Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Комментарий к теме






Практическое занятие № 5

Художественная речь. Тропы.

Задания к занятию № 5: 1. Прочитать соответствующие разделы учебников и материалы лекции. 2. Выучить определения перечисленных в плане тропов и особых лексических ресурсов языка (архаизмов, диалектизмов и т.п.). 3. Подготовить ответы на 1 –3 вопросы плана. 4. Самостоятельно подобрать к каждому из подпунктов плана отрывки из текстов. 5. Проанализировать фрагменты предложенных отрывков из художественных произведений, выявить основные образные средства поэтической речи и определить их идейно-художественные функции (письменно).

 

План занятий

1. Бытовой язык, литературный язык и язык художественной литературы. Общеупотребительные слова как основа поэтического словаря писателей.

2. «Особые лексические ресурсы языка» (архаизмы, профессионализмы, диалектизмы и т.п.), их функции в художественных текстах.

3. Образные средства поэтической речи (тропы):

а) метафора, метонимия и синекдоха;

б) эпитет;

в) перифраза;

г) сравнение;

д) гипербола и литота

4. Идейно-эстетическая роль изобразительно-выразительных средств в художественных произведениях:

 

Литература

1. Введение в литературоведение. Под ред. Чернец Л.В. – М.. 2004, с. 403 – 416

2. Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины. – М., 1999, с. 432 – 446

3. Давыдова Т.Т. Пронин В.А. Теория литературы – М., 2003, с. 189 – 198

4. Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение. – М., 1979, с. 134 – 162

5. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. – М., 1999, с.28 – 66

 

Комментарий к теме

На данных занятиях в центре внимания окажется поэтический язык, который Горький М. обоснованно назвал «первоэлементом» литературы.

В ходе подготовки ответа на первый вопрос необходимо выяснить, как соотносятся между собой такие понятия как «бытовой язык», «литературный язык» и «язык художественной литературы». Следует отметить, что эти понятия не тождественны. Чаще всего писатели используют в своих произведениях слова литературного языка (это можно доказать, взяв примеры практически из любого художественного произведения). Наряду с этим в художественных текстах встречаются и слова из пассивного словарного фонда или те, которые имеют ограниченную сферу употребления (в литературоведческих работах они еще называются «особые лексические ресурсы языка»).

Отвечая на второй вопрос, следует дать формулировки соответствующих литературоведческих терминов (архаизмы, историзмы, неологизмы и т.п.) и подобрать примеры из текстов. Разрядов слов, составляющих пассивный фонд или имеющих ограниченную сферу употребления, достаточно много. Поэтому достаточно выбрать для иллюстрации своих высказываний 3 – 4 примера из текста. При этом главное – суметь дать объяснение того, с какой целью тем или иным писателем введены в произведение определенные слова.

Так, например, в стихотворении Пушкина А.С. «Пророк» может быть выделен целый ряд архаизмов: «уста», «зеницы», «виждь», «внемли», «глагол» (в значении – слово) и т.п. Автор использовал эти архаизмы (их еще называют славянизмами) с определенной целью. Благодаря таким словам важная для него мысль – о пророческом служении поэта людям – раскрывается в стихотворении высоким, торжественным слогом.

Давая ответ на 3-ий вопрос, необходимо прежде всего указать, что среди современных литературоведов нет единого мнения относительно того, какие именно изобразительно-выразительные средства следует обозначать словом «тропы». Чтобы убедиться в этом, достаточно сопоставить трактовки этого понятия в различных научных источниках. В частности, можно сравнить точки зрения создателей двух учебных пособий: «Введение в литературоведение» (М., 2004, с. 404) и «Теория литературы (М., 2003, с.190). В то же время легко заметить, что в целом ученые сходятся во мнении о том, какие речевые образные средства наиболее часто встречаются в художественных текстах и играют в них особо важную роль.

Готовя ответы на подвопросы 3-го пункта плана, необходимо подобрать для характеристики каждого из указанных средств не менее 2-х примеров. Примеры могут быть взяты как из разных, так и из одного текста (в любом случае, чтобы объяснить функцию того или иного образного средства в произведении, необходимо рассматривать его в контексте художественного целого).

Желательно использовать в качестве материала тексты произведений, изученных на занятиях по дисциплинам «Древнерусская литература» и «Устное народное творчество». В фольклорных произведениях, особенно в народной лирике, можно встретить большое число эпитетов, прежде всего – постоянных, метафор, сравнений; для былин характеры гиперболы и т.п.

На заключительном этапе занятия будет проходить проверка письменного задания. Следует подчеркнуть, что, выполняя это задание, надо не только выявить в каждом из данных отрывков изобразительно-выразительные средства, но и попытаться объяснить, какая роль отводится каждому из них в образной системе произведения. (Для анализа были даны фрагменты всем хорошо известных стихотворений, каждое из которых перед выполнением задания необходимо восстановить в памяти полностью)

Используя в качестве примера стихотворение Пушкина А.С. «Анчар» (первая строфа), можно привести пример того, как должно быть выполнено задание: «В первой строфе стихотворения поэт использует эпитеты «в пустыне чахлой и скупой», «на почве, зноем раскаленной», которые создают ощущение безжизненности и пустоты пространства. На таком фоне еще более впечатляющим становится образ анчара, который характеризуется с помощью сравнения «как грозный часовой». Сравнение дает лирику возможность нарисовать выразительную и впечатляющую картину – дерево, одиноко стоящее в пустыне. Одновременно это образное средство используется для того, чтобы вызвать у читателей определенные эмоции, дать возможность почувствовать ужасающее величие дерева, от которого исходит смертоносная угроза».

Приложение к плану занятия № 5






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.