этим обряды, то есть некая религиозная практика

поклонения и обожествления. Секты как общины, более или менее радикально

порвавшие с официальными, или государственными, церквями, весьма часто

расходятся с ними не только в метафизических, но и в этических вопросах.

Везде, где в той или иной форме существует официальная религия или в основу

государственных (общественных) отношений положены определенные этические

принципы, этика неотделима от политики. Поэтому секты часто бывают

оппозиционны не только по отношению к церкви, но и по отношению к

государственному и социальному порядку. В том же толковом словаре читаем,

что сектой может называться и вполне светская группа лиц со своим

собственным культом. Согласно второму определению, " секта" -- это узкий круг

людей, которые обособились от общества и замкнулись на узком круге

интересов, поклоняясь определенной эстетической или интеллектуальной

программе, тенденции или харизматической личности.

Итак, секта -- это группа, которая характеризуется специфическим

ритуалом поклонения богу или личности, изоляцией от " враждебной" социальной

среды и наличием харизматического лидера.

Хотя странные убеждения и ритуалы секты еще не свидетельствуют о ее

деструктивном характере, в современном мире слово " секта" приобрело крайне

негативный оттенок и ассоциируется с опасной группой людей, возглавляемой

" пророком", психопатом, шарлатаном, или бандитом.

Как уже говорилось, в деструктивных сектах к последователям

систематически применяются современные методы психологической обработки и

приемы воздействия на сознание, активно используются техники модификации

поведения, эксплуатируется внутренне присущий человеку групповой конформизм

и подсознательная потребность подчиняться авторитету. Кроме того, в

деструктивных сектах широко практикуется обман, фальсификация и запугивание.

Это позволяет поэтапно разрушить личность и, манипулируя мыслями, чувствами

и поведением последователей, реформировать их сознание. В деструктивной

секте нарушаются права человека. Активно воздействуя на сознание и

подсознание людей с помощью ряда специальных техник, о которых мы будем

подробно рассказывать, им прививаются фобии и зависимости, лишающие

последователей возможности покинуть секту.

На сегодняшний день существует множество техник воздействия на нервную

систему и мозг человека, то есть на человеческую нейрологию.

Все, что человек думает, помнит, осознает, чувствует и узнает, -- это

результат деятельности мозга. Каждый человек обучается и чувствует

по-своему, потому что в процессе развития нервной системы в его памяти

запечатлевается определенная информация (импринт). Каждый импринт определяет

позитивный или негативный фокус для последующего формирования условных

рефлексов (обуславливания). Именно импринты и условные рефлексы определяют,

как человек воспринимает реальность. С помощью специальных техник человека

можно ввести в состояние так называемой импринтной уязвимости, когда он

становится повышенно внушаемым, и полностью его перепрограммировать.

Создавая новые импринты и новые условные рефлексы, можно изменить систему

представлений, сознание, восприятие реальности и модели мышления. Мозг как

бы " переключается" и начинает работать иначе. Сознание человека изменяется и

человек воспринимает лишь ту реальность, которую ему навязали. Начинается

процесс автоматической фильтрации: сигналы, которые не вписываются в его

новый туннель реальности, экранируются, а информация, которая хорошо

увязывается с навязанной ему системой представлений, воспринимается как

единственно верная. Применяя к людям методы нейрологического воздействия,

секта " стирает" истинную личность и создает " новую" с " новым"

сознанием.

Когда человек долгое время живет в " искусственной" реальности

деструктивной секты, он теряет индивидуальность и живет в скорлупе

" искусственной" личности, созданной сектой. Каждая личность характеризуется

определенным набором убеждений, моделей поведения, стилем мышления и

эмоциональными реакциями. В условиях психологической обработки и

колоссального социального воздействия реальная личность человека,

сформированная родителями, воспитанием, образованием, друзьями и его

свободой выбора, насильно подменяется новой сектантской личностью. Человека

погружают в такую социальную среду, где он вынужден отказаться от прежнего

" Я". Чтобы функционировать в новой групповой реальности, он должен принять

новый облик, который одобряется группой. Любая реальность, которая может

напомнить ему о его прежней личности и вернуть прежнее представление о себе,

искусственно устраняется. Даже если поначалу человек умышленно подыгрывает

окружению, чтобы остаться в группе, со временем он неизбежно пропитывается

тоталитарной идеологией, которая меняет его предыдущую систему

представлений. Такой процесс изменения можно запустить в течение нескольких

часов, но для его стабилизации, как правило, необходимо несколько недель.

Любая тоталитарная система, и, в частности, деструктивная секта, стремится

разрушить индивидуальную целостность человека и его самостоятельность в

принятии решений.

Конституция гарантирует права на свободу совести и вероисповедания, на

личные и гражданские свободы. Группа людей обладает правами на свободу

религиозного сознания и беспрепятственное отправление обрядов, какими бы

странными они ни казались обществу. Если люди хотят верить в то, что

Махараджи Джи, Виссарион, Мария Дэви Христос, Элизабет Профет, Сан Мюн Мун,

Махариши Махеш, Ошо, Джим Джонс, Чарльз Мэнсон или Дэвид Кореш -- мессия,

это их право. Но (и это главное!) никто не имеет права вводить в их

подсознание деструктивные установки, внушая веру в то, что указанный

господин (или госпожа) -- мессия. Никто не имеет права посягать на их

свободы и деструктивно воздействовать на их личность с помощью

психологического программирования и техник манипуляции сознанием.

После окончания второй мировой войны спецслужбы всего мира активно

приступили к экспериментам в области нейропрограммирования личности и

направленного изменения группового и индивидуального сознания. По признанию

ЦРУ, уже в начале пятидесятых годов проводились секретные эксперименты под

кодовым названием MK-ULTRA по исследованию влияния психоделиков, наркотиков,

электрошока и гипнотических техник на человеческую психику.

Особый вклад в психологию внесли работы Курта Левина, который

эмигрировал из нацистской Германии в США. Левин заложил основы такого

направления, как групповая динамика, и занимался активным ее исследованием,

ибо справедливо полагал, что основные изменения личности происходят не в

индивидуальном, а групповом контексте. Он считал группу динамическим целым

" со свойствами, отличными от свойств ее слагаемых или суммы этих слагаемых".

В шестидесятые годы в гарвардском университете под руководством проф.

Тимоти Лири, одного из создателей теории трансакционного анализа и концепции

групповой терапии, проводились исследования в области модификации поведения.

Еще до войны Адлер говорил о значении социального окружения для личности и о

том, что группа позволяет сформировать и модифицировать взгляды и суждения

личностей, которые переживают кризис ценностей и целей. Но проф. Лири

исходил из предположения, что мозг -- это биохимическая электрическая

система, которая обладает способностью воспринимать и конструировать разные

реальности! Чтобы изменить сознание, нужно найти и грамотно использовать

специальный " ключ". Этот ключ " открывает" нервную систему для исследования,

а мозг для перепрограммирования. Он избавляет от обусловленности восприятия,

помогает активизировать новые контуры нервной системы и расширяет сознание.

Справедливость теории проверялась в серии экспериментов по психологической

реабилитации и изменению поведения заключенных. Именно Тимоти Лири был

автором призыва " turn on, tune in, drop out", который переводится как

" включись, настройся, отстранись". " Включись" -- активизируй свои нервные

способности и генетические задатки, " настройся" -- гармонично взаимодействуй

с окружающим тебя миром, а " отстранись" -- активно, избирательно и тонко

" отслаивай" рефлекторные и подсознательные убеждения.

В конце шестидесятых психологи проявили интерес к возможности

модификации поведения отдельных личностей и групп при проведении сеансов

групповой психотерапии, основанных на методе свободных дискуссий. Групповая

дискуссия, роль которой экспериментально и последовательно исследовалась все

тем же Куртом Левином, позволяла столкнуть оппозиционные мнения, помогая

участникам увидеть разные стороны проблемы, и уменьшала их сопротивление

новой информации. Экспериментальные техники, которые разрабатывались из

лучших побуждений, были призваны заставить людей отказаться от привычных

схем поведения и мышления, развивать потенциальные возможности, скрытые

резервы и выводить на уровень самоактуализации. На таких сеансах людей

побуждали " раскрепощаться", избавляться от комплексов, рассказывать группе о

самых интимных личных проблемах. Широкое распространение получила

психотехника, в которой члена группы усаживали в центр круга, а каждый из

присутствующих по очереди указывал ему на его недостатки и проблемы. Нет

необходимости говорить, что без консультации опытного психотерапевта такая

техника может глубоко травмировать человеческую психику и спровоцировать

тяжелые психологические проблемы.

Кроме того, в результате развития системы нейролингвистического

программирования (НЛП) большое количество людей познакомилось с техниками

погружения в гипнотический транс, не имея ни малейшего представления об

этической стороне работы с подсознанием. Ричард Бэндлер и Джон Гриндер,

создатели модели НЛП, активно популяризировали эту технологию в качестве

инструмента для расширения человеческих способностей. Эта модель была

построена на основе модели стратегической психотерапии Мильтона Эриксона, в

которой широко использовались трансовые и гипнотические состояния. Феномен

гипнотического транса (или эриксонианского гипноза) вызывал измененное

состояние сознания, в котором человек становился повышенно внушаемым и

получал установки, вызывающие изменения его личности.

 

 

Если вначале групповые и индивидуальные методики испытывались только на

добровольцах, многие из которых, кстати, положительно оценили этот опыт, то

со временем некоторые техники просочились в массовую культуру и популярную

психологию, став общедоступными. Их бесконтрольно применяли разные люди в

самых разных целях. С помощью этих техник недобросовестные " гуру", жаждавшие

богатства и власти, научились манипулировать последователями. Лидеры самых

разных сект начали понимать, какие преимущества сулит использование новых

методик воздействия на личность. Начала развиваться так называемая

технология " культового менеджмента", на базе которой формировались

современные деструктивные секты нового типа. В таких сектах к последователям

применяется комплекс психологических мероприятий, позволяющих поддерживать у

них определенное состояние сознания, формировать у них настройку на новый,

культовый туннель реальности, а также полностью контролировать их эмоции,

мысли, поведение, деятельность и связи с внешним миром.

В России и Украине разгул деятельности деструктивных сект начался в

начале девяностых, когда пал тоталитарный режим и охранявший его " железный

занавес". Именно тогда население лишилось пропагандистской идеологии,

которая активно формировала общественное сознание и общественный туннель

реальности на протяжении последних семидесяти лет. Тогда же был

расформирован специальный отдел КГБ, который занимался проблемами

психологического и религиозного терроризма и контролировал духовные

потребности сограждан. Свято место пусто не бывает, и территорию России и

Украины наводнили новые идеологи местного и заморского происхождения. Толпы

на стадионах рукоплескали евангелистам и иеговистам, вступали в " Аум

Синрике", объединялись вокруг Марии Дэви Христос, ехали в сибирскую тайгу за

" последнезаветчиком" -Виссарионом, превозносили дианетиков-сайентологов,

обретали " сознание" Кришны", становились крестоносцами-мунистами, слушали

речи американских телевизионных проповедников и зачитывались откровениями в

переводных книгах " божественной дуады" Профетов. Все эти " пророки" новой

эпохи успешно " ловили души" неопытных сограждан, рекламируя и тиражируя

простые рецепты выживания, которые оказались весьма востребованными.

Новоявленные мессии продавали карты " новой реальности" с " маршрутами"

самореализации и достижения гармонии, причем все пути однозначно вели к

просветлению и спасению.

В США секты и " новые религиозные движения" расцвели пышным цветом во

время культурной революции шестидесятых. Миллионы молодых людей, к которым

примкнули и некоторые не догматически настроенные представители старшего

поколения, оказались в этическом вакууме. Заполнять этот вакуум ринулись

духовные " пастыри" и морализирующие мафиози -- так называемые ловцы

человеческих душ. Появился телевизионный евангелизм, популяризированный

буддизм и хипповый индуизм. Пессимистические, полные ностальгии верования

намеренно гасили взрывную волну расширения сознания, сопровождавшую

десятилетие культурной революции. Дивергенция, индивидуализм и утопический

оптимизм шестидесятых были насильственно уничтожены. Духовный бандитизм

приобрел масштабы настоящей эпидемии, а Америка превратилась в дикий

" духовный" Запад. За власть над душами жестоко конкурировали лидеры

религиозных банд и идейно вооруженные пророки. Откуда-то всплыли гуру и

свами, мастера и учителя, наставники и пророки, живые боги и богини. Но о

реальном существовании деструктивных сект и об опасности, которую они

представляют для личности, население Америки узнало только в семидесятые.

" Знакомство" произошло благодаря средствам массовой информации, которые

забили тревогу и тем самым привлекли внимание общественности к этому

феномену. Сначала Америку потрясло известие о похищении Патти Херст, дочери

магната Уильяма Рэндольфа Херста III, которая вдруг стала " Таней" и членом

Симбионской Армии Освобождения -- левоэкстремистской террористической

группировки. Потом стало известно о массовом суициде членов секты " Народный

храм" в Джонстауне. Это заставило общество взглянуть на секты другими

глазами. Над " престолом" лидера " Народного храма" Джонса висел плакат с

лозунгом: " К тому, кто не помнит прошлого, оно приходит снова и снова". Хотя

никто не знает, почему Джонс выбрал в качестве девиза именно это

высказывание Джорджа Сантаяны, полезно задуматься о смысле этой фразы

применительно к современным деструктивным сектам.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.