Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Огонек» первой половины основного периода






Цель: реализация потребности подростков осознать себя в мире человеческих отношений, понять, что он представляет собой как личность, индивидуальность, как его видят со стороны другие люди; открыть для себя ценность уди­вительного, неповторимого, непохожего, сложного и тонкого мира «Я».

Оборудование: костер, гитара, зеркало.

Ход дела:

Звучит гитара. Ребята рассаживаются вокруг костра.

Ведущий:

Вездесущий огонь насыщает каждое жизненное проявление, направляет каждое действие, поддерживает жизнь в каждом начинании.

Об огне знает сердце человеческое, но рассудок пытается затемнить эту явленную мудрость. Люди говорят – он сгорел от злобы, или он загорелся желанием. Эти и многие другие выражения, точные и ясные, говорят о знании людьми огня и его значении в жизни человека.

Огонь… Огонь – это особая энергия огромной силы. Он легко разгорается, но также легко и гаснет. На мгновение все освещается пламенем – и вот уже все сгорело дотла.

Огонь своей силой делает людей одновременно защищенными, всемогущими и беспомощными. Огонь всегда порождал фантазию и воображение человека, внушал чувства покоя и страха.

Огонь всегда стремится вертикально вверх, от земли к небу искрами, вылетающими из костра, теплом, поднимающим вверх воздушный шар, просто языками пламени, всегда устремленным только вверх.

Мы можем очень долго сидеть у костра и смотреть на пламя. Просто смотреть и думать. О чем? О себе, о своих желаниях и мечтах, о прошлом, настоящем и будущем. О том, что происходит и что может произойти. О своей жизни. О людях, окружающих нас.

На пламя костра мы можем смотреть часами. Пламя нас завораживает и притягивает. Около костра порой не произносится ни одного слова. Но люди, сидящие вокруг него, могут одинаково мыслить, а иногда и понимать друг друга, не произнося вслух ничего.

Странно? Да, действительно странно… Может быть, мы читаем по глазам, освещаемым пламенем? Ведь глаза – это зеркало души, а зеркало всегда делает даже небольшое пламя более ярким.

Но чаще всего рядом с огнем людей тянет поговорить. К словам людей внимательно прислушивается пламя. Давайте и сегодня поговорим, попробуем сказать друг другу слова, которые запомнятся надолго, останутся в наших сердцах, понравятся пламени нашего костра.

Ведущий:

Давным-давно, а может быть и недавно… Кто мы такие, чтобы обсуждать бег времени, его течение? Мы видим только свою жизнь, чувствуем свои годы. Время летит незаметно… И в общепланетарном масштабе наша жизнь удивительно коротка и незаметна для общей истории. Однако история не создается сама по себе. Она складывается из многих и многих жизней, из поступков разных людей.

А тогда еще не было нас с вами, не было ваших родителей. Да что говорить… И люди жили в пещерах и грелись у костров. Ходили на охоту с копьями и луками, укрывались шкурами мамонтов и бурых медведей. В те давние времени жило на берегу моря племя. Обычное племя, каких много было тогда на нашей планете. Простые люди, которые жили, чтобы есть и пить, охотились, чтобы быть сытыми. Каждый вечер они собирались у костра, чтобы похвастаться своей силой, ловкостью и умением, съесть очередную косточку, показать добытые шкуры и бивни. И был в том племени один мальчик. Родился он не таким, как все. Трудно ему было… он не ходил со всеми на охоту, не стрелял из лука. Он жил той жизнью, которая была не понятна всему племени. Мальчик мечтал. Он мечтал о жизни, о будущем. Он любил смотреть на звезды и думать: «А что там, на звездах?» Он любил смотреть на море и думать: «А что там, в море?»

В племени над ним часто смеялись, щипали, били. Трудно было ему. И он часто убегал в горы, разжигал свой маленький костер и, сидя около огня, любил смотреть в пламя, наблюдать за звездами, любоваться бегом реки. Люди очень часто ловили на себе его задумчивый взгляд. И от непонимания стали выгонять его из племени. И вот однажды вечером мальчишка не выдержал и ушел.

Долго шел он по берегу моря. Ночевал под открытым небом под кронами деревьев на мягкой траве. Но каждый вечер садился он у огня и мечтательно смотрел на небо… В это время разные мысли посещали его голову, он видел различные картины, которые поначалу пугали его…

И вот однажды вечером, расположившись на ночлег, мальчик увидел недалеко от себя горящий костер. Ему стало любопытно, что за люди расположились так смело под открытым небом. Потихоньку, крадучись, он приблизился к огню и увидел странную картину: вокруг огня сидят люди и внимательно слушают речь одного из старейшин. Приблизившись, он прислушался и понял, что разговор идет не о бивнях и шкурах, не о еде. Старейшина рассказывал какие-то истории. Когда он закончил, следующий человек принялся рассказывать свою историю. За ним – еще один. Мальчик тихонько подошел и сел у костра. Все были настолько увлечены рассказом, что даже не заметили, что в кругу появился чужой. И только когда вдруг прозвучал голос – голос мальчика: «А вот я расскажу…», - все встрепенулись, но, увидев, что никакой опасности им не грозит, позволили мальчику говорить. А он? Он начал свой рассказ о звездах, о том, как много их над головой, что каждая звезда имеет свое назначение… О море, в котором столько всего интересного, о будущем, которое ждет его любимую родную планету. Мальчик рассказывал о своих снах, о своих фантазиях… Поздно закончился его рассказ, но никто в племени не смог шелохнуться, пока звучал его голос.

И с тех пор каждый вечер племя собиралось у костра, чтобы послушать его. Он приобрел друзей, которые ценили его не за силу и ловкость, а за умение красиво говорить и фантазировать.

Много времени пролетело с тех пор. Но почему-то люди до сих пор ценят тех, кто умеет увлекательно рассказывать, облекать в чарующие слова свои фантазии и мечты, да и просто красиво говорить. В разное время их называли по-разному: гусляры, сказители. Но всегда люди собирались вокруг, чтобы послушать их. Услышать рассказы и былины, окунуться в мир фантазий и мечтаний.

Ведущий:

Каждый из нас мечтает, уносится в свои грезы. И иногда очень хочется рассказать о том, что ты думаешь, о том, что хочешь.

Исполняется песня В. Ланцберга «Ребята, надо верить в чудеса».

Ведущий:

Но это наш внутренний мир. В каждом из нас живут такие качества, как воля, трудолюбие, целеустремленность, живет стремление совершить доброе, мы способны на благородные порывы. Эти качества помогают нам двигаться вперед, дают нам шанс найти себя в этом мире.

Очень часто мы слышим: «Он добьется своего, он молодец! Он знает, чего хочет от жизни!» Это взгляд со стороны. Порой в людей мы смотримся, как в зеркало, и начинаем переосмысливать мир, думать. Но труднее всего посмотреть на себя со стороны, в свое зеркало и поговорить с собой, со своим отражением.

Исполняется песня братьев Мищуков «Не поговорили…»

Ведущий:

Я передаю вам зеркало (ведущий передает зеркало одному из ребят, сидящих в кругу). Пусть каждый из вас, беря это зеркало в руки, заглянет в него, увидит свое отражение, посмотрит себе в глаза. И, как с другим человеком, поговорит о себе.

Но сначала я расскажу вам притчу о двух птицах.

Две птицы летели в небесном просторе и вдруг попали в воздушный поток. Одна испугалась, сложила крылья, прижала к груди голову и отдалась провидению. Сильная воздушная струя подхватила обмякшее тело, закрутила в своем круговороте и понесла на скалы. Со всего маха она ударила слабое существо о камни и, собрав разлетевшиеся перья, понесла их по свету как символ безволья, ибо перо без птицы, как тело без разума.

Другая же птица расправила крылья, подняла голову и полетела навстречу ветру. Когда воздушный круговорот остался позади, она почувствовала силу в крыльях и уверенность в душе и поняла, что теперь она может лететь к солнцу.

Ведущий:

- О чем повествует эта притча?

- Почему птица сложила крылья и повиновалась ветру?

- Почему мы опускаем свои головы и отступаем?

- Что символизируют две птицы?

- А что символизирует ветер?

После вопроса, заданного ведущим,

каждый участник (по желанию) высказывает свое мнение.

Ведущий:

А теперь вглядитесь в свое отражение в зеркале и попробуйте сказать самому себе правду. Выберите, какая вы птица? Та, что летит по ветру, или та, что борется с ветром?

Каждый участни.к берет зеркало

и пытается поговорить со своим отражением.

Методическое пояснение. [4]

Умение отдавать себе отчет в собственной жизни является одним из значительных признаков личностного развития че­ловека. Расширить пространство для ду­ховных усилий по осознанию себя как личности может помочь методическая форма «У зеркала».

Суть этого приема – оставить подростка перед самим собою хотя бы на мгновение, предоставив ему возможность взгля­нуть на себя как на нечто неповторимое, отличное от всех, как на носителя человеческих свойств и качеств, некоторый самостоятельный внутренний мир в его автономии от окружения.

Если зеркало одно и большое, то подростки подходят к нему и садятся перед ним, а остальные располагаются слева или справа, чтобы «собеседник с собою» оставался условно наедине. Если же имеется маленькое зеркало, то по просьбе ведущего подростки могут по очереди пообщаться со своим зеркальным отражением, сказать ему свое мнение.

В зеркале мы воспринимаем лишь оболочку человека без его содержа­тельного наполнения. Зеркало помогает нам вывести наше «я» за пределы нас самих, увидеть на время свою личность со стороны, представив ее в качестве объекта рассмотрения и наблюдения.

Ведущий помогает наводящими вопросами:

- Почему ты считаешь себя именно такой птицей?

- Как бы ты поступил, если бы (столкнулся с непреодолимым препятствием; если бы не знал, как поступить в данной ситуации и т.д.)?

- К чему ты стремишься, если считаешь, что ты - птица с раскрытыми крыльями?

- Почему ты летишь по ветру, а не борешься?

Вопросы могут быть различными, в зависимости от личности участника.

Ведущий:

В минуты трудных испытаний нельзя складывать крылья, судьба не жалует слабых, она «разбивает» их при первой возможности. Надо расправлять крылья и лететь навстречу буре, тогда буря под натиском силы разобьется о каменную волю и разлетится перьями воздушных потоков, которые будут восприниматься на земле как легкий безобидный ветерок.

Ведущий:

Вы постарались посмотреть себе в глаза. Я думаю, что, может быть, кто-то стал немного решительнее после этого, кто-то в душе обещал себе измениться, стать смелее и активнее.

Мне хочется подарить вам птицу как символ мудрости легенды (вожатые заранее готовят небольших разноцветных птичек, выполненных в технике «оригами») и в память о тех словах, которые вы сегодня сказали себе сами. Пусть эти птицы помогут вам в трудный, решающий момент. Пусть эти птицы подскажут вам в трудные минуты нелегкого выбора, что следует делать: опустить голову и сложить крылья или расправить их, чтобы взлететь высоко и показать свою силу ветру.

 

Вот над темно-синей волной неприметная стайка.

Грустно, но у меня в этой стае попутчиков нет.

Низко лечу, отдельно от всех, одинокая чайка,

Скользит надо мной спутник преданный мой - друга силуэт.

Но слабеет, слабеет крыло.

Я снижаюсь все ниже и ниже,

Я уже отраженья не вижу – море тайною заволокло.

Крылья уже над самой водой – мои белые крылья.

А этот соленый ветер играет со мной, беспощаден и груб.

Неужели никто не придет,

Чтобы рядом лететь с белой птицей,

Неужели никто не решится,

Неужели никто не спасет.

Бьется сердце под левым крылом,

Но уже я друга – спасителя вижу!

Но уже я друга крыло

Под своим крылом ощущаю!

Дальше к холодной мутной воде

Мне снижаться не надо.

Мы вдвоем.

Ведущий:

Огонь нашего костра потихоньку угасает. Может быть, костер устал гореть? Или его пламя устало нас слушать? Но все, что огонь сегодня услышал, он сохранит в себе. А мы унесем слова, которые говорили себе и друг другу, мысли, которые остались невысказанными.

Мы все похожи на мальчишку из легенды, который стремился поделиться своими мыслями с другими.

Исполнение песни В. Дергунова «Сплавная»

 

 

Вероника Коваленко, «Солнечный»






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.