Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Огонек' - анализ дня

Вечерний огонек

Нет более важного дела на смене, чем правильно проведенный вечерний " огонек. Никакой, даже самый насыщенный день не имеет ни смысла, ни пользы, если он со всех сторон, самым тщательным образом не оценен, не разобран по косточкам и из всего не сделано обобщающих выводов.

Вечерний " огонек" - это почти семейное, домашнее дело, на " огоньке" должно быть тепло, уютно и душевно. Отряд общается.

Быть может в течение дня кто-то из ребят не смог себя проявить, побыть в центре внимания, но дать свою оценку и быть внимательно выслушанным он имеет полное право. Не жалейте времени и сил на " огоньки"!

День, не завершившийся огоньком, можно выбрасывать на свалку!

Педагогический смысл " огонька" - научить детей осмыслению жизни, привить навыки коллективного анализа и. наконец, воспитать в них культуру общения - научить искусству разговора.

" Огонек" - это конкретное воплощение в жизнь принципов самоуправления: сами планируем, сами организуем, сами проводим, сами обсуждаем. На " огоньке" идут самые важные разговоры о семейных делах, трудностях, конфликтах. Здесь мечтают, спорят, поют любимые песни.

" Огонек" - это тесный круг друзей. Каждый может сесть, где ему нравиться, с кем ему хочется. В круге каждый видит глаза и лица своих товарищей. У круга нет начала и нет конца - одна непрерывная цепь, по которой проходят токи духовного напряжения, общей мысли, чувства, тепла.

Для вечернего " огонька" существуют правила:

1) Дети должны быть заранее настроены и готовы к " огоньку".

2) Все: и дети, и взрослые - располагаются на одном уровне вокруг огня, который находится в центре.

3) Дети и комиссары должны выполнять законы (они могут формироваться по мере надобности):

 

" Когда говорит один - все молчат"

" Никого не осуждаем. Нет плохих людей, есть плохие поступки"

" Закон свободного микрофона"

" Все сказанное на " огоньке" не должно " выноситься" за его пределы"

" Огонек" - это не встреча в кафе, здесь не едят и не танцуют"

" Через центр круга переходить нельзя".

 

" Огонек" проводится в располагающей обстановке, у костра или при свечах. Пока не все собрались, поются тихие, спокойные песни.

Основной, самый главный элемент " огонька" - анализ прожитого дня. Рассмотрим наиболее распространенную форму " огонька" - анализа

 

ОГОНЕК'" - АНАЛИЗ ДНЯ

 

После того как к костру (свече) в отрядный круг подсел последний человек, комиссар пускает по кругу листок с планом прожитого дня. (Это потому, что при насыщенных днях вечером уже бывает трудновато вспомнить, что было утром).

Каждый ребенок, поглядывая в план, должен ответить на следующие вопросы:

• Как ты оцениваешь каждое проведенное сегодня дело?

• Что сегодня в нашем отряде было хорошо?

• Что было не очень хорошо и даже плохо?

• Что нужно сделать, чтобы стало еще лучше?

Не нужно никого торопить, останавливать. Не страшно, если кто-то кого-то перебивает. Пусть поспорят, пусть выскажется каждый.

Дети делятся на " разговорившихся" и " неразговорившихся". Вторые начинают исчезать примерно со второго " огонька" и к концу смены их, как правило, не бывает.

Последним говори комиссар. Он оценивает работу и поведение отряда в течение дня. Заканчивается вечерний " огонек" песней из серии " День закончен, спать пора" и " сочной" речёвкой.

Хороший " огонек" никогда не хочется завершать, но заканчивать его надо, ибо детям спать все-таки необходимо.

Очень важно помнить, что " огоньки", на которых проводится анализ дня, вовсе не должны скучными и однообразными. Они не должны стать для детей неизбежной необходимостью. Они стать долгожданным моментом, достойным финалом всего дня. Для этого существует масса приемов, использование которых позволит вам избежать формальности в проведении " огоньков".

 

1) Вы можете строить дом из разноцветных кирпичей. Для этого вам надо приготовить «кирпичи» из темной и светлой бумаги. Цвет стен, которые возведут ребята, покажет вам, КАКИМ был прошедший день.

 

2)Берете обыкновенный моток ниток и, держа его конец, говорите свое мнение; затем передаете нить кому-то другому (лучше тому, кто не сидит рядом с вами), и так до тех пор, пока каждый не вплетется в паутину. И помните, если хоть одна нить теряется, то порвется вся паутина. Объясните ребятам, что они и есть те ниточки, из которых составляется целый узор.

 

3) Прерванная интересная история. Если ваши дети перевозбуждены, вы можете рассказать интересную историю и прерваться на самом интересном месте. Расскажу, если... успокоитесь или в следующий раз.

 

4) " Шляпа". Написать вопросы, которые накопились за несколько дней. Они помогут касаться как хороших дел, так и не всем хороших (О каше, уборке, об удачах, проступках и т.п.). Человек вытаскивает вопрос и говорит о своем отношении к этому.

 

5) " Ромашка", " Листочки". Иногда детям трудно начать разговор, поэтому вы можете вопросы на символических ромашках, листочках и т.п.

 

6) " Ниточки". Перед началом " огонька" детям предлагают взять ниточку. Кусочки разноцветных ниточек может быть разной длины 10 -30 см. Во время обсуждения каждый ребенок наматывает ее на палец, высказывая свое мнение. Т.о. выбрав нить той или иной длины, ребенок заявляет о своем желании выступить и настраивается на развернутую оценку дня или короткую реплику.

 

7) " Дерево"

В отрядном уголке вы можете поместить ствол дерева без листьев. Вы говорите детям о том, что после каждого вечернего " огонька" на стволах деревьев будут появляться зеленые листья. На зеленых листочках будут написаны имена тех детей, которые за последний день или 2 дня были самыми - самыми, например. Саша организовал ребят на уборку. Лена помогла подружиться рассорившимся девчонкам и они ее за это благодарят и т.п.

Возможен вариант, что дети сами крепят листья на дерево, выбирая какой-либо из нескольких цветов, которые символизируют либо настроение ребенка, либо его оценку дня.

 

8) " Конверт откровений". На предложенных листочках бумаги до начала " огонька" дети пишут по просьбе комиссара волнующие вопросы. Ребята передают друг другу конверт. Получивший его, высказывает свое отношение к прошедшему дню и заглядывает в конверт. Вытащив из него вопрос, отвечает.

Уже отмечалось, что анализ прожитого дня - один из основных элементов вечернего " огонька", но вечерний " огонек" - по не только анализ. Рассмотрим еще несколько возможных форм проведения вечерних " огоньков".

" РАССКАЖИ МНЕ О СЕБЕ"

Это форма традиционного огонька-знакомства. Все дети садятся по кругу, комиссар начинает разговор, представляясь ребятам, рассказывая о своих интересах, увлечениях, мечтах и т.д.

При этом комиссар дает ребятам образец, схему, как и о чем надо рассказывать. Обязательно на " огоньке" используется некий символ, " эстафетная палочка", которую участники огонька передают от одного к другому по кругу по очереди. Предварительно вожатый непременно познакомит ребят с какой-либо выдуманной красивой легендой о выбранном предмете - " эстафетной палочке" - почему именно эта шишка (цветок, игрушка, карандаш - все что угодно) стали символом нашего сегодняшнего знакомства. Если ребенок в рассказе о себе говорит о том, что он любит петь, танцевать, читать стихи, то хорошо бы предложить ему прямо здесь на " огоньке" продемонстрировать свои увлечения и таланты. Это сделает " огонек" более творческим и интересным, внесет живинку в общий ход " огонька".

В большинстве своем классический вариант " огонька" -знакомства проходит не самым лучшим образом. Этому есть несколько объяснений:

- дети не адаптированы к новой ситуации;

- дети имеют различный уровень умения общаться в большой аудитории, поэтому не каждый готов, а главное способен, рассказать о себе всему отряду, да еще тик, чтобы это было интересно;

- внимание рассеяно, т.к. первый день богат новыми впечатлениями и к концу дня дети слишком устают и морально и физически для восприятия еще одного блока достаточно серьезной информации.

Чтобы избежать сухости и формализма на этом первом и самом важном отрядном деле, знакомство лучше всего проводить в течение всего дня. Ведь мы знакомимся не только между собой, но и знакомимся с лагерем, с его территорией, традициями, с его персоналом, вожатыми, с тем, чем мы будем заниматься в течение всей смены. Это знакомство не стоит проводить в виде лекции. Лучше использовать различные формы, например: экскурсия-знакомство с лагерем, пресс-конференция с вожатыми, игра-знакомство " Разведай, выясни, сообщи" и т.д.

Такое знакомство способствует реализации основной потребности ребенка в первые дни - информационному поиску. Чем больше вопросов детей найдут ответы, тем скорее пройдет адаптация ребенка к новым условиям жизни.

Таким образом, познакомив детей в течение дня, на " огоньке" знакомства стоит заняться тем, чтобы снять эмоциональное напряжение детей. Стоит в интересной форме познакомить их с собой – отрядными комиссарами, показать, что рядом с ними в течение смены будут находиться умные, добрые, творческие люди. Возможно, внести в ход огонька романтическую нотку, которая позволит положить начало развитию чутких, доброжелательных межличностных отношений в отряде.

Очень хорошо, если комиссар, анализируя первый прожитый отрядом день, заведет разговор о зарождающемся отряде, о том, что первый день показал насколько все собравшиеся – интересные люди, о том, каким может и должен стать отряд к концу смены.

Не надо забывать, что, конечно же, в вашем отряде есть ребята, готовые к разговору с первого дня. Выберите момент и предоставьте им слово. Сделайте это тактично, не задевая чувств других членов отряда.

Не забывайте о том, что " огонек" - это не монолог комиссаров. Обеспечьте включенность каждого, помня о том, что есть позиция не только активного участника, но и активного наблюдателя и слушателя. Возможно в рамках " огонька" проведение какой-нибудь игры или тренинга на общение.

Очень хорошо, если на " огоньке" знакомства вы найдете место хорошей песне.

" РАССКАЖИ МНЕ ОБО МНЕ"

Это традиционная форма последнего, прощального " огонька" в отряде. Каждый может услышать о себе мнение своих товарищей. Можно использовать " свободный микрофон". Тот, у кого находится " свободный микрофон", называет девочку или мальчика, от которых хотел бы услышать мнение о себе.

В завершении можно раздать каждому по небольшой звезде (или другому символу), на котором ребята напишут свои прощальные слова и пожелания следующей смене, а затем наклеить звезды на загрунтованный ватман - это будет ваш прощальный звездопад.

Этот " огонек" должен стать самым запоминающимся, самым важным событием для ребенка. Задача педагога - поддержание высокого эмоционального настроя. Недопустимо, чтобы этот " огонек" превратился в перечисление всевозможных обид. На нем должны быть сказаны все самые теплые, самые ВАЖНЫЕ и НУЖНЫЕ слова.

Так же недопустимо, чтобы этот " огонек" стал массовой истерией, предвещающей расставание и т.д.

Пусть на этом " огоньке" будет не только обнажение душ. Напомните ребятам все самое доброе и светлое, что происходило в отряде и на смене в целом. Вспомните лучшие номера, самые любимые песни. Заготовьте ребятам памятные сувениры от вожатых. Не сомневайтесь, это будет самым приятным подарком для них.

Дайте ребятам время, чтобы они написали вам " прощальные письма". Это неплохая диагностика, хоть и основана она на эмоциях, а не на логике.

Заготовьте несколько неожиданных сюрпризов. Если вдруг атмосфера станет совсем грустной, используйте эти сюрпризы для разрядки ситуации.

Пусть сюрпризная группа подготовит внутриотрядное награждение по номинациям, придумает каждому па память стихи-посвящения.

Если вы живете в корпусе несколькими отрядами, сходите к ним в гости. Пусть для ребят это будет неожиданностью. Но такой исход надо подготовить. Это дело вожатых. Договоритесь, как будет проходить встреча, что вы будете на ней делать.

Пусть этот " огонек" продлится дольше остальных, для этого стоит начать его раньше, чем обычно. Но он не должен продолжаться до утра, ведь есть же режим дня (не забывайте, что вы педагог, и отвечаете за жизнь и здоровье детей).

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ " ОГОНЕК"

Проведение такого " огонька" необходимо в основной период смены, когда отряд становится коллективом и начинают возникать темы, проблемы или вопросы, которые волнуют всех. На таких " огоньках" можно затрагивать такие важные понятия как дружба, любовь, верность, честь.

Стоит эти понятия подкреплять литературными образами, поэтому надо помнить, что тематический " огонек" крайне редко бывает удачным, если желание его провести появилось спонтанно. Такие огоньки готовятся заранее, чтобы прослеживалась логика разговора, чтобы все слова и примеры звучали убедительно.

Не забудьте, что слова, сказанные на таком " огоньке", не должны остаться только словами - у " огонька" должен быть достойный финал, который позволил бы каждому участнику разговора найти свою позицию, утвердиться в своем мнении, выстроить принципы дальнейшей жизни (и не только жизни в отряде, но и в современном обществе).

 

ПРОБЛЕМНЫЙ " ОГОНЁК"

Каждый отряд в своем развитии проходит через период конфликтов. Этого не избежать, поэтому к конфликту надо быть готовым. Один из возможных способов решения конфликта - проблемный " огонек".

Конечно же, такой " огонек" - это большой откровенный разговор, который помогает вскрыть наболевшие проблемы, который нацелен на то, чтобы каждый высказал свое мнение, свое отношение относительно проблемы в отряде. Позиция педагога на таком " огоньке" - честный, справедливый арбитр (" арбитр" - в том случае, если конфликт не между детьми и педагогом), способный правильно повести разговор, нацеленный на поиск выхода из сложившейся ситуации. Арбитр, которому доверяют все, к мнению которого прислушиваются.

Такой " огонек" готовится более чем тщательно. Ведь вам нужен максимально положительный результат, поэтому все ходы должны быть просчитаны, все аргументы продуманы и выверены. Обдумайте заранее, какого результата вы хотите добиться, и попытайтесь простроить шаги для достижения этого результата.

Иногда очень важную роль в положительном решении конфликта могут сыграть правильно построенные и продуманные педагогические ситуации " разыгранные" в течение дня, предшествующего проблемному " огоньку". Зачастую такие ситуации просто необходимы, когда конфликт очень серьезный. Они могут либо " подогреть", либо " охладить" конфликтную ситуацию. Создать наиболее выгодный эмоциональный настрой у ребят перед " огоньком".

Построение таких ситуаций требует большой осторожности со стороны педагога. Важно, ребята не чувствовали фальши. Необходимо помнить принцип " не навреди!!! ". Поэтому предварительно проконсультироваться с психологом.

Надо помнить, что любой отряд в течение смены проходит через период конфликтов. Единственная разница в том, что от мастерства педагога зависит, насколько серьезным будет этот конфликт. Не забывайте, что есть волшебное слово " ПРОФИЛАКТИКА". Тем не менее, проблемный " огонек" лишним в отрядной жизни не будет никогда.

Рассмотрим несколько приемов, которые могут быть использованы на таком " огоньке".

 

1 " Конверт откровений "

Вожатый заранее заготавливает конверт с большим количеством вопросов. Желательно, чтобы вопросы носили нравственно-этический характер, типа:

- что ты больше всего ценишь в людях?

- какая твоя самая большая цель в жизни?

- какие черты характера человека тебе особенно неприятны?

- на кого из известных героев прошлого (фильма, книги) ты хотел бы быть похожим и почему? и т.д.

 

2 " Здравствуй, мне очень нравится..."

По кругу каждый из сидящих в кругу говорит своему соседу слева фразу: " Здравствуй, мне очень нравится...", продолжая ее по своему усмотрению, стараясь найти в своем товарище что-то хорошее.

 

3 " По одежке встречают..."

Каждый раз, при встрече нового человека, у нас создастся о нем какое-то впечатление, часто оно ошибочно. Сейчас мы попробуем поделиться своими первыми впечатлениями друг о друге. Вы получаете карточку, на которой написано имя одного из участников, а также лист бумаги (всем раздаются одинаковые листы), где есть вопрос: «Кто Я?». Ваша задача — написать десять пунктов, отвечая на этот вопрос за человека, чье имя у вас на карточке. И еще одно условие: никто не должен знать, кто о ком пишет. По окончании работы листочки раскладываем на столе рабочей стороной вверх. Затем, когда все разложено, каждый подойдет и выберет тот листок, на котором, как ему кажется, написано от его имени.

Этот этап работы вызывает интерес и легкое волнение у членов группы. В процессе поиска «портрета» им приходится прочитать не одни, а несколько листочков, «поспорить» с кем-то из претендентов за одну и ту же характеристику, суметь отстоять свое право на нее. При обсуждении ведущий предлагает ответить на несколько вопросов:

1. Удовлетворены ли вы тем, что написано на полученном листочке?

2. Что вызвало удивление, произошли ли «открытия»?

3. Что вызвало наибольший интерес в процессе работы?

4. Какие трудности испытывали при выполнении упражнения?

4 " Кельтское колесо "

По легенде древних кельтов все люди делятся по сторонам света.

Люди с Севера - это люди действия. Лидеры, которые делают дело. Люди, которые идут к цели любыми путями, не оглядываясь на средства, их мало интересует атмосфера, которая царит вокруг.

Люди с Запала - что люди расписаний, расчетов, точности, дисциплины. Их часто обвиняют в бесчувственности.

Люди с Востока - это люди творчества. Много идей, но при этом они не занимаются их реализацией.

Люди с Юга - обеспечивают теплые отношения и комфорт в группе. Атмосфера в группе важнее поставленной цели, движения вперед.

По легенде Древних кельтов, для достижения гармонии в каждой группе, а также в каждом человеке должны присутствовать все стороны света, хотя какая-то и преобладает. Это и представляет собой замкнутое кельтское колесо. Члены группы разделяются на подгруппы по своей предрасположенности по сторонам света. Если человек колеблется, ему предлагают выбрать сторону света, к которой он относит себя в настоящий момент.

Этапы:

1. 7-10 минут на подготовку.

Каждая сторона света представляет себя, делает рекламу своих качеств.

2. Каждая группа рассказывает отрицательные стороны других частей света и выслушивает про свои негативные черты.

3. Каждая группа отвечает на вопрос: почему бы она не могла обойтись без других сторон света.

4. Группа рассматривает, как наилучшим образом организовать разделение обязанностей по людям соответствующих сторон света для решения общих задач. Если в группе не оказывается какой-то стороны света, то на выступлениях ее роль берет па себя ведущий, а внимание группы обращается на то, что из-за отсутствия этой стороны в группе возникнут определенные проблемы. В конце у группы спрашивается, какая еще сторона света, кроме названной в них доминирует. Если в группе выпала какая-то сторона (чаще всего Запад), людям назвавшим се как вторую, предлагается выполнять ее функцию для решения проблем в группе.

 

5 " Солнышко"

Один человек становится в центре и закрывает глаза. Это " солнце". Группа (" планеты") становится на том расстоянии, на котором им комфортно. Также можно принимать различные позы. Затем " солнце" открывает глаза и смотрит па образовавшуюся картинку. После этого человек, стоящий в центре может передвинуть людей на то расстояние, на котором было бы комфортно ему. В результате все видят реальную и желаемую картину отношений группы к человеку и человека к группе. Это некий вариант социометрии.

Не стоит ограничиваться только предложенными нами советами. Используйте на " огоньках" всевозможные игры и тренинги, которые помогут вам добиться решения тех педагогических задач, которые вы ставите на проведение " огонька". Нет норм проведения " огонька". Все зависит от вашей фантазии, от вашего мастерства.

МАЛЕНЬКИЕ СОВЕТЫ

1. " Огонек" должен иметь определенную длительность, которая определена заранее, он не должен длиться бесконечно.

2. " Огонек" - это форма задушевной, искренней беседы, а она не должна сопровождаться сумрачной обстановкой. Не обязательно дожидаться поздней ночи и сидеть у еле горящей свечи. Для " огонька" можно выбрать просто очень красивое спокойное место, где каждому будет уютно, приятно и комфортно говорить.

3. Вечерний " огонек" - это один из моментов, который готовит детей ко сну. Не стоит делать завершение " огонька" в развлекательном ключе.

4. Каждый " огонек" требует подготовки. Ведь каждый " огонек" должен стать незабываемым и единственным в своем роде.

5. Пусть у вашего отряда будет своя тайна, которая возникнет на одном из " огоньков". Может быть, вы будете загадывать желания на " огоньке". Или па первом отрядном " огоньке" каждый ребенок напишет пожелания самому себе в конец смены и вы, всем отрядом, закопаете эти пожелания под самым красивом деревом в вашем лагере, чтобы на последнем " огоньке" их прочитать и т.д. Такая тайна придаст вашим " огонькам" романтичную атмосферу.

6. Разучите с ребятами хорошую песню, которая станет для вашего отряда " вечерней", т.е. песней, которая будет завершать каждый прожитый отрядом день. Кстати, это может быть не только песня, но и " вечерняя" речевка, а может быть и то и другое. Предлагаем один несколько вариантов " вечерних" песен и речевок.

   

Стадия 1: Событие

Событие является основой всего цикла. Имеется в виду выполненное задание, упражнение верёвочного курса, прохождение группой новой программы и т. п. - нечто реально случившееся, из чего вы, как ведущий, хотите помочь группе сделать свой выводы или подтолкнуть к мыслям, которые вы считаете важными.

Стадия 2: Описание

На этой стадии участники обмениваются собственными чувствами и впечатлениями от этого упражнения. Здесь мы куём железо, пока горячо- человеку не так трудно описать свои переживания, это не анализ, надо лишь подобрать нужные слова. Ведущий задаёт подобные вопросы:

Что вы чувствовали в тот момент когда...?

• Каковы сейчас Ваши ощущения после этого упражнения?

Что происходило лично с Вами и что Вы при этом чувствовали?

• Что тобой двигало, когда ты...?

Как вы понимаете, какие вопросы должны быть, по возможности, конкретными и от вас потребуется внимательность во время упражнения.

Стадия 3: Объяснение

Эта стадия, возможно, не покажется столь же естественной, как остальные, но она очень важна для построения работы в группе. Здесь после того, как участники поделились своими чувствами и впечатлениями, необходимо помочь им выявить процессы, происходившие в группе и как на них сказывалось их поведение. Для того, чтобы перейти от личных чувств и эмоций к тому, что происходило в них как коллективе, можно использовать следующие вопросы:

Какова, как тебе кажется, была твоя роль?

Кто руководил работой?

Стадия 4: Обобщение

Чтобы облегчить анализ ситуации. Обратите участников упражнения к ситуациям, когда они чувствовали себя так же или, похоже. На этой стадии участники должны решить, было ли то, что происходило в группе, уникальным для данного упражнения или это часто случается в различных ситуациях. Это им поможет воспользоваться сделанными ранее выводами:

Бывали ли вы в ситуациях, схожих с сегодняшней? Как вы поступали? Почему?

Знакомы ли вам сегодняшние ощущения? Откуда? Что это была за ситуация?

Стадия 5: Примечание

Теперь ваша за дача - довести группу до конкретных выводов о проделанной работе и, что даже важнее, извлечь уроки на будущее. Эти выводы должны быть четко сформулированы и стать результатом упражнения. Все предыдущие было проделано ради этого этапа. Возможные вопросы:

Как вы думаете использовать полученный опыт?

Как бы вы теперь поступили бы в похожей ситуации?

Помните, что вы должны дать группе достаточно времени, чтобы выразить свои чувства и наблюдения, прежде, чем переходить к стадиям обобщения и примечания. Возможно, задавая вопросы, относящиеся к обобщению, вы можете обнаружить, что группа возвращается к описанию или объяснению. Пусть это происходит столько, сколько нужно. Это необходимо им, чтобы найти общее между полученным опытом и жизненными ситуациями. Тем не менее, обобщение и применение являются наиболее важными стадиями заключения, поэтому вы обязательно должны пройти через них. Единственное, чего не стоит делать - это называть на группе названия стадий: для вас это рабочая схема. но для них - это естественный процесс и всё должно идти гладко. А ваши вопросы должны стать их помощниками: старайтесь не строить их так, чтобы они допускали лишь ответы «да» или «нет. делайте их «открытыми». Как... Отчего.... Почему....Зачем...

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Виды и особенности отрядных огоньков




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.