Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Контрольно-итоговый этап.






Здесь фиксируется сформированность выполнения всего на­бора игровых действий: уровень их самостоятельного модели­рования, исполнения и контроля, а также сформированность новой психологической позиции — субъекта присвоения учеб­но-игрового опыта.

Упражнение № 62. Игра " Офицер — солдат"

На первом этапе игры (" Подготовка к службе") взрослый вместе с ребенком определял пространственные признаки на таких реальных предметах, как шкаф, окно и др. (верх, низ,

 

правая и левая стороны, соответствующие углы). Затем взрос­лый вместе с ребенком определяет и обозначает пространствен­ные признаки листа.

Собственно игра начинается на втором этапе (" Служба сол­дата"). Здесь взрослый создает игровую ситуацию: распределя­ет роли (взрослый — " офицер", ребенок — " солдат"), знако­мит ребенка с игровыми правилами (выполнение команд " офи­цера"), вводит игровое употребление предметов (лист бума­ги — карта). Взрослый предлагает ребенку выполнить подоб­ное задание из 2-3 ходов, где выявляется понимание правил и в случае необходимости осуществляется коррекция действий, затем два-три задания с различным количеством ходов в зави­симости от исходного уровня готовности ребенка. Во всех слу­чаях ребенок " докладывал офицеру" о выполнении каждого хода.

Обычно первые задания обнаруживают необходимость вве­дения дополнительного обучающего упражнения " Молчали­вая карта заговорила". После него предлагаются более слож­ные, например выполнение сразу целого ряда ходов, когда ребенку необходимо сообщить координаты конечного пункта движения.

На третьем этапе (" Присвоение звания") происходит обмен ролями между взрослым и ребенком: ребенок составлял зада­ния для взрослого. Затем ученик выбирает товарища по игре и в присутствии взрослого знакомит его с правилами и самостоя­тельно организовывает обучение в игровом процессе.

На четвертом этапе (" Трудные задания") взрослый обучает ребенка составлению знакового письма. Здесь ребенок уже вы­полняет письменные команды взрослого — " офицера", после | чего, приняв роль " офицера", составляет свое письмо для | взрослого — " солдата". |

Таким образом, смысл игры для ребенка состоит в правиль- j ном выполнении команд " офицера" в пределах условно выде- | ленного периода (например, начиная с третьего задания), при­обретении умения давать словесный отчет о выполняемых дей­ствиях, принятии роли " офицера" и умении управлять игро­вой ситуацией, рефлексии присвоения нового учебно-игрового, опыта.

202

Упражнение 63. Игра " Поиск клада"

На первом этапе игры (" Учусь составлять план") взрослый и ребенок совместно рисовали план какого-нибудь помещения (например, классной комнаты), используя условные обозначе­ния предметов. Взрослый обращает внимание ребят на положе­ние предметов относительно себя и других точек отсчета.

На втором этапе игры (" Учусь искать клад по плану") взрос­лый вводит ребенка в игровую ситуацию. Взрослый прячет предмет — " клад" и обозначает это место на плане. Ребенок, ориентируясь по плану, ищет его (это повторяется несколько раз).

На третьем этапе (" Учусь обозначать на плане место клада") взрослый и ребенок меняются ролями. Теперь уже ребенок прячет " клад" и отмечает это место на плане, а взрослый ищет его. Взрослый намеренно допускает ошибки с целью актуали­зации контрольных действий ребенка. На этом же этапе взрос­лый предлагает ребенку самостоятельно составить план друго­го помещения.

На заключительном, четвертом этапе (" Учу играть другого") в присутствии взрослого ребенок обучает игре своего товарища (знакомит с правилами игры, проводит ее).

Игровой смысл для ребенка проявляется в безошибочной ориентации в условном (план) и реальном (помещение) про­странстве, составлении плана помещения, соревновательном стремлении детей искусно запрятывать " клад", рефлексии при­своения новых умений.

Как показано выше, в соответствии со структурой игровой деятельности взрослый актуализирует у ребенка соответствую­щие мотивы, вводит его в игровую ситуацию, а для материа­лизации игровой ситуации в наглядном плане вводится так называемая " линия роста", на которой ребенок обозначает меру своего освоения игры. " Линия роста" является средством формирования у детей внутренней мотивации освоения ими нового учебно-игрового опыта. Дети имеют возможность на каждом занятии фиксировать меру освоения деятельности.

В игре " Офицер — солдат" эта " линия" (полоска бумаги) называется " линия службы", на которой ребенок условным значком (фишка или звездочка) отмечает место своего продви­жения на каждом занятии:

203

 

" Подг к сл^ отовка)? жбе" " Сл\ /жба coл^ ^ата" " Прис зва! воение -шя" " Труд­ные зада­ния"
Где какая сторона Знаком­ство с картой мест­ности Начало службы Молча­ливая карта загово­рила Слово офицера Школа офицера Служба офицера Полевые учения

 

В игре " Поиск клада" " линия роста" представляет собой " круг моих умений" (см. выше). Каждому этапу игры соответ­ствуют два круга, различающиеся размером и интенсивностью цвета. Малый и менее интенсивный по цвету круг фиксирует начало освоения того или иного умения. Чуть больший по раз­меру и интенсивности цвета круг означал итог отработки того же умения.

В ходе игровых занятий дети овладевают планирующим и итоговым видами самоконтроля и самооценки, что свидетель­ствует о процессе формирования у них учебной деятельности, в то же время в сознании ребенка происходит изменение его внутренней позиции по отношению к своей деятельности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.