Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Преподобный иеромонах Нифонт Кожеозерский






Май (450 лет памяти основателя Кожеозерского монастыря)

воскресенье

 

В первой половине II тысячелетия на Кожозере жили саамы, из финно-угорских этносов уралосамодийской языковой семьи. К началу ХVI века «озерная лопь» исчезла из озерного края. В этот период на Севере начиналось «монастырская колонизация», многие монахи и странники искали уединенных мест на Севере.

Согласно преданию, в 1552г. на Кожозеро пришел первый пустынножитель монах Нифонт. Озеро в то время было безлюдным, хотя онежские жители (охотники и рыбаки) знали о его местонахождении, о путях к нему, но из-за отдаленности и бездорожья никто не решался там селиться.

О первом иноке Кожеозерской обители сведения очень скупы. Известно, что один из иноков Кириллово–Сырьинского монастыря иеромонах Нифонт удалился из обители на озеро Кожо, построил там часовенку и одиноко подвизался (провел в одиночестве несколько лет), проводя время в трудах и молитвах, чем и положил начало Кожеозерской обители.

По другим сведениям, Нифонт мог быть пострижеником Александро-Ошевенского монастыря Каргопольского уезда и пришел на Кожозеро в поисках уединения в 1552г. «Балие (трава) и ягоды были в пищу ему» - это все, что известно нам о его пустынничестве.

Известно, что старец прожил несколько лет в полном уединении. В 1557г. к нему пришел мирянин Сергий, который до прихода к Нифонту, обошел многие монастыри Севера в поисках подвижничества. У Нифонта Сергий нашел тот желанный покой, который давно искала его душа. Нифонт с радостию принял Сергия.

Преподобный Нифонт не сразу совершил над юношей монашеский постриг. Ведь житье в пустынном монастыре было трудным и могло оказаться не под силу бывшему царевичу. Но Сергий «налагаемые послушания переносил с таким изумительным терпением и точностью», был так неотступен в желании принять монашество, что Нифонт исполнил то, чего юный послушник безусловно был достоин, совершил над ним постриг монашеским именем и нарек Сергия Серапионом.

Имеется одна купчая от крестьянина Максима Павлова (04 мая 1663г.) из Пияльской волости, который отдал три полянки священнику Нифонту да строителю старцу Серапиону Богоявленского монастыря.

Слава о подвигах пустынников распространилась и привлекла к ним других ревнителей благочестия. Постепенно к двум пустынникам стала собираться братия.

«Видя умножение братии, Нифонт, поручив ее Серапиону, отправился в Москву, ходатайствовать об устроении обители, но, едва пришел туда, как скончался и был погребен в одной из ее обителей». Кончина Нифонта случилась 04 мая 1564г. К сожалению, первопоселенец Нифонт не был причислен к лику святых.

 

Источник:

Ульянов А.И. «Монастыри Онеги», г.Онега, 2002г., с.16-18.

Сборник «Онежская старина» Выпуск I, г.Онега, 1995г., с 11-12, 15.

Русский Геннадий «Клейма к инокам северорусских святых», г.Казань, 2002г, с 127-129.

Решетников Н.И. «Святые и святыни северорусских земель», г. Каргополь, 2002г., с.39.

Рягузова М.Л. «Подвижники Кожеозерского монастыря».

Пащенко «Архангельский патерик», г. Архангельск, 2000г., с.88-89.

 

А.И. Ульянов.

 

 

19 (31) Валюсинский Всеволод Вячеславович

Май (к 115-летию со дня рождения)

Понедельник

Всеволод Вячеславович Валюсинский родился 19 (31) мая 1899 года в семье онежского акцизного контролера В.И. Недзвецкого.

С детских лет проявил незаурядные способности. В школу до 4-го класса не ходил, получая домашнее образование. Его первым учителем был петроградский студент Евгений Шаревский, сосланный в г.Онегу за революционную деятельность (Шаревский Евгений Моисеевич, основатель советской власти в Онеге, избран в 1917г. председателем Онежского городского Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов).

В городской школе первой учительницей Всеволода была Прасковья Гавриловна Негодяева. Уже в юности он был человеком начитанным, обладал энциклопедическими знаниями, удивлял своих сверстников широтой познания окружающего мира. Мир его увлечений был обширен. Рисовал, был музыкантом, любил изобретать и совершенствовать существующие механизмы. В 20-х годах сделал к велосипеду задний и передний багажники. На задний усаживал свою жену, а на передний укладывал магазинные покупки и ехал так по улицам города, удивляя прохожих. Отличала В.В. Валюсинского его элегантность. Он носил усы, шляпу и трость.

В.В. Валюсинский был страстным охотником и рыболовом, исходил пешком весь Онежский край. Красота северной природы нашла яркое отражение на полотнах Валюсинского-художника. Две написанные им картины были подарены Онежской трудовой школе II ступени и долгие годы висели в этом заведении.

Благодаря разносторонним интересам и упорному труду над собой он сумел приобрести энциклопедические знания. Валюсинский был школьным педагогом, преподавал химию, физику, алгебру, рисование и физкультуру в онежских школах. Уроки и лекции проходили в атмосфере редкого внимания и с большим эмоциональным подъемом. Для своих учеников он написал чудесные научно–популярные книги «Северный олень» и «Лесные вредители», которые вышли в г.Архангельске.

Живя в Онеге, Всеволод пишет большой фантастический роман «Пять бессмертных» (1928). В нем рассказывается о жизни советских ученых спустя два столетия, прослеживается развитие советской государственности на протяжении будущих столетий, показана борьба этой новой исторической силы, опирающейся на угнетенных всего мира, с хищными, беспощадными силами капитализма.

Вскоре писатель на конкретном онежском материале создает новый увлекательный роман «Большая земля». В.В. Валюсинский дает массу подробных сведений об онежской земле, показывает большую галерею портретов мужественных людей нашего края. Действия романа происходит в Англии и в Онежском крае в период англо-американской интервенции на Севере. Роман был издан в г.Ленинграде в 1931 году.

В конце 20-х годов В.В. Валюсинский из г.Онеги переезжает в г.Архангельск. Там работает в школе, сотрудничает с областной газетой «Волна», продолжает свою писательскую деятельность.

Тяга к странствованию привела В.В. Валюсинского на Северный Кавказ, в Дагестан, где он работает педагогом, путешествует и пишет новый роман «Золотой метеор», рукопись которого потеряна.

Жизнь талантливого писателя трагически оборвалась в расцвете творческих сил. 30 июня 1935 года он возвращался с охоты. Неразряженное ружье случайно выстрелило,,,

 

Источник:

Боровой В.Я. «Северный Жюль Верн», газ. «Сов. Онега», 1975г., 6 ноября.

Боровой В.Я. «Там, где течет Онега» г. Онега 1994г., с.53-54.

Келина Л.А., Бикулова Л.Р. «Литературная карта Онежской земли», ЦРБ г.Онега, 2006г.

А.Ульянов, Я. Пеннер «Литературное творчество онежан», г.Онега, 2012г., стр. 19-20.

 

А.И. Ульянов.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.