Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психокоррекционная работа






КОРРЕКЦИОННО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА «Профилактика тревожности у детей дошкольного возраста»

Одной из актуальных проблем является снижение уровня тревожности у дошкольников, так как высокая тревожность оказывает отрицательное, дезорганизующее влияние на результаты любой деятельности дошкольников. Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них. Дети с нормальным уровнем тревожности адекватно реагируют на успех и неудачу в своей деятельности. Ребенок, не испытывающий тревоги и беспокойства, будет значительно меньше зависеть от других людей, от их расположения и заботы, что будет способствовать его психологическому здоровью.

Цель программы – профилактика тревожности у детей старшего дошкольного возраста с помощью народной игрушки.

Задачи программы:

• Создать предметную среду для детей на практических занятиях при работе с народной игрушкой;

• Развивать навыки групповой работы детей, умения взаимодействовать;

• Создать положительный эмоционально-психологический климат;

• Развивать уверенность в себе за счет работы в коллективе;

• Способствовать развитию умения решать проблемные ситуации, ориентироваться в незнакомой обстановке;

• Обучать самостоятельному принятию решений.

Этапы организации работы:

• Предварительный этап:

А) Ознакомление с запросом педагогов и родителей на работу по выявлению тревожности;

Б) Встреча с детьми – развитие мотивации на совместную деятельность;

2. Диагностический этап: первичная диагностика детей;

3. Реализация коррекционно-профилактической программы;

4. Заключительный этап:

А) Итоговая диагностика;

Б) Разработка рекомендаций родителям, педагогам и психологам;

В) Индивидуальные консультации для родителей.

Состав группы: 10 человек.

Режим работы: Программа рассчитана на 8 занятий, которые проводятся 2 раза в неделю. Длительность занятия 20 – 30 минут.

Организация пространства и оборудование:

Условия для проведения программы: комната психолога, где имеется зонирование: зона для изготовления игрушек и игровая зона.

Форма организации предполагает подгрупповую и индивидуальную деятельность детей.

Структура занятий:

• Вводная часть.

Цель – организационные моменты, установка на деятельность, разогрев, беседа по теме занятия.

• Основная часть.

Цель – решение задач программы. Используются техники сказкотерапии, игротерапии, куклотерапии, создание индивидуальных и коллективных творческих работ.

• Заключительная часть: рефлексия.

ЗАНЯТИЕ № 1 «Лес дремучий»

Цель – способствовать развитию умения преодолевать чувство страха, тревоги, за счет выполнения заданий, связанных с двигательной активностью для решения проблемных ситуаций.

Материалы: лист А 4, ножницы, тоннель, сухой бассейн, игрушки, подушки, темные шторы

Содержание занятия:

Детям предлагается отправиться в сказочное путешествие. Но для начала необходимо сделать из простого листа бумаги ворота, чтобы можно было войти в сказку. Дети думают, как их можно сделать, если не могут догадаться, то психолог им помогает. С помощью ворот дети входят в сказку, и начинается путешествие.

Психолог рассказывает сказку:

«Торопился богатырь Светозар с царской службы домой, ждала его там сестра родная, Свет Ярославна. Подошел к избе родительской богатырь, постучал раз – никто не открывает, постучал второй – тишина в ответ. Пригорюнился богатырь Светозар, присел на крылечко, голову опустил. Вдруг откуда ни возьмись мышка, и молвит она человеческим голосом: «Не горюй, добрый молодец, знаю я, где твою сестрицу сыскать, выкрал ее Кощей Бессмертный и унес он ее в дремучий лес. Вот тебе листочек кленовый, куда он полетит, туда и ступай, приведет он тебя к твоей сестре». Собрался Светозар в путь – дорогу. Пустил листочек по ветру и пошел следом. Долго ли коротко ли шел, да зашел в лес дремучий. Потемнело вокруг (окна завешиваются темными шторами), стало сыро и холодно. Деревья все теснее и теснее друг к другу стоят. Понял Светозар, что ему дальше не пройти, а кленовый листочек ему путь в тоннель показывает. Не куда богатырю деваться полез он в тоннель (дети лезут в тоннель), там было очень сыро, темно так, что глаз выколи. Лез он, лез, да и вылез на большую поляну. Вся она была завалена буреломом (в центре навалено много подушек, игрушек), полез через него Светозар (дети перелазят через препятствия), а куда деваться то, листочек летит себе, не останавливается. Думал Светозар, что этот бурелом никогда не закончится, но вот и все. Открылся тут богатырю вид красивый на озеро. Да не может понять он, что это с озером такое странное. Подошел он к нему, хотел воды испить, да смотрит, а вместо воды – камни – мертвое озеро оказалось. Но листочек все летит над озером, полез и богатырь в воду из камней (дети по очереди залазят в сухой бассейн и переплывают его), очень уж трудно плавать в каменном озере, устал богатырь. Вылез богатырь из озера, хотел присесть отдохнуть, как вдруг его ноги стало засасывать в землю. Понял богатырь, что это топкие болота, о которых ему давным – давно дед рассказывал. Вспомнил Светозар наставления деда: нельзя стоять на одном месте, прыгать надо по кочкам, да быстрее на сухое место выбираться. Как рванул богатырь по кочкам, только пятки сверкали (дети прыгают по импровизированным кочкам). Выбрался, наконец – то Светозар на опушку дремучего леса. Перед ним дворец стоит, и тут вдруг листочек кленовый упал на землю и остановился. Понял богатырь, что здесь ему сестрицу свою надо искать. Зашел он во дворец и видит: сидит его сестрица на лавке, горючими слезами заливается. Выходит богатырю навстречу Кощей Бессмертный с мечем золотым. Выхватил тогда Светозар свой меч из ножен и начался бой. Выбился уже богатырь из сил, а у Кощея силушки не убавляется. Собрался Светозар с силами и удар Кощея прямо в грудь мечем. Схватил он свою сестрицу на руки и побежал, куда глаза глядят. Долго бежал он и вдруг остановился, куда идти не знает. Видят они с сестрицей камень большой на дороге лежит. Подошли они к камню, а на нем знаки указывают на три дороги. «Направо пойдешь – беда в дороге может случиться; налево пойдешь – к Кощею Бессмертному попадешь; прямо пойдешь – ждет счастье, веселье и радость». Пошли брат с сестрой прямо, и вышли они прямо на свою деревню. Устроили они пир горой. И стали жить поживать, да добра наживать». Используя те же ворота, которые дети сделали в начале занятия, дети выходят из сказки.

Рефлексия: Трудно ли было преодолевать препятствия вместе с героем? Какое препятствие показалось самым страшным? Как справились с ним?

ЗАНЯТИЕ № 2 «Волшебная комната»

Цель – учить детей определять чувство тревожности через введение сказочного образа, развития сенсорики, чувствительности.

Материалы: кукла «бабушка Марфуша», корзинка, лоскутки ткани, настольная лампа, различные куклы.

Содержание занятия:

Детям предлагается отправиться в гости к доброй бабушке Марфуше. Зажигается «волшебная лампа» и дети оказываются в комнате бабушки. По комнате разбросано много разноцветных лоскутков, дети начинают рассматривать их. Вдруг появляется бабушка Марфуша. Знакомиться с детьми. Бабушка показывает своих кукол. Дарит одних кукол детям, которые боятся, других – смелым ребятам.

Бабушка Марфуша достает из своей корзинки еще много разных лоскутков. Вместе с детьми рассматривает их. Обсуждает с ребятами, какие из этих лоскутков, каким ребятам подходят (боязливым, смелым, добрым, злым и т.д.)

Бабушка разрешает взять с собой по понравившемуся лоскутку и прощается с ребятами.

ЗАНЯТИЕ № 3 «Народная игрушка»

Цель – знакомство с народной игрушкой, с ее функциями и назначением.

Материалы: народные игрушки

Содержание занятия:

Ребята снова отправляются в гости к бабушке Марфуше. Бабушка знакомит детей с народными игрушками.

КУБИКИ: Кубики есть двух видов: с картинками и нерасписанные, для конструирования всяких фигурок и домиков. Из деревянных можно создать домик, башенку, дворец и т.д.

Деревянные кубики твердые, крепкие. Они имеют зафиксированную природу. Из кубиков не построишь все, что пожелаешь, например, круглую башню, норки, пещеры.

ПИРАМИДКА: Что это такое? Деревянная гладкая палочка с широким основанием, на которую последовательно нанизываются круглые разноцветные диски разной величины. Эта пирамидка показывает иерархичность бытия, его слаженность и последовательность красоты. Если самый маленький диск поставить вниз пирамидки, а самый большой — наверх, то она будет неустойчивой, а то и совсем упадет.

Ранее на Руси цвета дисков были строго определенные. Венчать пирамидку — должен белый шарик (символ Бога), ниже следовать — желтый, самый маленький диск (символ ангельских чинов), еще ниже — красный (символ святых), далее – голубой (символ неба), потом — зеленый (символ человека и «всякого дыхания», последний — коричневый (символ земли), завершающий диск, в центре которого утверждена вертикальная палочка, должен быть белого цвета, как венчающий пирамидку шарик. Символическое значение одного цвета шарика и основания — Бог пронизывает Своей Силой всю совокупность бытия.

ВАНЬКА-ВСТАНЬКА: У современных детей имеется, к сожалению, только один образ этой игрушки. Два пластмассовых шарика, поставлены друг на друга. Нижний является туловищем. Верхний — головой. Почему Ванька-встанька всякий раз выпрямляется? Почти все взрослые отвечают неверно: «низ тяжелый, железка на дне, вот и поднимается». Правильный ответ иной: потому что верх легкий.

Игрушки раньше хранились в кованых сундуках, в расписных ларях или, на худой конец, в добротно склоченных ящиках. Этот игрушечный сундук, как мы говорили, — потенциальные миры.

ВОЛЧОК: волчок это - не полумеханическая современная юла, которая приводится в действие винтовой ручкой. Волчок — это круглый, несколько сферический, раскрашенный диск, вращающийся под действием человеческой силы. Есть в волчке еще косвенный смысл. Внешней своей формой он напоминает конфигурацию солнечной системы.

МАТРЕШКА: Принцип матрешки пришел в русскую культуры из японской религиозной традиции в виде разукрашенного яйца. На Востоке яйцо всегда было символом зарождения новой жизни. Яйцо в яйце — принцип существования жизни. Совершенное в Совершенном, Подобное в Подобном, Одно во Всех и Все в Одном — полное соподчинение и единообразие. В этом красота, смысл и спасение человека. Одна, пусть самая большая матрешка, теряет свое значение в отрыве от остальных или хотя бы меньшей из них; она становится «неполной»; но в тоже время любая матрешка сама по себе являет полноту единого образа. В матрешке дается образ «очеловеченного» мира, «очеловеченной» вселенной.

Бабушка предлагает детям устроить народную ярмарку, где дети будут предлагать свои игрушки другим ребятам.

Рефлексия: Понравилось ли играть народными игрушками? Почему выбрали именно эту игрушку? Как пытались продать свою игрушку? Чем она была лучше, чем другие игрушки?

ЗАНЯТИЕ № 4 «Корзинка»

Цель – работа по изготовлению кукол, направленная на развитие навыков ручного труда, на преодоления неуверенности и страха при работе с материалом.

Материалы: лоскутки ткани, нитки, кукла – куватка

Содержание занятия:

Бабушка Марфуша приносит с собой свою волшебную корзинку с лоскутками и нитками. Бабушка показывает ребятам куклу-куватку. Рассказывает о том, что раньше на Руси такую куклу делали и прикрепляли к кроватке младенца, как оберег от злых духов, а также как сенсорную игрушку.

Детям предлагается выбрать любой лоскуток. Бабушка Марфуша показывает как делается кукла-куватка. Дети делают кукол.

После создания кукол детям предлагается подумать как эта кукла может оберегать их и от чего. Ребятам предлагается взять куклу-куватку домой и прикрепить ее к своей кроватке. Подумать над тем, о чем бы они могли просить свою куклу перед тем как заснуть.

Рефлексия: У кого какая получилась кукла? Какой у нее характер (добрый, злой, веселый, грустный)? Что бы она сделала, если бы оказалась в темноте, потерялась в толпе?

ЗАНЯТИЕ № 5 «Кухня Бабушки Марфуши»

Цель – развитие сенсорики, в результате чего происходит снижение уровня тревоги при работе с тестом.

Материалы: мука, соль, вода, музыкальные аудиозаписи

Содержание занятия:

Бабушка Марфуша приглашает ребят на свою кухню. Показывает ребятам муку, соль, воду. Спрашивает: что из этого можно сделать? А из чего можно сделать кукол? Бабушка просит вспомнить сказки, в которых куклы были сделаны из разных материалов (Колобок – из теста, Буратино – из дерева, голуби из сказки «Царевна – Змеевна» - из теста и т.д.) Бабушка Марфуша замешивает тесто из соли, муки и воды. Ребята наблюдают.

Детям предлагается из полученного теста вылепить фигуры людей. Во время работы включается музыка. Затем полученные фигурки ребята рассматривают.

Рефлексия: Когда лепили, боялись, что не получится?

ЗАНЯТИЕ № 6 «Куклы»

Цель – воздействовать на источник страха с помощью создания кукол, развивать чувство уверенности в собственных силах, развитие навыков взаимодействия.

Материалы: лоскутки ткани, нитки, краски, кисти, клей

Содержание занятия:

Бабушка Марфуша снова приносит свою волшебную корзину с лоскутками, нитками. Детям раздаются их куклы. Бабушка просит детей оживить своих кукол. Детям предлагается раскрасить лица кукол, сделать им одежду, приклеить волосы и в процессе работы подумать над тем, как будут звать куклу. Во время работы включается музыка.

Рефлексия: Что получилось? Как назвали свою куклу? Какая она по характеру? Что можно о ней рассказать? С кем она дружит, играет, чего боится?

 

ЗАНЯТИЕ № 7 «Кукла – злюка»

Цель – учить детей ролевым действиям, направленным на повышение уверенности в себе, учить выражать и разряжать свою тревожность.

Материалы: карандаши, альбомные листы, подушки.

Содержание занятия:

Детям раздаются куклы, и предлагается поиграть в «Город кукол». Ребята вместе строят город. Детям предлагается разобрать роли продавцов, покупателей, врачей, мам, пап, детей. Одному из детей предлагают побыть непослушным ребенком и потеряться в большом магазине. Вдруг на «Город кукол» нападает злой волшебник, он крадет потерявшегося в магазине ребенка, пытается всех напугать, насылает бедствия, разных несуществующих животных. Детям предлагается нарисовать несуществующее животное. Затем, чтобы победить злого волшебника, куклам предлагается объединиться и прогнать его. Злой волшебник пугается, отпускает маленького ребенка и прячется в подушку. Ребятам предлагается прогнать злого волшебника громкими криками. Можно громко стучать по подушке другой подушкой. Волшебник пугается и навсегда покидает «Город кукол». После этого детям предлагается поиграть. Включается релаксационная музыка.

Рефлексия: Детям предлагается на ночь рассказать кукле-куватке о том, как боролись и победили страх.

ЗАНЯТИЕ № 8 «Праздник в городе кукол»

Цель – повысить положительный эмоциональный настрой детей, способствовать развитию уверенности.

Материалы: воздушные шары, цветная бумага, клей, конфеты, аудиозаписи с детскими песнями.

Содержание занятия:

Детям предлагается устроить праздник в городе кукол. Но сначала надо подготовить праздник. Дети надувают шарики, клеят бумажные гирлянды, наряжают кабинет. Также дети наряжают своих кукол. Включается музыка и праздник начинается. Куклы танцуют. Вдруг в самый разгар праздника появляется Бабушка Марфуша. Она поздравляет ребят и их кукол с удачной организацией праздника. Достает свою волшебную корзинку, полную конфет. Бабушка угощает ребят и кукол конфетами и прощается со всеми.

После реализации программы были разработаны рекомендации для родителей и педагогов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.