Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Измерение в психологическом исследовании 4. 1. Понятие об измерении.






(А.Ф. Корниенко Теория и практика психологического исследования. Учебное пособие./ Казанский пед. ун-т, Казань, 2000. – 258 с.)

 

Проблемами, связанными с теорией и практикой измерений в психологии, занимается особая область психологической науки, называемая психометрией.
О В широком смысле измерение это способ установления отношений между объектами или явлениями.

 

О В более узком смысле, измерение есть определение наличия и степени выраженности какого-либо свойства (качества) объекта или его признака.

Согласно С.С. Стивенсу измерение - это приписывание числовых форм объектам или событиям в соответствии с определенными правилами.

 

Объективной основой для измерения является то, что всякое качество имеет определенную количественную меру.

В философии качество рассматривается как существенная определенность объекта, в силу которой он является данным, а не другим объектом и отличается от других. Своеобразие качества обусловливает различия между объектами не подобными друг другу. Количество есть характеристика (мера) качества, которая опрелляет различия между подобными объектами. Поэтому, в принципе. любое качество п его количественная мера могут быть определены (измерены), если, конечно, на данном этапе развития науки для такого измерения существуют (уже разработаны) соответствующие методологические, методические и технические средства.


Сущность любого объекта или явления проявляется в свойствах, отражаемых соответствующими признаками

По форме своего выражения признаки подразделяются на:

- качественные (атрибутивные)

- количественные.

Атрибутивный признак указывает на наличие определенного свойства, количественный признак - показывает меру выраженности этого свойства.

Например, пол человека, профессия, семейное положение – атрибутивные признаки

Возраст, уровень интеллекта - колличественные

ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ШКАЛЫ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА.
Возможности и способы измерения качественных (атрибутивных) и количественных признаков различны.

Тем не менее, можно выделить отдельные принципы, правила измерения, совокупность которых составляют шкалу измерения.

Шкала измерения - это правило, по которому рассматриваемому признаку присваивается определенное числовое значение.

Шкала ( в переводе с лат. - лестница) - определенный измерительный инструмент.

В теории измерений выделяются 4 типа шкал:

Шкала наименований (номинальная или номинативная шкала)

Это самая простая шкала.

Измерение состоит путем классификации объектов по определенным признакам (как правило, по атрибутивным признакам).

 

Каждому классу в классификации объектов присваивается некоторый номер или дается некоторое имя, название Соответствующее числовое значение или имя приписывается объекту в зависимости од того, к какому классу объектов он принадлежит или относится.

Числа в шкале наименований используются лишь как символы для определения принадлежности о5ъекта к определенному классу.

В связи с таким символическим назначением число, приписываемому объекту (признаку), может быть заменено на любое другое и даже на любой другой символ, например, на какую-либо букву.

Главное требование при таком состоит в том, чтобы вновь вводимые символы не повторялись. Разным объектам должны быть приписаны разные символы.

 

Простейший случай номинальной шкалы - дихотомическая шкала, состоящая всего лишь из двух классов.

например: мужской пол женский пол’,

единственный ребенок в семье неединственный, имеющий братьев или сестер, успевающий – неуспевающий.

 

Более сложным вариантом номинальной шкалы является шкала с тремя и более классами,

например: ‘экстрапунитивные - интрапунитивные- импунитивные реакции.

Холерик, флегматик, - сангвипик - меланхолик”,

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.