Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Репертуар фарсовых театров






 

Первыми на " злобу дня" откликнулись мобильные фарсовые и

миниатюрные театры, и откликнулись соответствующим репертуаром.

Можно допустить, что и в социальных процессах действует ка-

кой-то аналог ньютоновского закона - " действие равно противо-

действию". В Феврале в репертуаре господствует логика перевер-

тывания.

Цензурные ограничения на изображение августейших особ были

отменены, и фарсово-кабаретные театры во-всю изгилялись над

" священной" еще вчера особой императора, его семьи, Распутина и

их ближайшего окружения. На сценических подмостках разыгрыва-

лись охотно посещаемые пьески, такие, как " Крах торгового дома

" Романов и К°", " У отставного... царя", " Гришка Распутин, му-

жик всероссийский", " Как Гришку с Николкой мир рассудил",

" Царскосельский чудотворец", " Гришкин гарем", " Распутин весе-

лится", " Распутин в аду", " Чай у Вырубовой", " Сегодня ты, а

завтра я" с легко узнаваемыми персонажами - Распутник, Горемы-

ка, Штюрмерфон, Протопопкин и т.д. Поставленная Б.А.Горин-Горя-

иновым в Литейном театре " Комедия двора" была в том же ряду -

" клубнички" в ней мало, но пошлости много", - писала пресса 5235 0.

Такая небрезгливая охота копаться в чужом грязном белье

вызывала естественное отвращение у людей воспитанных и интелли-

гентных. В.Д.Набоков, например, обвинил прессу, что она ведет

" не к чистым высотам, где веет свободой и разумом, а вводит в

вонючую атмосферу старой крепостнической лакейской, где свобод-

ные от барского глаза рабы судачат о своих господах" 5236 0. Эти

слова с полным правом можно отнести и к репертуару фарсово-ка-

баретных театров.

Отдавая должное воспитанности и благородству В.Д.Набокова,

нельзя все же не удивиться защищаемым им правилам поведения - в

стране всего лишь 65 лет назад было отменено рабство. Мы лишь

краешком коснемся такого большого вопроса, как революция и

нравственность - это тема отдельного самостоятельного исследо-

вания. Скажем только, что в претензиях В.Д.Набокова, - безус-

ловно, справедливых - есть удивительная для политика наивность,

но есть и брезгливость барина, откровенно отдающая высокомерным

снобизмом, не совсем уместным в это смутное время.

Летом скандальные " разоблачения" тайн царской семьи стали

охотно разыгрываемой " козырной картой" фарсовых театров. " Рас-

тет (...) черный список вульгарно-бессмысленных пьес, творцы

которых подобно пиявкам присосались к свободному слову" 5237 0 - на

смену дневному распутинскому непотребству предлагаются его

" Ночные оргии", " Светлый черт", " Судьба Николая II", " Наместни-

ки Николая", " Последние монархисты" и " Царскосельская блудни-

ца".

Кроме " скандально-разоблачительной" линии репертуара в

этих театрах получило мощное ускорение и распространение другое

направление - порнографическое. Напомним - начало этому процес-

су положила война. В первые дни революции критик возмущался,

что при самодержавии " обыватель приучался краснеть, созерцая на

сцене раздевальное " искусство" и предвкушать смак сальной кухни

такого театра, читая названия пьес вроде " Покажите, что у вас

есть" и т.п." 5238 0. Отчасти так оно и было, но только отчасти.

" Смак сальной кухни" объясняется ситуацией военного времени -

" каждый день войны уносит культуру" (А.Блок), а не самодержави-

ем. Скорее даже наоборот, при авторитарном царском режиме пре-

делы одобренного и допустимого в искусстве контролируются нед-

реманным оком цензуры, революция рушит заборы ограничений - на

сцене под громкие крики о свободе торжествует репертуарная все-

дозволенность. Нужна длительная традиция, нужен мощный пласт

культуры, нужны усвоенные с детства нормы нравственности, чтобы

художественная жизнь могла выдержать соблазн различных, в том

числе - эротических, искушений. И - одновременно - необходима

добровольная общественная поддержка искусства. Без такой весо-

мой финансовой помощи искусство, прежде всего - зрелищное, не-

избежно склоняется перед экономическим интересом.

Чтобы удержаться на плаву, владельцы фарсовых театров ста-

рались заманить и ублажить публику всеми возможными способами.

Еще не успели просохнуть чернила на царском отречении, как со-

держатели шантанов подали петицию " о разрешении торговли до 3

часов ночи и о разрешении виноградных вин". Правительство на

это не пошло - продажа алкоголя крепостью свыше 1, 5° запреща-

лась. Предприниматели отыгрались на репертуаре - его " злачная"

линия была представлена как никогда широко: от гривуазной " Ку-

рортной плутовки", " Любовных шалостей", " Любовного кавардака",

" Веселого рогоносца", " Аромата греха", " Шальной бабенки" через

" Гетеру", " Прелюбодейку", " Содержанку на паях", " Дамочку с ус-

ловием", " Любовь в ванной", " Ночи любви", " Гаремного надзирате-

ля", " Шпанской мушки", " Пуговки от штанов", " Развратницу Митро-

дору" к " Леде" А.Каменского, " Двум Ледам" С.Беловой вплоть до

откровенно скабрезной " Царскосельской благодати", автор который

спрятался под псевдонимом " соч. Маркизы для окон".

Этот последний " фарс-эпизод из жизни Гр.Распутина" стал

гвоздем сезона. Пресса возмущалась, критика негодовала, а пос-

тановка делала битковые сборы. Рецензент возмущался: " Мы комби-

нировали на все лады все новые благодатные условия: и падение

цензуры, и театральную автономию, и театральные союзы - и ра-

достно вздыхали:

- Ну, теперь пойдет музыка не та! Теперь на театр снизой-

дет благодать!

... И дождались!

Снизошла " Царскосельская благодать"...

Публика, " оскорбленная действием", спешила покинуть театр.

Вот, стало быть, какая " благодать" пришла. (...) Мы ругали

старый театр - театр цензуры и " рабского слова". Но теперь,

после постановок, подобных " Царскосельской благодати", мы не

имеем права ругать старый театр! Нам всякий теперь скажет: -

Помилуйте, даже прежде, в дни рабства, никогда не было такой

гадости в театре" 5239 0.

Оставим в стороне эмоции и пафос критика, зададимся прос-

тым вопросом - если публика " спешила покинуть театр", почему

тогда эта постановка шла практически ежедневно? Неужели антреп-

ренер сознательно работал себе в убыток?..

Все имеет издержки, даже демократия. Условия военно-рево-

люционного времени были " благодатны" для " заразы порнографии",

заполонившей подмостки фарсово-кабаретных театров. Репертуарное

непотребство было столь явным, что критика растерялась: " Неуже-

ли наш (...) осиянный революционными лучами театр не сможет

удержаться (...) на краю той чистой свободы, за которой начина-

ется яма свободы порнографической и идиотски грязной? " 5240 0

Все эти ламентации, призывы " не переступать черту", " быть

достойным" и т.д. были гласом вопиющего в пустыне, и вот поче-

му. Есть лишь несколько способов регулирования репертуара - ад-

министративно-командный, идеологический и экономический. Если общество выбрало путь самоорганизации культурной жизни, то - при отсутствии цензуры и весомой финансовой поддержки театрального искусства - содержание репертуара зависит от интересов (в том числе - меркантильных) антрепренера и запросов (как правило, неразвитых) массовой публики. Можно сколько-угодно возмущаться, но в Феврале на сценах шло то, что должно было идти, потому что в революции оказался выброшенным за борт за ненадобностью нравственный опыт страны, а желание театральных предпринимателей " сорвать куш" совпало с неразборчивым вкусом новой публики. И разве случайно, что именно в конце февраля 1917 г. закрывается Камерный театр?

Это событие дало Н.Россову право обвинить публику в том,

что она " в сущности не любит никакого искусства, кроме буржуаз-

ной фотографии своих личных ощущений, услужливо так предоставляемых для нее буржуазными актерами на сцене" 5241 0. Не стоит поминать всуе " буржуазию" - вряд ли именно это понятие характеризует всю новую публику того времени, когда неумолимо перерождался воздух времени, размывалась нравственность, рушились традиционные ценности.

Для теоретиков-идеалистов человек представляется существом

ангелоподобным; для практиков-реалистов он изначально греховен,

потому и разрабатывают они самые разнообразные - этические,

экономические, идеологические, ценностные - механизмы интегра-

ции эгоистических целей и устремлений человека в коллективную

общественную жизнь. При самодержавии низменные инстинкты публики сдерживались цензурой, ее отмена в условиях военно-революционного времени привела к закономерному результату.

По сценам российских театров самоуверенно дефилировали об-

наженные " Леды". Упомянутый выше П.Кохманский организовал на паях с А.Каменским ни много ни мало " Театр дерзаний и парадоксов" и лихо прокатывал в провинции его " Леду" и " Хоровод" А.Шницлера. Это дало повод прессе позлословить: " В Самаре " дерзания и парадоксы", а мы, грешные, в Москве, думали просто порнография. (...) Голая баба с лекцией! Самарские банщики, трепещите! " 5242 0

Осенью, в полном согласии с уже новыми веяниями, А.Каменский завлекал публику на " Вечера социализированной красоты", которые были ни чем иным, " как обычной порнографией, к которой наклеен модный и ходкий по теперешним временам ярлык" 5243 0.

Всплеск так называемой порнографии коробил российскую интеллигенцию. Вообще это очень интересная и совершенно неразработанная в нашей культурологической науке тема - табуированное отношение российской интеллигенции к чувственно-эротическому началу в искусстве и к нарушению этого табу.

Будем откровенны, выросшее в строгих этических нормах пра-

вославной ортодоксии общество было в этом вопросе традиционно

пуританским. Ведь даже очаровательную Анастасию Вяльцеву чопорная критика упрекала в эротичности ее песенной музы. А.Р.Кугель был вынужден растолковывать доморощенным святошам, что " элементы эротики вообще неразлучны с большей частью художественных впечатлений" 5244 0. Он прав - и в целом, и в частности: утвердившийся в начале века стиль modern в самых разнообразных символах обыгрывал элементы эротики.

Но, думается, есть и другая причина анализируемого явления. В это смутное, тревожное время люди жили с ощущением распада империи, надвигающейся катастрофы, что подтверждается резким всплеском самоубийств и необычным ростом преступности. В стране вдруг объявилось множество ведунов, прорицателей и других носителей оккультного знания. Газеты и журналы широко рекламировали " ясновидящую Олю Зубареву, 8 лет", " знаменитую ясновидящую Люцию, 9 лет", " гениальное дитя - ясновидящую и угадчицу чужих мыслей Маню Умницкую, 6 лет"; давала спиритические сеансы " гений мнемотехники и телепатии медиум м-сс Бетти и ее

индуктор м-р Джек" и многое другое, аналогичное.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.