Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и классификация цен






ТЕМА 10. ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА НА РАЗЛИЧНЫХ РЫНКАХ

 

1. Понятие и классификация цен.

2. Сущность ценовой политики предприятия. Принципы и методы ценообразования.

3. Особенности ценообразования при различных моделях рынка.

 

Понятие и классификация цен

Цена – денежное выражение стоимости товара (продукции работ, услуг), т.е. то количество (сумма) денег, которое покупатель платит за товар.

Цены могут быть классифицированы по разным экономическим признакам.

Классификация цен по степени регулируемости (порядка установления) – в зависимости от степени от регулирующего воздействия государства.

1. Рыночные цены - цены между субъектами предпринимательства, складывающиеся на рынке под влиянием спроса и предложения

- Свободная цена - рыночная цена, образующаяся под влиянием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции

- Монопольно высокая (низкая) цена - рыночная цена, складывающаяся в условиях доминирующего положения на рынке одного или нескольких субъектов ценообразования

- Демпинговая цена - рыночная цена, специально заниженная одним или несколькими субъектами ценообразования в сравнении со сложившимся уровнем цен

2. Регулируемые цены - цены, складывающиеся на рынке в процессе прямого государственного воздействия. Государство может повлиять на цены путем прямого ограничения их роста или снижения.

- Фиксированная цена - регулируемая цена твердо установленной величины на определенный отрезок времени

- Предельная цена - регулируемая цена, ограниченная нижним или верхним пределом сбытовых и торговых надбавок, уровнем рентабельности и т. д.

Наиболее соответствующими природе рыночных отношений являются свободные цены, однако, полностью перейти только к ним невозможно. Государство в случае необходимости может вмешиваться в процессы ценообразования и в зависимости от изменяющихся экономических условий переходить к регулируемым или даже фиксированным ценам.

Классификация цен по характеру обслуживаемого оборота (в зависимости от отрасли и сферы обслуживания):

- оптовые (отпускные) цены – цены на продукцию производственно-технического назначения (промышленная продукция)

- закупочные цены – это цены (оптовые), по которым реализуется сельскохозяйственная продукция (колхозами, совхозами, фермами и населением – продукция личных подсобных хозяйств)

- розничные цены – цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям. Они включают оптовые (отпускные) цены промышленности, акциз, налог на добавленную стоимость и торговую надбавку, состоящую из издержек обращения торговых организаций и их прибыли.

- тарифы грузового и пассажирского транспорта выражают плату за перемещение грузов и пассажиров, взимаемую транспортными организациями с отправителей грузов и населения.

- цены на строительную продукцию - представляют собой либо сметную стоимость объекта (предельный размер затрат на строительство каждого объекта), либо усредненную сметную стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта (за 1 м2 жилой площади, 1 м2 малярных работ и т. д.);

- тарифы на платные услуги, оказываемые населению;

- цены, обслуживающие внешнеторговый оборот – (внешнеторговые цен) - это цены, по которым осуществляется экспорт отечественных и импорт зарубежных товаров и услуг:

- Экспортные цены - цены, по которым российские производители или внешнеторговые организации продают отечественные товары (услуги) на мировом рынке.

- Импортные цены - цены, по которым российские фирмы закупают товары (услуги) за рубежом. Цены на импортируемую продукцию устанавливаются на базе таможенной стоимости импортного товара с учетом таможенных пошлин, валютного курса, расходов на реализацию данного товара внутри страны. При этом в структуре импортных цен значительное место занимают косвенные налоги (акциз и налог на добавленную стоимость).

Классификация цен по характеру ценовой информации

1. Цены фактических сделок - содержат информацию о реальных ценах купли-продажи товаров (услуг) на рынке

- Твердые цены фактических сделок - устанавливаются в момент оформления контракта и не изменяются в течение всего срока его действия

- Цены фактических сделок с последующей фиксацией - используются в процессе исполнения контракта, в котором указаны момент и принципы фиксации

- Подвижные (скользящие) цены фактических сделок - определяются в момент заключения контракта, но оговаривается их изменение в зависимости от конъюнктуры рынка

2. Аукционные цены - информируют участников рынка о возможности покупки или продажи товара на аукционе.

3. Биржевые цены - содержат информацию о результатах биржевых торгов. Это цена, по которой осуществляется оптовая сделка по купле-продаже товаров на бирже.

4. Справочные цены - информируют покупателей об условиях продажи товаров (услуг) производителем (продавцом)

- Цены предложения - устанавливаются производителями без согласования с потребителями

- Цены прейскурантов - публикуются фирмами-производителями, часто с краткой характеристикой

5. Ценовые индексы - информационные показатели динамики цен за определенный период времени

- Ценовой индивидуальный индекс - информирует о динамике цен отдельных товаров (услуг)

- Ценовой сводный индекс - содержит информацию о динамике цен группы товаров (услуг)

Цены классифицируются в зависимости от территории действия. Различают:

1. Цены единые по стране, или поясные - могут устанавливаться только на базовые виды продукции, на которые распространяется государственное регулирование.

2. Цены региональные (зональные, местные) - могут быть оптовыми, закупочными, розничными. Они устанавливаются предприятиями-изготовителями, органами ценообразования региональных органов власти и управления.

В зависимости от возмещения транспортных расходов.

Цена зависит от того, где происходит окончательное оформление цен – в местах производства (пунктах отправления) или в местах потребления (пунктах назначения). На практике это отражается в системе франкирования цен.

Франко – до какого пункта на пути продвижения продукции от изготовителя до потребителя транспортные расходы включены в цену. Наиболее распространены франко цены:

1. Франко – станция отправления – показывает, что в цену товара включены расходы по транспортировке до станции отправления. Все остальные расходы покупатель оплачивает сверх этой цены.

2. Франко – станция назначения – показывает, что в отпускную цену производителя включены транспортные расходы до станции назначения.

Кроме того, существуют промежуточные франко-цены – франко–вагон–станция отправления (в отпускной цене помимо транспортных расходов включены погрузочно-разгрузочные работы на станции отправления) и франко–вагон–станция назначения

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.