Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основы пенного тушения. Пенообразователи, смачиватели. Воздушно-механическая пена. Основные показатели.






Пены широко используются для тушения пожаров на промышленных предприятиях, складах, в нефтехранилищах, на транспорте и т.д. Пены представляют собой дисперсные системы, состоящие из пузырьков газа, окруженных пленками жидкости, и характеризующиеся относительной агрегатной и термодинамической неустойчивостью. Если пузырьки газа имеют сферическую форму, а их суммарный объём сопоставим с объёмом жидкости, то такие системы называются газовыми эмульсиями. Для получения воздушно-механической пены требуются специальная аппаратура и водные растворы пенообразователей.

Достоинства пены как средства тушения:

существенное сокращение расхода воды;

возможность тушения пожаров больших площадей;

возможность объемного тушения;

возможность подслойного тушения нефтепродуктов в резервуарах;

повышенная (по сравнению с водой) смачивающая способность.

Под пенообразователями понимают вещества, которые при смешении с водой в соответствующих соотношениях образуют рабочие растворы, способные генерировать пену при использовании соответствующего оборудования, а также смачивающие растворы. Пеной, образующейся из рабочих растворов пенообразователей, можно тушить как горючие (легковоспламеняющиеся) жидкости, так и твердые горючие материалы, за исключением вступающих в химическое взаимодействие с водой (например, щелочных и щелочноземельных металлов, карбида кальция и др.). Категорически нельзя тушить пеной также электрооборудование, находящееся под напряжением.

Пенообразователи в зависимости от химического состава (поверхностно-активной основы) подразделяются на синтетические, фторсинтетические, протеиновые, фторпротеиновые.

Для повышения смачивающей (проникающей) способности воды в неё добавляют различные смачиватели. Последние, благодаря снижению поверхностного натяжения, также способствуют повышению дисперсности распыленной воды.

Воздушно-механическая пена представляет собой смесь воздуха, воды и пенообразователя. Воздушно-механическая пена может быть низкой (до 20), средней (до 300), высокой (до 1000) кратности. Кратность пены влияет на эффективность пожаротушения.

 

13.Виды пожарных стволов. Назначение. Область применения. ТТХ.Пожарные стволы производятся различных видов и типов. В зависимости от того какой вид огнетушащего вещества будет использоваться, пожарные стволы подразделяются на водяные и водопенные, пенные и воздушно-пенные, порошковые. В зависимости от того есть возможность перекрытия подачи воды или нет, пожарные стволы подразделяются на неперекрывные и перекрывные. Пожарные стволы по размерам и своей пропускной способности подразделяются на ручные и лафетные. Применение пожарных стволов Пожарные стволы входят в обязательный комплект пожарных автомобилей, мотопомп и внутренних пожарных кранов (ПК) в жилых и производственных зданиях. Ручные пожарные стволы и лафетные переносные пожарные стволы крепятся на окончании рукавной пожарной напорной линии, а стационарные лафетные пожарные стволы устанавливаются на опоре и подсоединяются непосредственно к пожарному крану или насосам на пожарной машине. Пожарные стволы в зависимости от вида пожарного ствола и типа насадок, могут формировать компактную сплошную струю и распыленную струю. Пожарные стволы, которые формируют компактную сплошную струю воды и различных огнетушащих веществ, применяются для тушения пожара на дальнем расстоянии и для тушения пожара в труднодоступных местах. Пожарные стволы, которые формируют распыленную струю воды и различных огнетушащих веществ, применяются для тушения пожара на близком расстоянии и для тушения пожара на больших площадях, а так же в качестве водяной завесы для защиты людей от огня. Так же при выборе пожарных стволов необходимо учитывать основные технические характеристики пожарного ствола, такие как рабочее давление, расход воды, дальность подачи распыленной струи, дальность подачи компактной струи и диаметр выходного отверстия насадка. ТТХ для ручных. Рабочее давление МПа, Расход воды (при давлении 0, 4 МПа) л/с, Дальность компактной водяной струи (максимальная по крайним каплям) при давлении 0, 4 МПа м, Габаритные размеры мм, Условный проход входного патрубка мм, Диаметр выступов входного патрубка мм, Диаметр выходного цилиндрического отверстия мм, Масса кг.

14. Виды, назначение, технические характеристики и область применения пожарных гидрантов и колонок. Гидрант пожарный — устройство для отбора воды из водопроводной сети для тушения пожара.[1] Колонка пожарная — устройство, предназначенное для открывания (закрывания) подземных гидрантов и присоединения пожарных рукавов в целях отбора воды из водопроводных сетей на пожарные нужды.[2] Рабочее положение гидрантов - вертикальное. Гидранты устанавливают в колодцах с помощью пожарной подставки по ГОСТ 5525-61[ где? ] на промытых водопроводных сетях перед их гидравлическими испытаниями.[3] Различают подземные и наземные пожарные гидранты. Подземные размещаются в колодце, закрытом крышкой, либо устанавливаются на пожарную подставку (равно как и в колодце) и засыпаются грунтом, в случае так называемой бесколодезной установки. При бесколодезной установке гидрант засыпается не полностью, а верхняя его часть с резьбой для навинчивания пожарной колонки прячется под ковер с лючком. Для отбора воды на подземные гидранты навинчивается пожарная колонка, имеющая 2 выходных патрубка для подсоединения рукавов. Пример наземного пожарного гидранта — гидрант-колонка, служащая для отбора воды как на хозяйственные, так и на пожарные нужды; представляет собой совмещенный вариант водоразборной колонки и наземного пожарного гидранта.Водопроводные линии, как правило, прокладывают под землей. Допускаются наземная и надземная прокладки, прокладка в тоннелях, а также прокладка водопроводных линий в тоннелях совместно с другими подземными коммуникациями, за исключением трубопроводов, транспортирующих легковоспламеняющиеся и горючие жидкости и горючие газы. При прокладке линий противопожарных (и объединенных с противопожарными) водопроводов в тоннелях пожарные гидранты должны устанавливаться в колодцах.технические характеристики: Рабочее давление - 1, 0/ МПа.Давление при испытании - 1, 5 МПа. / Габаритные размеры: ширина - 300 мм; высота (без клапана) - от 500 до 3500 мм с интервалом 250 мм; / Масса: при высоте гидранта 1000 мм - не более 95 кг; изменение массы гидранта на каждые 250 мм высоты - не более 10 кг. / Стандарт: соответствует ГОСТ 8220-85.Основным недостатком подземных пожарных гидрантов является возможность их замерзания в зимний период.

15. Струйные насосы (гидроэлеваторы, пеносмесители). Гидроэлеватор представляет собой насос струйного типа. Основное предназначение данного аппарата – подъем и перемещение по трубопроводу жидкостей и гидросмесей, а также забор воды с глубины до 20м или с удаленного на расстояние до 100м источника. Также гидроэлеваторы способны удалять «лужицы» небольшой глубины (5-10см), поэтому данный аппарат также может использовать для откачки пролитой при тушении пожара воды. Суть работы гидроэлеватора – использование энергии струи воды, которая подводится под напором к насадке.Гидроэлеватор состоит из корпуса с закрепленным на нем коленом и диффузором со смесительной камерой. Внутри корпуса находится конический насадок, проводящий поток рабочей жидкости из центробежного насоса. Также гидроэлеватор имеет всасывающую сетку (решетку), соединительную головку на входном (напорном) патрубке, соединительную головку на выходном патрубке и соединительную шпильку.Вода с большой скоростью проходит через проточную часть гидроэлеватора, тем самым создавая при вылете перепад давления. Таким образом, транспортируемый материал поступает в смесительную камеру в гидроэлеватор и образуется гидросмесь. Далее, после смесительной камеры, струя гидросмеси проходит в диффузор, где снижается ее скорость. Так как часть кинетической энергии струи переходит в потенциальную энергию потока, давление струи повышается. Это обеспечивает перемещение гидросмеси по трубопроводам. КПД гидроэлеватора – не более 20-25%. Пеносмеситель - это струйный насос, предназначенный для получения водного раствора пенообразователя. Водный расствор в дальнейшем используется для образования воздушномеханической пены в генераторах пены (Например: ГПС 600). Пеносмесители оснащены соединительными головками. Пеносмеситель представляет собой алюминиевый эжектор, состоящий из сопла, диффузора, вакуумной камеры, штуцера с обратным клапаном для присоединения пожарного рукава и двух соединительных головок. К штуцеру с помощью накидной гайки присоединен резиновый шланг для подачи пенообразователя. Пенообразователь, поступая в рабочую камеру, смешивается с водой, образует пенообразующий раствор.

16. Пожарные автолестницы и коленчатые автоподъемники. Пожарная автолестница (АЛ) предназначена для подъема пожарных в верхние этажи зданий и сооружений, эвакуации людей и ценностей из верхних этажей горящих зданий и сооружений и служит для тушения пожаров водой или воздушно-механической пеной с помощью лафетного ствола и пеногенераторов, установленных на вершине комплекта колен, для перемещения тяжестей краном при сложенных коленьях. Автолестница предназначена для эксплуатации в различных климатических зонах с температурой от –35 до +35? С. При соблюдении специальных правил автолестница может эксплуатироваться в районах с более низкими температурами. Пожарные автолестницы классифицируются главным образом по длине и типу привода. По длине они бывают: МАЛОЙ – до 20 метров АЛ-18(52А)-Л2, СРЕДНЕЙ – до 30 метров АЛ-30(131)-Л21, АЛ-30(131)-Л22, БОЛЬШОЙ ДЛИНЫ – АЛ-45(257)-ПМ-109. По типу приводов механизмов пожарные автолестницы бывают с механической, гидравлической, электрической и комбинированной трансмиссиями. В настоящее время выпускают АЛ в основном с гидравлической трансмиссией как наиболее простой, надежной и удобной в эксплуатации. Движение коленьев автолестницы осуществляется при помощи гидромеханизмов, размещенных в поворотном основании и подъемной раме. Два цилиндра подъема установлены в поворотном основании. Привод выдвигания расположен на подъемной раме и состоит из двух гидроцилиндров плунжерного типа, которые при работе раздвигают оси блоков шестикратного полистпаста, выдвигая этим пятое колено. Коленчатые автоподъемники.Коленчатые автоподъемники, как и пожарные автолестницы, служат для выполнения работ на пожаре, связанных с пребыванием людей на высоте. Они могут использоваться для подъема грузов и освещения места пожара прожекторами. Главные механизмы и агрегаты пожарного автоподъемника: -базовое шасси; -опорная база; -подъемно-поворотная база; -звенья подъемника; -механизм подъема и поворота; -органы управления. На коленчатых подъемниках управлять движениями можно из люльки или при помощи выносного дистанционного пульта. В верхней части пожарного автоподъемника устанавливается пожарный ствол ПЛС-20 или гребенка для подачи одновременно четырех стволов ГВП-600. Люлька подъемника имеет защиту от тепловой реакции. Механизмы автоподъемника, как и автолестницы, имеют автоматические предохранительные устройства, выключающие механизмы при достижении КП предельно допустимых значений угла подъема и опускания, упора в здание. Пожарные автоподъемники имеют по сравнению с пожарными автолестницами большую маневренность. В настоящее время в эксплуатации находятся отечественные коленчатые автоподъемники высотой 17 и 30 метров

17. Автомобили связи и освещения. Устройство и применение. Автомобиль связи и освещения АСО-12(66)-90А предназначен для освещения места работы пожарных подразделений на пожаре, обеспечения связи штаба пожаротушения с центральным пунктом пожарной связи (ЦППС) и служит для доставки боевого расчета и комплекта инструмента к месту пожара. По прибытию на место пожара является электростанцией, обеспечивающей электроэнергией агрегаты освещения, связи и электроинструмент, а также местом дислокации штаба тушения пожара. Автомобиль предназначен для эксплуатации в районах с умеренным климатом при температуре окружающего воздуха от –35 до +35? С. Автомобиль связи и освещения смонтирован на шасси ГАЗ-66-01. За кабиной водителя установлена трехместная кабина боевого расчета и кузов, в котором размещено спецоборудование. Кабина боевого расчета сварная, выполненная на чугунных профилях, обшитых тонким металлическим листом. Внутри кабина облицована картоном. По всей ширине кабины боевого расчета размещается стол, на котором устанавливается оборудование связи и трехместное сиденье, в подставке которого размещено спецоборудование и отопитель 015. Для подачи звукового сигнала тревоги установлена газовая сирена, которая работает от выхлопных газов автомобиля. За кабиной боевого расчета установлен кузов автомобиля для размещения в нем специального оборудования и инструмента. Запуск электросиловой установки производится из кабины водителя, в которой расположен реостат установки генератора, кнопки возбуждения, необходимые приборы. Телефонные аппараты марки ТА-68, установленные на столе в кабине боевого расчета, могут быть включены в городскую телефонную сеть, для чего имеются две катушки с телефонным кабелем длиной 200 м. Подключение выносных громкоговорителей и микрофонов, а также подключение телефонных аппаратов в городскую телефонную сеть осуществляется на линейном щите связи. Для подключения электроинструментов и выносных прожекторов автомобиль комплектуется двенадцатью катушками и силовым кабелем и двумя разветвительными коробками. В дополнении к имеющемуся на шасси ГАЗ-66 основному электрооборудованию на АСО установлено следующее электрооборудование: -проблесковые маяки; -плафоны для освещения кабины и отсеков боевого расчета; -патроны с лампами накаливания на линейном щите для его освещения; -розетка в левом дверном проеме кузова для подключения переносной лампы; На мачте антенны установлена лампа для обозначения места работы штаба на пожаре. Питание всех потребителей осуществляется постоянным током напряжением 12 В.

18. Автомобили аэродромного тушения. Устройство и применение. Пожарный аэродромный автомобиль — предназначен для пожарно-спасательной службы на аэродромах. Обеспечивают тушение пожаров в самолётах и вертолётах, проведение работ по эвакуации пассажиров и членов экипажа из самолётов, потерпевших аварию, а также тушение пожаров на объектах в районе аэропортов. К уровню противопожарной защиты аэродромов предъявляют ряд специфических требований. Они обусловлены, прежде всего, необходимостью спасания людей при авариях воздушных судов и тушению пожаров на них. На аэродромах возникает потребность тушения горящего разлитого топлива как под фюзеляжами самолетов, так и на взлетно-посадочной полосе (ВПП), и даже вне ее. Иногда появляется необходимость покрытия ВПП слоем воздушно-механической пены для облегчения посадки самолетов, терпящих бедствие.Уменьшение вероятности возникновения пожара при посадке на ВПП, покрытую пеной, обусловлено следующими факторами: уменьшением степени повреждения конструкции самолета из-за снижения сил торможения при его скольжении по пене, что снижает вероятность разрушения систем самолета и возникновения пожара; уменьшением вероятности воспламенения авиатоплива вследствие снижения концентрации его паров в воздухе из-за изолирующих свойств пенного слоя; эффектом искрогашения в пене. Кроме того, при аварийной посадке самолета на пенную полосу за счет изолирующего действия пены снижается интенсивность возможного послеаварийного пожара. Основным назначением аэродромных пожарных автомобилей является спасание людей в случае авиационной катастрофы. Образующиеся при катастрофе разливы топлива ведут к возникновению быстро распространяющегося фронта пламени, воздействующего на корпус самолета. Исследования показывают, что при исправной теплоизоляции между наружной облицовкой и обшивкой салона период, в течение которого может быть спасена жизнь пассажиров, составляет в среднем 3 мин (но не более 5 мин). Необходимость оперативной доставки к месту лётного происшествия сил и средств тушения требует применения для аэродромных автомобилей тяжелых высокоскоростных шасси. Кроме того, отличительными чертами аэродромных пожарных автомобилей являются их высокие динамические качества, проходимость в условиях бездорожья, способность на ходу подавать огнетушащие вещества и большие объёмы вывозимых огнетушащих веществ. По назначению пожарные аэродромные автомобили разделяются на стартовые и основные. Стартовые несут службу в непосредственной близости от стартовой взлетной полосы. Кроме обычной комплектации ПТВ, характерной для любого основного пожарного автомобиля общего применения, стартовые автомобили дополнительно вывозят специальный инструмент и оборудование, необходимое для проведения аварийно-спасательных работ и тушения пожаров на воздушных судах. Основные пожарные автомобили располагаются в пожарной части и выезжают по сигналу тревоги

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.