Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Законодательная и нормативная основы экспертизы






Государственная экологическая экспертиза как сфера деятельности в стране ведет начало с 1988 г., с момента образования Государственного комитета СССР по охране природы. К началу 90-х годов была сформирована система, позволяющая организовывать и проводить государственную экологическую экспертизу на всех уровнях административного деления: на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ (республик, краев, автономных и национальных образований) на областном и городском уровнях. Ныне эти функции делегированы Министерству природных ресурсов.

Единую систему государственной экологической экспертизы четко установил закон «Об экологической экспертизе» (1995). Субъекта ми государственной экологической экспертизы согласно этому закону являются «специально уполномоченные на то федеральные государственные органы в области охраны окружающей среды и территориальные структуры, которые имеют исключительное право на прове­дение государственной экологической экспертизы и осуществляют соответствующие функции через свои подразделения, специализированные в области организации и проведения государственной экологической экспертизы».

В дальнейшем, в связи с реорганизацией Минприроды России Госкомэкологию России, эти функции были переданы на федеральном уровне управлениям государственной экологической экспертизы Госкомэкологии РФ, на уровне субъектов РФ — специализированным подразделениям территориальных органов Госкомэкологии РФ 20 республиканским министерствам; 6 краевым комитетам; 10 окружным комитетам; 50 областным комитетам; одному объединенному областному и городскому комитету (Ленинградская обл. и Санкт-Пе­тербург), одному городскому комитету (Москва).

Законодательная основа экологической экспертизы определена и федеральном законе «Об экологической экспертизе», принятом в 1995г., в законе «Об охране окружающей среды» (2002) и в ряде подзаконных документах: «Положение о порядке проведения госу­дарственной экологической экспертизы» (1996) и «Регламенте прове­дения государственной экологической экспертизы» (1997). Многие вещества разработали свои инструкции о требованиях к составу предо­ставляемой документации на государственную экологическую экспертизу. В ряде субъектов РФ приняты нормативные правовые акты и области экспертизы. К ним можно отвести:

  • «Положение о государственной экологической экспертизе Ко­митета охраны окружающей среды и природных ресурсов Ни­жегородской области», утвержденное Законодательным собра­нием Нижегородской области от 29 ноября 1994 г.;
  • «Положение о государственной экологической экспертизе на территории Мурманской области», утвержденное админист­рацией Мурманской области от 6 мая 1996 г.;
  • Закон Калининградской области от 27 июня 1996 г. «Об эколо­гической экспертизе»;
  • «Положение о государственной экологической экспертизе на территории Псковской области», утвержденное решением об­ластного собрания депутатов от 21 ноября 1996 г.;
  • Закон Кировской области от 25 февраля 1997 г. «Об экологи­ческой экспертизе»;
  • «Положение о государственной экологической экспертизе в Кировской области», утвержденное губернатором области от 22 апреля 1997 г.;
  • соответствующие нормативные правовые акты, принятые в дру­гих субъектах Федерации.

Экологическая экспертиза — установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта эко­логической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружаю­щую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экс­пертизы.

Экологическая экспертиза представляет собой самостоятельный вид государственного экологического контроля, она имеет превен­тивное значение, ибо совершается до начала деятельности, а также выступает гарантом выполнения экологического законодательства. Экологическая экспертиза совершается в виде предварительной про­верки соответствия хозяйственных решений, деятельности и ее результатов требованиям охраны окружающей среды, рационально­го использования природных ресурсов, экологической безопасности общества.

Экологическая экспертиза устанавливает:

1. Не противоречит ли намечаемая деятельность экологическому законодательству РФ или субъектов РФ.

2. Соответствует ли намечаемая деятельность требованиям нор­мативных актов по охране окружающей среды и рационально­му использованию природных ресурсов.

3. Достаточно ли полно произведена оценка воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду.

4. Допустима ли намечаемая деятельность с точки зрения безопасности окружающей среды и населения.

5. Достаточны ли предусмотренные проектом меры по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.

Основной вопрос, на который должна ответить государственная экспертиза, — это возможность реализации проекта (рекомендовать проект к реализации, не рекомендовать проект к реализации, отправить проект на доработку, определив масштабы и направления его совершенствования).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.