Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исследование пространственного мышления.






 

К пробам на зрительную ориентировку в пространственных отношениях примыкает ряд проб, выходящих за пределы исследования высших зрительных функций и посвященных анализу тех пространственных синтезов, которые являются основой сложной конструктивной деятельности и операций пространственного мышления. В этих пробах больному дается какое-либо конструктивное задание - составить фигуру из отдельных блоков, построить куб со сложными соотношениями входящих в него элементов.

 

Образцы для составления






 


 






 


 






 


Описание кубиков






 


Рис. 5 Проба Коса

К числу наиболее известных и отвечающих нужным требованиям относится проба Коса - больному предлагают выложить определенный узор из отдельных кубиков, каждая сторона которых разделена по диагонали на две различно окрашенные части. При выкладывании сложных узоров (рис 16) больной должен расчленить оптически одно­родные части узора на составляющие их пространственные элементы. При несовпадении единиц наглядно воспринимаемых деталей структуры с границами отдельных кубиков, из которых они должны быть составлены, и при нарушении пространственных отношений решение подобных задач больными со зрительно-пространственными дефектами может быть очень затруднено.

К таким же пробам относится проба Руппа (рис. 17), заключающаяся в том, что больному предлагают копировать рисунок, напоминающий «соты». Скопировав эту структуру, отказавшись от непосредственного изолированного воспроизведения составля­ющих его элементов и сохраняя нужную систему пространственных соотношений, является задачей, трудновыполнимой для больных с нарушением с южных форм пространственного мышления.

Аналогичной является проба Иеркса. Больному предлагают схему, изображающую сложную фигуру, составленную из отдельных кубиков (рис. 16). Требуется подсчитать количество кубиков, входящих в ее состав. Тот факт, что не все кубики, составляющие фигуру, наглядно видны на рисунке, составляет трудность этой задачи.

Близкое к этим пробам место занимают такие широко распространенные пробы, при которых испытуемому предлагают мысленно изменить положение предлагаемой фигуры для того, чтобы установить ее тождество с предложенным образцом Такие пробы, как «проба параллелограммов», «проба рук» (рис 19), требуют особенно четкой сохранности зрительно-пространственных представлений и могут быть использованы для обнаружения их стертых дефектов.

Эти пробы являются относительно трудными и не всегда легко выполняются даже здоровыми испытуемыми; поэтому, применяя их в клинике, следует выбирать лишь самые элементарные пробы и тщательно прослеживать те виды затруднений, которые обнаруживают больные при выполнении этих




Рис. 6. Проба Руппа сплош- Рис. 7 Проба Иеркса

ной линией дан образец, пред-

лагаемый больному, пунктиром-

ожидаемое продолжение рисунка


Испытуемому предлагается оценить, какая рука - правая или левая - изображена на рисунке, поставив крестик в соответствующий квадрат.

Подлинная причина затруднений, которые обе группы больных испытывают при выполнении заданий, может поэтому отчетливо выявиться, если им даются различные формы помощи.

Все перечисленные выше пробы не выходят за пределы исследования зрительного восприятия и лишь частично направлены на изучение тех элементов пространственного мышления, которые включаются в анализ зрительно воспринимаемой структуры.

Следующие, более сложные пробы уже полностью выходят за пределы исследования зрительного восприятия, направленные на анализ конструктивной деятельности, они являются пробами на исследование процессов пространственного мышления, и поэтому лишь частично могут быть изложены в настоящем разделе.

К этой группе проб относится проба «куб Линка». Она состоит в том, что испытуемому дают 27 кубиков, разные стороны которых окрашены в неодинаковые цвета, и предлагают построить из них один большой куб определенного (например, желтого) цвета. Так как из 27 кубиков есть лишь 4, у которых три стороны окрашены в желтый цвет, у которых две стороны имеют желтую окраску, и 1, не имеющий желтых сторон, испытуемый должен рассчитать, как ему расположить эти различные кубики в большом кубе. Как было сказано выше, здоровые испытуемые начинают решение этой задачи с составления общей схемы, выделяют места, где должны быть расположены кубики, имеющие соответственно три, две, или одну желтые стороны, классифицируют эти кубики и затем производят их расстановку соответственно созданной предварительной схеме.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.