Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система базовых ориентации: на себя, на предмет деятельности, на других людей






Понятие ориентации (часто встречающееся с прилага-
тельным личностная) относится к системе стабильных
доминирующих тенденций субъекта — склонностей, уста-
новок, мотивов. Выделенные типы ориентации изучают-
ся, в основном, в рамках дифференциальной психологии
и психологии личности.

Ориентации, рассматриваемые как доминирующие мо-
тивы, связаны с более интегральным понятием направ-
ленности личности, понимаемой как обобщенное отно-
шение личности к различным аспектам внешнего мира
(Мясищев, 1995), или как устойчиво доминирующий мо-
тив (Божович, 1968; Неймарк, 1972). Можно предположить,
что формирующаяся уже в первые годы жизни субъекта
система базовых ориентации (СБО) является системооб-
разующим фактором не только формирования характера,
но и личности в целом. Рассмотрим основные параметры
этой системы.

Ориентация на себя — связана с выраженной центра-
цией субъекта на собственных мыслях и переживаниях, и
характеризуется (по показателям шестнадцатифакторного
личностного опросника Кеттелла) такими признаками как
тревожность, забота о физическом благополучии, высо-
кая мнительность, эгоцентризм, детерминированность
поведения своим самочувствием и настроением (см. Жам-
кочьян, Палей,
1977).

Преобладающим мотивом поведения является собствен-
ное благополучие, личные достижения, стремление к са-
'^оутверждению (Неймарк, 1972).

Ориентация на предметные аспекты активности (на
объект, на дело) — характеризуется выраженными потреб-


 

координаты ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

базовые КОМПОНЕНТЫ ХАРАКТЕРА

 

 


 


 

ностями в познании, а также в освоении предметной (не
коммуникативной) среды. Возможно, этот тип ориента-
ции проявляется с самого раннего возраста. Так, уже на
уровне формально-программных характеристик, детерми-
нированных преимущественно темпераментальными струк-
турами, выделяются предметный и коммуникативный ас-
пекты (см. главу 5).

Ориентация на других (на группу) — прежде всего про-
является в позитивном отношении к общению. Преобла-
дающие мотивы поведения определяются, в основном,
интересами и потребностями других людей.

В результате исследования советских школьников, Ма-
рия Неймарк (1972) обнаружила значимые различия в
психологических особенностях, которыми характеризова-
лись дети с разными типами мотивационной структуры.
Сразу нужно отметить, что описанные ниже закономер-
ности свойственны не только данной возрастной группе,
а носят более общий характер (см. Smith, 1977). Школьни-
ки, разбитые на три группы в соответствии с доминиро-
ванием в структуре их мотивов одной из трех вышеопи-
санных ориентацией, отличались как по степени выражен-
ности у них определенных признаков, так и спецификой
комбинации этих признаков между собой. Ориентация-на-
себя оказалась связана с нереалистично завышенной пё*
реоценкой детьми своих способностей и социального по?
ложения, сильном желании в достижении более высокого
социального статуса, защитной реакцией на неудачу и
предъявлением нереалистичных требований к другим. До-
минирующая ориентация-на-предмет оказалась слабо свя-
зана с особенностями образа-Я, с одной стороны, и с
более адаптивными реакциями на неудачу, с другой. М.Ней-
марк также делает важный общепсихологический вывод о
том, что " развиваясь, мотивы организуются в иерархи-
ческую структуру; на различных этапах жизни определен-
ные мотивы начинают доминировать над другими"
{Neimark, 1976, р.З). Также изучалось соотношение направ-
ленности личности младших подростков с характеристи-
ками аффективной сферы, в частности, аффектом неадек-
ватности — переживанием, возникающим у детей в тех
случаях, когда их притязания, обусловленные привычной


 

самооценкой, терпели неудачу. Наибольший показатель
частоты появления аффекта неадекватности был в группе
подростков с выраженной ориентацией-на-себя.

Данные этих и других исследований позволяют сделать
вывод о том, что система базовых ориентации оказывает-
ся связанным со многими психологическими параметра-
ми фактором, структурирующим личность в целом.

Ключевые термины главы: внесознательные процессы, во-
левая регуляция, генотип, жизненный опыт, конструк-
тивные рисунки фигуры человека, направленность, на-
стойчивость, непроизвольная регуляция, образ-Я, са-
мооценка, семантический инвариант, система базовых
ориентации, стратегии предпочтений, структура харак-
тера, тактильно-кинестетический гештальт, тест пред-
почтения геометрических форм (ТиГР), условные свя-
зи, фенотип, целеполагание, Я-концепция.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.