Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 10. Ложь и эмоции






 

Это была не моя идея – выяснить, насколько полезными могут быть эмоции при оценке правдоподобности. Вопрос возник примерно сорок лет тому назад, когда я впервые начал вести занятия с психиатрами–практикантами в нашем университете. Хотя они с интересом слушали рас- сказы о моих исследованиях, позволивших установить факт универсальности выражений эмоций (см. главу 1), гораздо больше они хотели узнать о руководящих принципах принятия решений в сложных ситуациях, с которыми они сталкивались на работе: например, когда пациент, достав- ленный в больницу в состоянии тяжелой депрессии, просит отпустить его на день домой, утве р- ждая, что чувствует себя лучше и больше не помышляет о самоубийстве, то как можно опреде- лить, говорит ли он правду? Может ли пациент лгать, для того чтобы сбежать из больницы и лишить себя жизни? К сожалению, такое случалось. Но если пациент действительно чувствует се- бя лучше, то один день, проведенный дома, может стать важным шагом на пути возвращения к

нормальной жизни.

Я не имел понятия, что мне следовало искать. Есть ли какие–то особые признаки в выраже-

нии лица или жестах человека, указывающие на то, что эмоция является поддельной? Может ли

кто–то помимо специально подготовленного актера намеренно создавать выражение, которое бы

выглядело искренним, не являясь таковым на самом деле? Способны ли люди намеренно подав-

лять любые внешние проявления своих чувств, особенно когда эти эмоции переживаются очень

интенсивно? Есть ли способ разглядеть истинную эмоцию под маской притворной эмоции?

Я начал с детального изучения одного из фильмов из моей фильмотеки (в ту пору еще не бы-

ло видео, и звуковые кинофильмы были единственным средством записи выражений и жестов). До

этого я снимал собеседования с психически нездоровыми людьми: сначала при их приеме в пси-

хиатрические лечебницы, затем тогда, когда персонал решал, что состояние пациентов значител ь-

но улучшилось, и наконец, за неделю до выписки пациента домой. Как сообщил мне персонал л е-

чебницы, одна из пациенток призналась в том, что говорила неправду во время второго

собеседования: она утверждала, что больше не испытывает депрессии, и просила отпустить ее до-

мой на выходные. За несколько дней до получения разрешения на временное возвращение домой

она рассказала, что собиралась лишить себя жизни, как только окажется за пределами лечебницы.

К счастью, мне удалось снять то интервью, во время которого она лгала врачам.

Мэри (это ее ненастоящее имя), которой к тому времени исполнилось сорок четыре года, до

своего помещения в клинику совершила три попытки самоубийства, при каждой из которых она

лишь чудом оставалась жива. В первый раз, когда я смотрел снятые мной кадры о промежуточном

собеседовании, я не заметил никаких признаков того, что она лжет о своих эмоциях; она много

улыбалась, говорила оптимистично и выглядела жизнерадостной. Я бы поверил ей; поверил ей и

врач.

Мы с моим напарником Уолли Фризеном достали многоскоростной кинопроектор для по- кадрового изучения каждого ее выражения лица и каждого жеста как на очень медленно й скоро- сти, так и на более быстрой. Я потратил более сотни часов на многократный просмотр этого дв е- надцатиминутного фильма, но полученный результат, безусловно, стоил того.

В ходе собеседования врач спросил Мэри о ее планах на будущее. Во время короткой паузы

перед ответом на этот вопрос мы заметили, что по лицу Мэри пробежало выражение глубокого

страдания. Оно было видно только на двух кадрах, т. е. продолжалось всего 1/12 секунды, и затем

быстро скрылось под улыбкой. Мы рассматривали это выражение снова и снова; у нас не было

никаких сомнений в том, что оно означало. На зафиксированном кадре ее истинная эмоция была

предельно ясной, а затем она намеренно скрывалась. Как только мы обнаружили, что следует и с-

кать при медленном просмотре пленки, мы обнаружили в этом фильме еще два очень быстрых

выражения страдания.

Мы с Фризеном назвали эти быстрые движения лица, продолжающиеся от 1/25 до 1/5 секун-

ды, микровыражениями и отметили, что они обеспечивают невербальную утечку информации об

истинных чувствах человека.212 Позднее я узнал, что психологи Эрнест Хаггард и Кеннет Айзакс

 

 

212 Ekman, P. and Friesen, W.F. «Nonverbal Leakage and Clues to Deception. Psychiatry, 1969, 32, 88-105.


 

обнаружили микровыражения на три года раньше нас, но предположили, что они незаметны в р е- альных условиях и являются признаками подавленных эмоций.213 Мы установили, что увидеть микровыражения можно без замедленного просмотра, если знать, что следует искать; тогда мы еще не представляли, насколько легко будет научить людей распознавать микровыражения на н а- ших лицах.

Мы провели дальнейшее исследование намеренно скрываемых и намеренно подавляемых эмоций.214 Исследования в этой области, проведенные в последние несколько десятилетий, ясно показали, что микровыражения могут возникать либо когда происходит сознательное сокрытие эмоций, как в случае с Мэри, либо когда человек не знает, что он чувствует, т. е. когда эмоция по- давляется, как это обнаружили Хаггард и Айзакс. Важно отметить, что микровыражения выглядят одинаково и в случае сдерживания, и в случае подавления эмоции. Само по себе микровыражение не говорит нам, что оно собой представляет; это должно определяться из контекста, в котором оно возникает, что часто требует дальнейших расспросов. Здесь имеет смысл объяснить, что я пони- маю под контекстом. В разных контекстах одно и то же микровыражение может иметь совер- шенно разные значения.

В самом общем смысле под контекстом понимается природа разговорного обмена информа- цией. Что представляет собой этот обмен: первую встречу, случайную беседу, официальное и н- тервью или допрос, при проведении которого человек знает, что он подозревается в каком –то пра- вонарушении?

Второй контекст представляет собой историю отношений. Что стало известно до того, как началась беседа? Каким был характер предыдущих контактов между оцениваемым человеком и тем, кто его оценивает? Чего ожидает от будущих отношений и какими видит эти о тношения каж- дый из этих людей?

Третий контекст – это очередность проявления. Когда возникают микровыражения: когда оцениваемый человек говорит или когда он слушает?

Наконец, четвертый контекст – это соответствие. Соответствует или противоречит пока- занная в микровыражения эмоция содержанию слов, произносимых человеком, звуку его голоса, его позе и жестам? Проявляется ли микровыражение тогда, когда человек слушает, соответствует ли оно тому, что говорит исследователь, и тому, что скажет оцениваемый человек в дальнейшем?

Хотя все эти четыре контекстуальных фактора должны рассматриваться при оценке но р- мального выражения лица, или макровыражения эмоции, они могут быть особенно полезными при изучении микровыражений. Они также должны рассматриваться при оценке приз наков эмо- ции в голосе, в положении тела и в других сознательных проявлениях обмана.

Большинство людей не замечают микровыражений, появляющихся во время беседы, когда эти микровыражения конкурируют за внимание со словами, тоном голоса и жестами. К тому же мы часто отвлекаемся на размышления о том, что нам следует сказать, вместо того чтобы вним а- тельно наблюдать за микровыражениями на лице другого человека. Даже когда я показывал лю- дям микровыражения вне их контекста – при выключенном звуке, при отсутствии необходимости давать ответы, большинство неподготовленных людей сообщали, что не замечали многих из них. Мы не слишком хорошо умеем наблюдать микровыражения самостоятельно, и когда я впервые попытался научить этому других людей, то был крайне удивлен тому, насколько быстро они ус- ваивали этот навык. После всего лишь часового обучения люди могут значительно улучшить свою способность замечать микровыражения. Я уверен, что важнейшими условиями, позволяющими им учиться так быстро, является мгновенная обратная связь о том, правильно ли они делают свои оценки, регулярная практика и визуальное сопоставление выражений, наиболее часто путаемых друг с другом, в частности гнева с отвращением и страха с удивлением.

Но не все бихевиоральные индикаторы обмана являются эмоциональными. Они могут гене-

рироваться как мышлением (познанием), так и чувством (эмоциями). Так как эта книга посвящена

 

 

213 Haggard, Ernest A. and Isaacs, Kenneth S. 1966. «Micro-momentary Facial Expressions as Indicators of Ego Mechanisms in Psychotherapy». In Louis A. Gottschalk & amp; Arthur H. Auerbach (eds.), Methods of Research in Psychotherapy. New York: Appleton-Century-Crofts.

 

214 Я благодарен Марди Горовицу за предоставленную возможность проанализиовать результаты интервью с паци- ентами, которые подавляли в себе определенные эмоции.


 

эмоциям, я опишу роль чувств более подробно, но при этом нам важно будет также узнать что –то о роли мышления, чтобы получить полную картину того, как оценивается правдивость. Эмоции влияют на мышление (сильная эмоция, такая как страх, может помешать нам ясно мыслить), а мышление влияет на эмоции (мысли о поимке или о невозможности доказать свое алиби будут усиливать страх).

Наиболее очевидным когнитивным индикатором возможной лжи являются противоречия в рассказе человека о том, что он собирается делать. Однако некоторые противоречия появляются и в правдивых сообщениях, и поэтому вам следует проявлять осторожность, когда вы оцениваете правдивость человека, основываясь только на выявленных вами противоречиях. Очень редко люди каждый раз повторяют свои сложные рассказы абсолютно одинаково; обычно они добавляют или убирают какие–то детали, которые они забыли первоначально или забывают при повторном пере- сказе, что создает видимость противоречивости их сообщений.

Другим очевидным, но очень полезным индикатором ненадежности получаемой вами и н-

формации является неуверенность, проявляющаяся у человека, когда он отвечает на вопросы, от-

веты на которые, по вашему мнению, должны даваться быстро, – разумеется, если человек говорит

правду. Например, если жена спрашивает меня, почему вчера в два часа дня моя машина стояла

напротив одного из шикарных отелей, то я должен знать ответ. Неуверенность вызовет подозрени е

в том, что я занимался чем–то предосудительным и, не ожидая, что буду замечен, не приготовил

заранее историю для прикрытия своих действий. С другой стороны, вопрос о том, кто будет бо-

роться за президентское кресло через два года, может заставить меня отвечать еще более неуве-

ренно, так как я никогда не считал себя политическим провидцем и мало размышлял о том, каким

мог бы быть ответ на этот вопрос, но такая неуверенность не должна вызывать подозрений.

Вам следует также рассмотреть еще два фактора, прежде чем интерпретировать любое пове-

дение, а не только неуверенные ответы как симптом возможной лжи. Во –первых, значение имеют

изменения в поведении, особенно проявляющиеся тогда, когда происходит смена темы дискуссии.

Например, если я всегда проявляю нерешительность, когда я говорю или когда я пытаюсь вспом-

нить прошлые события, то моя нерешительность не должна рассматриваться как признак попытки

обмана, если только она не начинает вдруг резко отличаться от моей нерешительности, проявля в-

шейся в начале беседы. Если она заметно усиливается, то это может свидетельствовать о моих по-

пытках выдумать историю на ходу, чтобы скрыть что–то важное; если же нерешительность резко

ослабевает, то это может указывать на наличие у меня заранее подготовленного ответа. Во –

вторых, даже явная неуверенность в тех случаях, когда ответ на вопрос не должен вызывать з а-

труднений, может быть следствием совершенно естественных процессов. Даже если бы я не был

двуличным, я все равно мог проявить неуверенность, размышляя о том, почему моя жена может

проявлять подозрительность; я мог бы даже подумать, не предложить ли ей высказаться на эту т е-

му подробнее.

Так как противоречия и нерешительность могут указывать на наличие размышлений, не

имеющих отношения к обману, то я называю такие бихевиоральные симптомы горячими точками,

а не сигналами лжи. Они отмечают те моменты, когда вам требуется иметь больше информации.

Альтернативные объяснения того, почему у человека возникло такое поведение, должны быть и с-

ключены, прежде чем вы сможете сделать вывод о том, что изменение в поведении является сви-

детельством лжи.

Только Пиноккио имел очевидный сигнал, проявлявшийся всякий раз, когда он лгал. Мы же

в отличие от него в лучшем случае имеем горячие точки. Даже если бы я показал микровыражение

страха, когда моя супруга задала бы вопрос об автомобиле, припаркованном напротив отеля, это

все равно было бы горячей точкой. Я мог бы испугаться, что жена мне не поверит, или я мог бы

испытать беспокойство по поводу прочности нашего брака, если бы у нее появились сомнения в

моей честности. Я мог бы даже скрывать свой страх, потому что я не хочу, чтобы она узнала о

том, что у меня возникают такие мысли о ней и о нашем браке, даже если я не сделал ничего пр е-

досудительного. Только лишь одна из многих возможностей заключается в том, что я мог бы ис-

пугаться оказаться уличенным в супружеской неверности и попытаться скрыть свой страх, чтобы

жена его не заметила. Так как это всего лишь горячая точка, то у жены хватило бы мудрости з а-

дать несколько вопросов и получить больше информации для прояснения того, что вызвало скры-

ваемую эмоцию.

Признаки размышления, возникающие под влиянием минуты, проявляются в голосе и жес-


 

тах человека. Появляются определенные проблемы с памятью, которые обычно не возникают, ко- гда люди говорят правду. При этом лгущие люди могут демонстрировать очень хорошую память на детали. Джон Дин, советник президента Никсона, описывал в своей книге, как тщательно он готовил исключительно подробные отчеты о произошедших событиях, полагая, что включение многих деталей позволит его сообщениям выглядеть заслуживающими большего доверия.215 Если бы те, кто его слушали, знали о результатах исследований памяти, то они демонстрировали бы с о- вершенно противоположную реакцию, так как память о мельчайших подробностях событий, кото- рые не были зарегистрированы в момент их возникновения, встречается крайне редко.

В книге «Психология лжи» я описываю эти горячие точки и пытаюсь ответить на вопросы о

том, почему люди лгут и когда можно с наибольшей и с наименьшей вероятностью оценить пра в-

дивость намерений человека по манере его поведения.216 Мой коллега Джон Юлли провел впечат- ляющее исследование когнитивных горячих точек.217

Если человек лжет о том, что он чувствует в данный момент, подобно тому как лгала Мэри о

своем психическом состоянии, то его ложь обычно состоит из одного или двух элементов: скры-

ваемой эмоции и ее сфабрикованного прикрытия, или маски. Маски появляются по двум причи-

нам. Во–первых, потому что эмоцию проще скрыть с помощью выражения другой эмоции, а не

путем придания лицу нейтрального выражения. Во–вторых, ситуация, мотивирующая ложь, очень

часто требует не просто сокрытия одних чувств (например, страдания Мэри), но и имитации др у-

гих (например, притворной жизнерадостности Мэри). Улыбка является наиболее часто используе-

мой маской, потому что позитивная манера поведения, подразумевающая сокрытие неприятных

чувств, требуется в большинстве социальных ситуаций, но любая эмоция может быть замаскир о-

вана с помощью другой эмоции, например когда гнев используется для маскировки страха, о чем

упоминалось в главе 6.

Выражения лица могут выдавать поддельную эмоцию разными способами. Одним из при-

знаков поддельности является асимметрия выражения лица. Сфабрикованные выражения более

асимметричны, чем спонтанные искренние выражения, хотя это различие обычно бывает незначи-

тельным и нелегко поддается обнаружению без соответствующей тренировки. Асимметрия выр а-

жения может быть измерена с помощью «Системы кодирования движений лица» (FACS).

Как отмечалось в главе 9, великий французский невропатолог Дюшен де Булонь первым

предположил, что отсутствие вызываемых эмоциями мышечных сокращений, которые больши н-

ство людей неспособны выполнять преднамеренно, «разоблачает неверного друга». 218 Отсутствие

таких непроизвольных движений предполагает, что выражение может быть не искренним, а сфаб-

рикованным. В случае улыбки отсутствие движения внешней части круговых мышц глаза

(orbicularis oculi pars lateralis – как это звучит на латыни или описывается в AU 6 в терминах

FACS) позволяет отличить поддельную улыбку от искренней. Если улыбка является слабой или

умеренной, то определить отсутствие этого движения нетрудно, потому что при этом не появляе т-

ся «куриных лапок», а щеки не поднимаются под влиянием сокращения мышцы, уменьшающей

степень раскрытия глаз. (Взгляните для сравнения на снимки А и Б на с. 255.) С другой стороны,

намеренно сделанная широкая улыбка вызовет появление всех этих признаков, что затруднит рас-

познавание притворного выражения; поэтому вы должны искать гораздо более тонкие симптомы:

очень незначительное опускание бровей и складки кожи между бровями и верхними веками.

(Взгляните на различия между снимками В и Г на с. 256.) Это различие трудно распознать, и

большую часть времени мы остаемся обманутыми широкими притворными улыбками, которые по

этой причине часто используются в качестве маски.

 

 

215 Dean, John. 1976. Blind Ambition. New York: Simon & amp; Shuster.

 

216 Ekman, P. 1985. Telling Lies: Clues to Deceit in the Marketplace, Marriage, and Politics. New York: W. W. Norton.

Третье издание выпустило «W. W. Norton» в 2002 г.

 

217 Porter, S., Yuille, J.C., and Birt, A. 2001. «The Discrimination of Deceptive, Mistaken, and Truthful Witness Testimony». In R. Roesch, R. R. Corrado, and R. Dempster (eds.), Psychology in the Courts: International Advances in Knowledge. New York: Routledge.

 

218 Duchenne de Boulogne, G. B. 1990. The Mechanism of Human Facial Expression. Перевод и редактирование выпол- нены: A. Cuthbertson. New York: Cambridge University Press. (Оригинальное издание 1862 г.)


 

Другие эмоции предусматривают свои собственные «фирменные» мышечные сокращения, которые трудно воспроизвести преднамеренно. Притворные печаль или горе могут быть обнар у- жены благодаря тому, что они не предполагают поднятия внутренних уголков бровей (которое можно увидеть на снимках И и К на с. 136). Притворный страх, вероятно, будет выражаться без поднятых и сведенных вместе бровей (показанных на снимке З на с. 206). Выражение притворного гнева, скорее всего, не будет сопровождаться появлением напряженных красных краев губ (пока- занных на снимках М и Н на с. 179). Однако не существует какого–то движения мышц лица, кото- рое было бы трудно выполнить намеренно, для того чтобы выразить отвращение или презрение. Таким образом, выражение этих эмоций не предусматривает никаких движений, отсутствие кото- рых могло бы вызвать подозрение.

Третий способ распознавания имитации заключается в анализе временных характеристик

выражения эмоции. Выражения, появляющиеся и исчезающие очень резко, должны вызывать по-

дозрение, если только сам контекст беседы не предполагает таких быстрых переключений. Подо б-

ным образом выражения, появляющиеся и исчезающие постепенно, также должны соответств о-

вать ходу беседы, для того чтобы выглядеть правдоподобными. (Этот вопро с соответствия

контексту также рассматривался нами ранее.)

Ложь об эмоциях помимо придания особых черт поддельным выражениям лица может по-

рождать микровыражения, раскрывающие утаиваемую эмоцию, или давать утечку информации об

испытываемой эмоции, скрываемой под маской. Например, улыбка не влияет на верхние веки,

брови и морщины на лбу, поэтому эмоции, маскируемые с помощью улыбки, могут по –прежнему

появляться в верхней части лица. Вы можете видеть эти микровыражения в верхней части лица,

появляющиеся при страхе (снимок К на с. 207), гневе (снимок Д на с. 177), удивлении (снимок И

на с. 207) и печали (снимок У на с. 138).

До сих пор я уделял основное внимание тому, как можно обнаружить скрываемые или по д-

дельные эмоции. Разумеется, часто люди лгут не о своих чувствах, а о своих действиях, планах,

мыслях или ценностях. Но даже такие проявления лжи могут порождать идентифицируемые горя-

чие точки эмоций, если человек испытывает какие–то чувства в отношении своей лжи. Тремя эмо-

циями, наиболее часто испытываемыми лгущими людьми, являются страх, чувство вины и, как ни

странно, удовольствие.

Страх быть уличенным во лжи является наиболее типичной эмоцией, испытываемой лгущим

человеком. Но страх возникает только тогда, когда ставки достаточно высоки, т. е. когда лгущий

уверен, что вознаграждение, которое можно получить, является высоким, а наказание, которого

необходимо избежать, – серьезным. Но даже в этом случае не все лжецы испытывают страх перед

возможным разоблачением. Если человек, которому адресуется ложь, известен своей доверчиво-

стью или если лжец в прошлом постоянно успешно обманывал этого человека, то маловероятно,

что лжец будет чувствовать или проявлять страх.

Чувство вины – это еще одна эмоция, которая может испытываться лжецом. Его возникнове-

ние маловероятно, когда ложь оказывается санкционированной, например ложь тайного агента

полиции, или шпиона, засланного из другой страны, или продавца, открыто поощряемого начал ь-

ством к представлению продукта таким, каким он на самом деле не является. Если ложь не сан к-

ционируется или когда имеется неясность по поводу того, существует ли обязательство быть

правдивым, то ложь может вызвать у лжеца чувство вины, особенно когда человек, которому а д-

ресуется ложь, не может считаться нечестным или несправедливым и когда лжец и жертва его об-

мана разделяют общие ценности и рассчитывают поддерживать отношения и в будущем.

Еще одной эмоцией, сопровождающей ложь, является то, что я называю удовольствием от

обмана. Оно представляет собой явное удовольствие от принятия на себя риска контроля над дру-

гим человеком. Презрение, возбуждение и наслаждение – все эти три эмоции могут присутство-

вать в удовольствии от обмана. Эту эмоцию трудно сдерживать, часто она стимулирует хвастовс т-

во, выдающее ложь. Удовольствие от обмана возникает, вероятнее всего, тогда, когда человека,

которому адресуется ложь, довольно трудно одурачить и когда рядом со лжецом находятся св я-

занные с ним люди, понимающие, что ложь была принята за чистую монету.

Это далеко не все эмоции, которые могут испытываться при использовании серьезной лжи –

лжи, которая может иметь важные последствия и для того, кто обманывает, и для того, кого обм а-

нывают. Лгущий может испытывать гнев в отношении человека, которому адресуется ложь, по

многим причинам, но, возможно, он считает необходимым скрывать свой гнев ради того, чтобы


 

ложь достигла своей цели. Подобным образом лгущий может испытывать презрение к тому, кого он обманывает. Или же он может испытывать обе эти эмоции к другому человеку или самому себе

из–за необходимости прибегать ко лжи.

Прежде чем двигаться дальше, нам необходимо познакомиться с тремя очень важными пре-

дупреждениями. Ранее я уже говорил о том, что нет признаков лжи как таковой, а есть лишь так

называемые горячие точки. Эмоции, не соответствующие контексту, могут быть горячи ми точка-

ми, но эмоции могут возникать по разным причинам, не только из–за лжи. На с. 82 я подчеркивал,

что сигналы об эмоциях не говорят нам, что вызвало эти эмоции. Мы рискуем совершить ошибку

Отелло, делая скоропалительные выводы о том, что наблюдаемая эмоция вызвана ложью, не рас-

сматривая других факторов, которые могли бы привести эту эмоцию в действие. Как бы ни со-

блазнительно было сделать такие выводы, мы должны терпеть неопределенность до тех пор, пока

не сможем собрать больше информации, чтобы быть уверенными в том, что горячая точка возник-

ла из–за лжи, а не из–за какого–то другого триггера.

В ситуации, когда человек знает, что его поведение оценивают, само выполнение оценки

может повысить вероятность того, что он проявит страх перед разоблачением его лжи, иногда тот,

кто делает оценку, способен помочь правдивому человеку перестать бояться возможности вызвать

недоверие. Когда я вместе с моим коллегой Марком Франком проводил эксперименты, в которых

наши испытуемые лгали или говорили правду – в одних случаях о своих политических убеждени-

ях, в других случаях о том, не присваивали ли они чужие деньги, – мы действовали именно так.219

Прежде чем начать опрашивать испытуемых, я брал в руки книгу «Психология лжи» и сообщал

им, что я являюсь ее автором. Я эксперт по лжи, говорил им я; если вы будете лгать, я уличу вас в

этом (для усиления страха быть уличенными во лжи у тех, кто собирался лгать), а если вы будете

правдивыми, я об этом обязательно узнаю (чтобы снизить страх перед возможностью того, что им

не поверят, у тех, кто собирался говорить правду). Но даже если вы не являетесь экспертом, вы

можете попытаться снизить страх правдивого человека перед тем, что ему не поверят, подчерки-

вая тот факт, что вы непредубежденный человек и не принимаете предвзятых решений, но при

этом вы будете тщательно и настойчиво оценивать все, что он будет вам говорить, и все прочее,

что вы сможете узнать.

Ошибку Отелло проще всего понять в контексте страха, так как невинные люди могут, ин о-

гда вполне обоснованно, бояться того, что им не поверят. Но ошибка Отелло возможна примени-

тельно к любой эмоции. Чувство вины может проявиться у правдивого человека, который готов

почувствовать себя виноватым и выразить это просто потому, что он находится под подозрением.

Чувство вины может также быть вызвано чем–то, что связано с темой дискуссии, причем не обяза-

тельно ложью, имеющей отношение к обсуждаемому вопросу. Рассмотрим, к примеру, случай с

армейским сержантом, первым обнаружившим обнаженное мертвое тело своей соседки – симпа-

тичной жены другого сержанта. Во время допросов он всячески отрицал свою причастность к

убийству, но трижды не смог пройти тест на детекторе лжи. Когда найденные улики вынудили

признаться истинного убийцу этой женщины, сержант был оправдан. Но почему же он не прошел

тест на полиграфе? Дело в том, что в прошлом у него постоянно возникали сексуальные фантазии

в отношении соседки, и когда он увидел ее обнаженное тело, то ощутил к ней определенное поло-

вое влечение, даже несмотря на то, что она была мертва. Он винил себя за то, что испытал подоб-

ное чувство. Всякий раз, когда его спрашивали о ее смерти и о том, как он обнаружил труп, он и с-

пытывал чувство вины и эта эмоция не позволяла ему пройти тест на полиграфе. Чувство вины,

подобно любой другой эмоции, может иметь множество причин.

Хотя я считаю маловероятным, что невиновный человек, находящийся под подозрением,

проявит удовольствие от обмана, тем не менее это также может произойти. Недавно я консульт и-

ровал группу полицейских из другой страны по делу об обвинении юноши в убийстве его бывшей

подружки. В ходе допроса, который был заснят на видео, юноша демонстрировал различные в ы-

ражения презрения и другие признаки удовольствия от обмана. Однако не было никаких призн а-

ков того, что он мог лгать, и я оценил проявления эмоций, показанные в ходе допроса, как не

имеющие решающего значения. Он был противопоставляющим себя нашей культуре наркоманом,

который, вероятно, просто выражал свое высокомерное и презрительное отношение к полицей-

 

 

219 Mark Frank, PhD, Associate Professor, Communications Department, State University of New York, Buffalo.


 

ским, человеком, которому было приятно водить за нос следователей независимо от того, был он виновным или нет.

Во всех таких ситуациях эмоции ничего не говорят нам об источниках из возникновения, а горячие точки не являются свидетельствами лжи. Скрытая эмоция в микровыражении или но р- мальное выражение лица, противоречащее произносимым словам, звуку голоса или жестам чело- века, говорят лишь о том, что нам необходимо потребовать дополнительных объяснений, и бол ь- ше ничего. Это стоит повторить еще раз: горячие точки отмечают моменты, в которые нам требуется получить больше информации для точной оценки правдивости.

Действительно, поскольку микровыражения возникают так быстро – в один миг, если вос-

пользоваться выражением популярного ныне Малкольма Гладуэлла из его очень интересной кн и-

ги, – то они могут остаться незамеченными. В этой книге под названием «Озарение» (Blink) Гладу-

элл приводит множество примеров того, как возникают выражения и делаются оценки –

практически мгновенно, на основе рассмотрения очень кратковременного отрезка поведения, и

называет в качестве одного из примеров микровыражения.220 Но большинство людей не замечают быстрых микровыражений, если они не обучены это делать. Одного лишь знания того, что скр ы- ваемая эмоция действительно возникла, недостаточно для понимания ее смысла, особенно для в ы- полнения точной оценки правдивости человека. Для такой оценки требуется более длительное на- блюдение за поведением и знание контекста.

И наконец, последнее предостережение: не каждый, кто скрывает или подавляет эмоцию,

показывает связанные с нею микровыражения. В ходе нашего исследования мы обнаружили мик-

ровыражения примерно у половины намеренно лгавших людей. Наличие микровыражения дейст-

вительно что–то означает (эмоция существует и она скрывается), но его отсутствие ничего не г о-

ворит о том, скрывает ли человек эмоцию или нет. Мы по–прежнему не знаем, почему только

некоторые люди, скрывая свои эмоции, генерируют микровыражения.

В целом мы не обнаружили никаких поведенческих изменений, которые всегда бы наблюда-

лись у всех лгущих людей; вот почему разоблачители лжи должны учиться внимательно отно-

ситься к каждому аспекту поведения, так как никогда нельзя знать наперед, насколько важной

окажется получаемая в данный момент информация. Эта новость всегда приводит в уныние тел е-

визионных интервьюеров и газетных репортеров, которые оказываются разочарованными тем, что

я не могу назвать им ни одного надежного поведенческого индикатора лжи. Но их просто не с у-

ществует. Тот, кто заявляет о существовании абсолютно надежного сигнала о том, что другой ч е-

ловек лжет, либо сам искренне заблуждается, либо просто является шарлатаном.

Еще важнее отметить следующее: я не хочу создавать впечатления о том, что большинство

случаев лжи выявляются благодаря микровыражениям или каким–то другим признакам эмоцио-

нального поведения. Иногда обнаружение лжи не имеет никакого отношения к манере поведения

лгущего человека. Ложь может выдаваться бесспорными свидетельствами ее существования, по-

лучаемыми из других источников, таких как надежные свидетельские показания или материаль-

ные улики. Иногда лжец не может удержаться от хвастовства и раскрывает свои секреты ненадеж-

ному человеку, который затем выдает лжеца. Печально известный шпион Джон Уолкер продет

Советскому Союзу американскую технологию изготовления бесшумных гребных винтов для

атомных подводных лодок. До этого бесшумные винты обеспечивали США огромное тактическое

преимущество. Советы не могли точно определять, где скрываются американские субмарины, но

шумные советские субмарины позволяли точно определять их местонахождение кораблям амери-

канских ВМС. Уолкер был пойман не при проверке на полиграфе и не при тщательном допросе.

Он похвастался своей жене о том, как много заплатили ему Советы, но упустил из виду гот факт,

что эта женщина уже была с ним разведена и не могла претендовать на получение части этих «л е-

вых» доходов в виде алиментных выплат! В результате она выдала его властям США.

Иногда принятие решения целиком основывается на оценке манеры поведения. Например,

иногда уголовные дела передаются в суд (вместо того чтобы улаживаться с помощью сделки о

признании вины) при отсутствии неопровержимых доказательств виновности или невиновности

обвиняемого. Решение о правдивости имеющихся показаний принимает жюри присяжных на о с-

нове их собственных оценок того, что говорят свидетели обвинения и защиты и как они это дела-

 

 

220 Gladwell, Malcolm. 2005. Blink: The Power of Thinking Without Thinking. New York: Little, Brown.


 

ют. Члены жюри обычно не поддерживают постоянных контактов со свидетелями и не имеют много времени для того, чтобы наблюдать за изменением их поведения при резких поворотах в ходе судебного разбирательства. Присяжные редко задают уточняющие вопросы, когда они заме- чают появление горячих точек; этим занимаются адвокаты и судья. А свидетели знают, что прав- дивость их показаний тщательно оценивается и что от этой оценки иногда зависит очень многое.

Тем не менее нередки ситуации, в которых наличие специалиста, умеющего выявлять горя- чие точки обмана, имеет жизненно важное значение. Люди, совершившие теракты 11 сентября, неоднократно подвергались очной проверке работниками визовых служб, иммиграционными чи- новниками и персоналом аэропортов, до того как они смогли направить угнанные самолеты на башни Всемирного торгового центра и здание Пентагона. Если бы даже часть их лживых утвер- ждений была бы раскрыта, то многих, если не всех, жертв сентябрьской катастрофы удалось бы избежать. И это едва не случилось на самом деле. Один из сотрудников безопасности аэропорта сообщал, что у него вызвал подозрение один из будущих угонщиков, действия которого показ а- лись ему несколько странными. Но знания, полученные им в процессе профессиональной подг о- товки, были недостаточными, для того чтобы придать ему достаточную уверенность в необходи- мости действовать с учетом появившихся подозрений. В результате он не решился задержать одного из будущих угонщиков для детальной проверки его документов и тщательного личного досмотра.

Большинство работников правоохранительной системы и службы национальной безопасно-

сти не обучались тому, как проводить интервью, или имеют ошибочное представление о сущес т-

вовании каких–то абсолютно надежных признаков лжи. Еще хуже то, что, когда они полагаются

на ненадежные симптомы, они редко получают обратную связь, позволяющую им узнать об ош и-

бочной оценке, а если они и узнают о ней, то обычно это происходит с таким опозданием, что они

уже не могут вспомнить, что же заставило их сделать такую оценку.

Довольно часто процесс обучения оценке правдивости предусматривает усвоение информа-

ции, не подкрепленной результатами научных исследований, а иногда и противоречащей им. В

одном эксперименте независимая исследовательская лаборатория обучала своих испытуемых про-

ведению оценки правдивости на основе критериев, разработанных одной фирмой, занимающейся

в данный момент обучением полицейских – именно полицейских, а не работников других право-

охранительных служб США, – и обнаружила, что обученные ею люди стали делать менее точные

оценки правдивости! 221

Вместе с психологами Марком Франком и Джоном Юлли (который занимается изучением

слов и воспоминаний, подобно тому как я занимаюсь изучением жестов и выражений лица) и о т-

ставным полицейским из отдела убийств Джоном Ярбругом я разработал новый метод обучения

людей оценке правдивости, который основывается на научно доказанных фактах и результатах

полевых экспериментов. Мы учили людей только тому, что было подкреплено результатами науч-

ных исследований и экспериментов (многие из них проводились в нашей лаборатории) и практи-

ческим опытом полицейских (которые вместе с нами занимались разработкой учебных планов).

Мы предпочитаем проводить трехдневный курс обучения, предусматривающий время для практ и-

ческих занятий и получения обратной связи, но так как многие из наших слушателей занимают

ответственные посты и это не позволяет им отрываться от работы на целых три дня, то мы также

предлагаем ускоренный, но более насыщенный двухдневный курс занятий. Мы обучали полицей-

ских следователей из США, Великобритании и Канады. Хотя полицейские скептически относятся

к способности ученых предложить им какую–то полезную практическую информацию, мы обхо-

дили это препятствие за счет того, что занятия на наших курсах «Оценки правдивости» проводи-

лись полицейским, имеющим многолетний опыт практической работы, совместно с ученым, зани-

мавшимся исследованием стилей поведения и признаков лжи. Слушатели курсов в процессе

обучения узнавали, что они могут распознавать и понимать поведение, которое прежде было им

непонятно или просто неправильно истолковывалось.

Мы еще не знаем, кто получает больше пользы – те, кто приходит к нам со слабыми или уже

с хорошо развитыми навыками оценки правдивости. Мы также не знаем, как долго сохраняется

 

221 Kassin, S.M. & amp; Fong, C.T. 1999. «I'm Innocent!: Effects of Training on Judgments of Truth and Deception in the

Interrogation Room». Law & amp; Human Behavior, 23: 499-516.

Заключение. Жизнь с эмоциями


 

достигнутое улучшение навыков и нужно ли через какое–то время проходить повторный курс. К счастью, американское правительство собирается профинансировать исследования, которые дадут ответы на эти вопросы.

Мы также занимались обучением офицеров военной разведки и контрразведки. Офицеры во- енной разведки проводят допросы людей, с которыми сталкиваются при проведении боевых дей- ствий, как, например, в Ираке, и которые подозреваются во враждебных намерениях в отношении США. Хотя пресса немало рассказывала о тех, кто использовал жестокие методы проведения до- просов, лишь немногие знают о том, что мы обучили группу военных разведчиков нашим гума н- ным методам оценки правдивости показаний. Позднее эти офицеры были направлены для работы в тюрьму Абу–Грейб, после того как там были вскрыты факты жестокости при проведении допро- сов. По их сообщениям, наши методы обучения принесли им большую пользу при проведении до- просов в крайне непростых условиях.

Контрразведка – это совершенно иной вид деятельности, направленный на выявление тех

людей, которые намеренно или ненамеренно передают информацию иностранным государствам.

Большинство тех, за кем ведется наблюдение, не знают об этом. До ареста или высылки подозр е-

ваемый обычно не знает, что все его действия тщательно оцениваются. Некоторые люди, которые

считались шпионами, снабжались ложной информации или просто были объектами многолетнего

наблюдения. Агент контрразведки не раскрывает себя, но тем не менее находит возможности для

проведения неформальных, иногда продолжительных бесед с подозреваемым. В таких ситуациях

мы не учим того, кто выполняет оценку, маскировать себя или свои намерения (т. е. как скрывать

свои собственные горячие точки). Мы учим его, как использовать для оценки подозреваемого наш

метод оценки правдивости.

Несколько лет тому назад нас попросили оказать помощь Институту дипломатической служ-

бы (FSI) при Государственном департаменте США в обучении нового персонала визовых отделов

посольств проведению собеседований с иностранцами, желающими посетить США. Одна из целей

таких интервью заключалась в выявлении тех людей, которые заявляют, что собираются поехать в

США на короткий период, но в действительности намереваются остаться там в качестве нелегал ь-

ных рабочих. Другая, еще более важная цель заключалась в выявлении тех, кто собирается неле-

гально провезти через границу деньги или наркотики либо участвовать в террористической дея-

тельности.

Чтобы разработать программу для FSI, мы направили три мини–группы, состоящие из одно-

го ученого и одного работника правоохранительных органов, в Торонто, Каир и Мехико для н а-

блюдения за тем, как проводят собеседования новые сотрудники визовых отделов американских

посольств. Огромное количество посетителей, которых нужно оценивать, не позволяет работн и-

кам посольств затрачивать более трех минут на собеседование и на принятие решения о выдаче

визы, отказе в выдаче визы или о проведении с претендентом более подробного собеседования. В

Мехико, куда поехал и я, сотрудники посольства проводили около тысячи собеседований в день.

Когда я узнал, что собеседование продолжается всего три минуты, то сначала я подумал о

невозможности научить сотрудников посольства чему–то такому, что они могли бы с успехом

применять в течение такого короткого промежутка времени. Но, понаблюдав за собеседованиями

в Мехико и проанализировав видеозаписи собеседований в Торонто, я понял, что результаты на-

ших исследований могут найти здесь свое практическое применение. Многое может проясниться

за три минуты, если задаваемые вопросы будут острыми и требующими более развернутых отв е-

тов, чем простые «да» или «нет», а интервьюер будет внимательно следить за горячими точками.

FSI теперь использует нашу методику определения горячих точек, когда американцы прихо-

дят в посольство или консульство за консультацией, для обмена паспорта, для получения разр е-

шения на выезд из страны вместе с приемным ребенком и т. п. Например, один обучавшийся у нас

работник посольства сообщил, что в ходе состоявшегося за границей собеседования с одним ам е-

риканцем «лицо претендента на получение паспорта напряглось на доли секунды в классическом

микровыражении презрения, когда ему был задан вопрос о том, в каком городе он предполагает

жить. Этого было достаточно для того, чтобы вызвать подозрение у вице–консула, который после

дальнейших исследований установил, что истинный обладатель имени и фамилии, использова н-

ных президентом, находится в тюрьме во Флориде. Сам претендент был гражданином США, о б-

виняемым в разбое и разыскиваемым другой страной. Он находился в розыске в течение нескол ь-

ких лет и сумел получить паспорт на чужое имя. Вскоре он был арестован голландской полицией».


 

Службы безопасности аэропортов находятся в еще более трудных условиях, так как им нуж- но в течение короткого промежутка времени выявлять потенциальных преступников среди крайне небольшого процента людей, которые могут считаться подозрительными. Ежедневно в США при- летают самолетами два миллиона человек, и, как предполагается, более 99% из них прибывают с честными намерениями. Попытка выявления террориста среди 2 млн пассажиров подобна поиску иголки в стоге сена, но такая ненайденная иголка может нанести огромный ущерб. Однако невоз- можно провести собеседование с каждым пассажиром, прилетающим а американские аэропорты

из–за границы. Такой подход может использовать израильская служба безопасности, так как через единственный в Израиле международный аэропорт в страну ежедневно прибывает около пятиде- сяти тысяч человек, но службы безопасности США не могут ежедневно проводить собеседование с каждым из двух миллионов прибывающих пассажиров.

Наблюдение за поведением становится еще одним видом деятельности служб безопасности аэропортов помимо регистрации билетов, контроля багажа и проверки имен по спискам особого внимания. Программа, разработанная Управлением безопасности на транспорте (TSA) с учетом наших методик обучению оценке правдивости, получила название SPOT (Screening Passengers by Observational Techniques – проверка пассажиров методами наблюдения). (Мы также участвовали в разработке сходной программы для британских аэропортов.) Работники аэропорта, занятые в этой программе, не проверяют ваш ручной багаж и не просят вас снять обувь. Они стоят в стороне и наблюдают за каждым пассажиром, пытаясь подметить в его действиях что –то необычное, они высматривают людей, выглядящих не так, как остальные пассажиры, готовящиеся к посадке в са- молет. Эта необычность может проявляться в микровыражениях эмоций на лице или в каких–то действиях, перечисленных в специальном контрольном списке. Если пассажир проявляет несколь- ко подозрительных симптомов, сотрудник, участвующий в программе SPOT, подходит к этому че- ловеку и на месте задает ему несколько вопросов. В подавляющем большинстве случаев необыч- ное поведение пассажира объясняется совершенно невинными причинами. Например, человек, проявляющий множество признаков беспокойства, просто пытается вспомнить, выключил ли он перед уходом из дома электрическую плиту. Иногда некоторые пассажиры задерживаются для бо- лее подробного интервьюирования, и во многих таких случаях эти задержанные оказываются р а- зыскиваемыми преступниками, наркодельцами, нелегальными иммигрантами или террористами.

Оценка правдивости занимает важное место в работе службы внутренней безопасности про- изводственных компаний: она позволяет выявить тех, кто занимается промышленным шпионажем. Однако эта область деятельности является для нас новой, и мы только начинаем применять в ней наши методики оценки.

Возможны также полезные применения наших методик для врачей и сиделок. Например, с их помощью медицинские работники могут лучше оценить, симулирует ли пациент заболевание с целью получения пособия по нетрудоспособности или добивается ненужного хирургического вмешательства для устранения несуществующих медицинских проблем у него самого или у его детей (собственный синдром Мюнхгаузена или синдром Мюнхгаузена»по доверенности»). Обы ч- но пациенты, не имеющие нечестных намерений, скрывают свои опасения по поводу предлагаемо- го лечения или недостаточной компетентности лечащего врача по причине смущения или страха перед отказом в получении медицинской помощи. Пациенты могут также испытывать чувство в и- ны и сознательно лгать о том, что они выполняют предписанные процедуры и принимают выпи- санные лекарства. А чувство стыда из–за своей болезни или связанной с ней утраты самостоятель- ности может мотивировать человека к сокрытию серьезности проявляющихся симптомов заболевания. До сих пор практикующие врачи, включая специалистов из медицинской школы при Mayo Clinic, стремились научиться только пониманию эмоций, но со временем они могут восполь- зоваться и нашими методиками по оценке правдивости пациентов.

Хотя большинство читателей не захотят или не смогут прослушать какой–то из наших кур- сов по оценке правдивости, с важной частью этих курсов вы можете познакомиться, не выходя из дома. Обнаружив, что те, с кем я занимался, могли быстро научиться обнаруживать микровыр а- жения, я разработал интерактивный курс для самостоятельных занятий, так называемый»Метод обучения микровыражениям», или МЕТТ (Micro Expression Training Tool). Приблизительно после часового занятия по этому методу вы сможете значительно улучшить свою способность распозн а- вать микровыражения. МЕТТ остается одним из самых надежных и проверенных способов само- стоятельного распознавания микровыражений на лице.


 

Так как микровыражения всегда являются результатом сокрытия эмоций – намеренного или вследствие попыток их подавления, – то вы всегда должны помнить о том, что вы используете ин- формацию, которая не предназначалась для вас. Вот почему вам нужно тщательно подумать об использовании этой информации, чтобы оно не имело деструктивных последствий для вас и для другого человека. Не думайте, что вам известна причина выявленной вами эмоции. Микровыра- жение гнева не скажет вам, что человек разгневан именно на вас. В действительности он может быть разгневан на себя или он может вспомнить прошлое событие, вызвавшее его гнев. Прежде всего, следует рассмотреть, на кого направлена эмоция.

В главах с 5–й по 8–ю приводятся примеры того, какие особенности семейных, рабочих и

дружеских отношений следует принимать во внимание при использовании информации, получа е-

мой от микровыражений и слабых выражений каждой из эмоций. Здесь я хочу изложить несколько

общих руководящих принципов, применимых к любой информации об эмоциях, которую вы п о-

лучаете от микровыражений и слабых выражений.

Часто лучший способ действий – это ничего не говорить о том, что вы заметили. Вместо это-

го постарайтесь подготовиться к тем возможностям, которые у вас, вероятно, появятся. Или же вы

можете просто спросить: «Есть что–нибудь еще, что вы хотите мне сообщить об испытываемых

вами чувствах?» Вы можете пойти еще дальше и заявить: «У меня сложилось впечатление, что вы

чувствуете что–то еще, о чем хотели бы мне сказать». Вы можете быть еще более конкретным и

спросить о замеченной вами эмоции. Ваша реакция будет зависеть от характера ваших отношений,

от их прошлого и предполагаемого будущего и от того, насколько вы знаете этого человека.

Вы не всегда можете иметь право комментировать, даже очень обтекаемо, ту эмоцию, кото-

рую вы обнаружили. Хотя я уверен, что отношения сохраняются лучше, когда люди понимают и

принимают то, что чувствует каждый из них, все же так бывает не всегда.

Будьте осторожны и не дайте человеку почувствовать, что он не может оградить свою ли ч-

ную жизнь от вмешательств извне.

 

Заключение: жизнь с эмоциями

 

Мы все переживаем одни и те же эмоции, но каждый из нас переживает их по –своему. То, как я испытываю, допустим, гнев, во многих отношениях непохоже на то, как испытывает гнев моя жена. Мы знаем это, поскольку живем вместе уже более двадцати лет, но нам было бы непр о- сто описать эти различия. Подобно большинству людей, мы не имеем схемы для исследования то- го, как различаются наши переживания и в чем они могут совпадать. Но мы действительно знаем, что не имеем совершенно одинаковых конкретных триггеров гнева и что я впадаю в гнев быстрее, чем она, но, помимо этого, мы мало что можем сказать. Когда один из нас или мы оба испытываем гнев, то мы бываем слишком захвачены текущим моментом, чтобы распознать другие различия в том, как мы испытываем эту эмоцию. Но при этом, когда мы гневаемся, мы имеем общие характ е- ристики опыта, переживаемого каждым из нас, – обычно именно препятствие тому, что мы соби- раемся делать, вызывает наш гнев, а кроме того, мы демонстрируем сходные выражения лица, н а- ши голоса становятся резкими, наши сердца бьются чаще, а руки становятся более теплыми. Наши индивидуальные различия располагаются вокруг этих универсальных проявлений эмоций.

Вполне разумно, что я описываю индивидуальные различия в эмоциональном опыте в по-

следней главе этой книги, потому что ее материал основан на результатах исследования, которое я

провожу в данный момент и которое подготавливалось мной в течение последнего десятилетия

вместе с моим другом и коллегой Робертом Левенсоном. Хотя моя лучшая работа посвящена ун и-

версальным элементам эмоций, сейчас я занимаюсь изучением совершенно противоположного

феномена – уникальности эмоционального опыта каждого человека. Индивидуальные различия

присутствовали в моем исследовании универсальных характеристик эмоций, так как они присут-

ствуют практически в любом исследовании, посвященном эмоциям, но поскольку доказательства

универсальности выражений эмоций были очень убедительными, то вопрос об индивидуальных

различиях мог быть отложен в сторону.

Меня привлекал вопрос об универсальности, потому что он имел удивительную предыст о-

рию и вызывал споры между знаменитыми учеными. После того как я разрешил эти споры, к не-

малому моему удовольствию, я почувствовал интерес к теме индивидуальных различий, которая

могла помочь мне улучшить понимание моей собственной жизни и жизней членов моей семьи и


 

моих друзей. Я не пытаюсь выяснить, почему мы различаемся в том, как мы испытываем эмоции. Первый шаг должен заключаться в определении этих различий, в выяснении того, что они собой представляют, в установлении базы для индивидуальных эмоциональных профилей тех уникал ь- ных способов, которыми мы испытываем каждую эмоцию. Для меня удивительно, что на некото- рые из наиболее фундаментальных вопросов о том, как люди различаются между собой по своему эмоциональному опыту, не только не было получено ответов, но и сами эти вопросы еще даже н е были поставлены.

Мы действительно знаем, что люди различаются по типичной силе испытываемых ими эм о- ций. Одни люди обычно проявляют сильную реакцию гнева, а другие, напротив, умеренную или даже слабую (и не только потому, что они намеренно контролируют свой гнев). Одни люди при- ходят в состояние гнева быстрее, чем другие, у кого–то гнев сохраняется очень долго, а у кого–то проявляется в виде кратковременных приступов. Как только гнев начинает утихать, он может и с- чезнуть очень быстро или, напротив, убывать постепенно. Поэтому при рассмотрении только этих четырех типов различия эмоционального опыта – скорости возникновения, силы эмоциональной реакции, длительности эмоциональной реакции и времени, необходимого для восстановления и возвращения к исходному состоянию, – возникает множество интересных вопросов. Если человек быстро приходит в состояние гнева, то действительно ли он так же быстро успокаивается или же период возвращения в исходное состояние может быть долгим? Если гнев у вас возникает быстро, то значит ли это, что ваша реакция гнева будет очень сильной или же она может иметь умеренную интенсивность? А если ваш гнев очень сильный, то значит ли это, что обычно он будет кратковр е- менным, т. е. проявляться в виде коротких, но сильных приступов, или же он мож ет длиться дол- гое время?

Я нашел несколько ответов на эти вопросы благодаря данным, которые я только что проан а-

лизировал и подготовил к публикации. Удивительно, но все, что могло случиться, действительно

случилось. Возьмем зависимость между силой и скоростью реакции. Я ожидал обнаружить, что

быстрая реакция обычно будет сильной, но она оказывалась сильной и слабой примерно у один а-

кового числа испытуемых. А медленная реакция проявлялась как в сильной, так и в слабой форме.

Подобная картина наблюдалась и при рассмотрении зависимости между длительностью реакции

(как долго продолжалась эмоция) и интенсивностью реакции. Я думал, что если вы проявляете

сильную реакцию, то она будет сохраняться дольше. Но оказалось, что это не так. И у людей с

сильной реакцией, и у людей со слабой реакцией короткие и длительные реакции наблюдались

примерно в равной пропорции. Мы продолжаем это исследование и ищем ответы на другие вопро-

сы о том, как различаются между собой люди.

Частота проявления эмоций – это еще одна характеристика, имеющая большое значение для

понимания эмоционального профиля индивида. Вы можете быть человеком, у которого гнев воз-

никает медленно, который никогда не приходит в ярость, чей гнев длится довольно долго, а затем

мгновенно пропадает, но вы можете иметь такие эпизоды возникновения гнева всего несколько

раз в году. Или же эта тема может возникать у вас несколько раз в неделю. Насколько хорошо мы

можем контролировать то, что мы делаем, говорим и чувствуем во время эмоционального эпизода,

является еще одним важным элементом эмоционального профиля каждого индивида, а другим

элементом является то, насколько ясно мы сигнализируем другим людям о своих эмоциях. Неко-

торые люди очень сильно и ясно выражают свои эмоции лицом и голосом, даже когда они пыт а-

ются их контролировать. Еще одним элементом профиля являются те события, которые с наи-

большей вероятностью приводят в действие каждую из наших эмоций.

Будет ли то, что мы выясним об одной эмоции, например гневе, применимо к страху или п е-

чали? Будет ли человек иметь один и тот же эмоциональный профиль – быстрое возникновение

эмоции, умеренная интенсивность, большая длительность, быстрое успокоение, частое возникно-

вение, хорошая контролируемость с ясными сигналами – для гнева, страха печали? Или другими

словами: если человек подает лицом и голосом сильные эмоциональные сигналы, то будут ли про-

исходить серьезные изменения в его автономной нервной системе или же эти две системы эм о-

ционального реагирования не связаны между собой? Ответы на эти вопросы, по –видимому, долж-

ны быть положительными в терминах одной части эмоционального профиля, которую мы в

состоянии исследовать: сила эмоциональной реакции человека будет одинаковой для гнева, стра-

ха, печали и отвращения, а сила, проявляемая в выражениях, эквивалентна силе реакций автоном-

ной нервной системы. Гораздо больше работы надо выполнить для повторения этих результатов и


 

исследования других аспектов эмоционального профиля.222

Если вы хотите составить собственный эмоциональный профиль или профиль другого чело-

века, с которым вы находитесь в близких отношениях, то вы можете найти необходимый для этого

инструмент на веб–сайте https://www.paulekman.com

Теперь позвольте мне описать общие характеристики, обнаруженные у эмоций. С учетом

идей, изложенных в предыдущих главах, можно сказать, что эмоция обладает следующими опре-

деляющими характеристиками:

• Имеется чувство, совокупность ощущений, которые мы испытываем и о которых мы часто

знаем.

• Эмоциональный эпизод может быть кратким, иногда длящимся всего несколько секунд,

или же намного более продолжительным. Если он длится часами, то тогда мы имеем дело с на-

строением, а не эмоцией.

• Эмоция вызвана чем–то, что имеет для человека большое значение.

• Мы переживаем эмоции как нечто, возникающее в нас, а не выбираемое нами.

• Процесс оценки, в ходе которого мы постоянно отсортировываем все то, что имеет для нас

значение, обычно осуществляется автоматически. Мы не осознаем процесс оценки, если только он

не оказывается достаточно длительным.

• Имеется период невосприимчивости, во время которого отсеиваются информация и знания,

хранящиеся в нашей памяти, в результате чего мы получаем доступ только к тому, что подкрепл я-

ет испытываемую нами эмоцию. Период невосприимчивости может длиться всего несколько се-

кунд или быть намного более продолжительным.

• Мы узнаем о своем эмоциональном состоянии сразу, как только начинается эмоция, т. е.

после завершения первоначальной оценки. Как только мы осознаем, что находимся во власти эм о-

ции, мы можем начать переоценивать ситуацию.

• Существуют универсальные темы эмоций, отражающие историю нашей эволюции, помимо

многих обусловленных нашей культурой, усвоенных нами вариаций этих тем, отражающих наш

индивидуальный опыт. Другими словами, эмоции вызывает у нас то, что имело значение для н а-

ших предков, а также то, что, как обнаружили мы сами, имеет значение для нашей собственной

жизни.

• Желание испытывать или не испытывать определенные эмоции в значительной степени мо-

тивирует наше поведение.

• Эффективный сигнал – ясный, быстрый и универсальный – информирует других людей об

эмоциях, которые испытывает человек.

• Поддельные выражения эмоций могут быть обнаружены, хотя и с трудом, по более замет-

ной асимметрии, по отсутствию характерных мышечных движений, которые являются типичными

для искреннего выражения, но с трудом могут воспроизводиться преднамеренно, а также по вре-

менному несоответствию между появлением выражения эмоции и произносимыми словами.

• Эмоции, маскируемые с помощью улыбки, могут проявляться в верхней части лица – в

верхних веках, бровях и состоянии поверхности лба.

В завершение я хотел бы рассказать вам чуть более подробнее о чувстве вины, о стыде и о

смущении.223224 Эти эмоции не имеют характерных выражений лица. Чувство вины и стыд трудно

отличить от печали, за исключением тех случаев, когда человек наклоняет голову. Однако отсут-

ствие характерных сигналов для чувства вины и для стыда имеет свой смысл, так как, когда чело-

 

 

222 О том, что я называю эмоциональными профилями, см. также: Hemenover, S. Н. Forthcoming. «Individual differences in mood course and mood change: Studies in affective chronometry». Journal of Personality and Social Psychology; Davidson, R. J. 1998. «Affective style and affective disorders». Cognition and Emotion, 12: 307-330.

 

223 В 1872 г. Чарльз Дарвин утверждал, как я полагаю, справедливо, что именно наше внимание к себе, в особенно- сти к нашему внешнему виду, вызывает у нас смущение, испытываемое в равной мере и в ответ на похвалу, и в ответ на критику.

 

224 О стыде см.: Scheff, Т. 2000. «Shame and the social bond». Sociological Theory, 18: 84-98; см. также: Smith, R. 2002.

«The role of public exposure in moral and nonmoral shame and guilt». Journal of Personality and Social Psychology, 83(1):

138-159. On embarrassment, see Rowland, S. & amp; Miller, I. 1992. «The nature and severity of self-reported embarrassing

circumstances». Personality and Social Psychology Bulletin, 18(2): 190-198.


 

век испытывает эти эмоции, он обычно не хочет, чтобы об этом знали другие, и, возможно, поэт о- му сигналы об этих эмоциях не были выработаны человеком. Что касается смущения, то здесь все несколько сложнее. Покраснение лица не может квалифицироваться как сигнал о смущении, по- тому что его трудно заметить у людей со смуглой кожей. Дачер Келтнер показал, что не существ у- ет какого–то одного выражения смущения, подобного выражениям гнева, страха, отвраще






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.