Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обряды на Пасху






Относительная малочисленность народных обрядов, приуроченных к Пасхе, объяснялась тем, что Пасха считалась самым большим христианским праздником.
Духовенство особенно ревностно следила за тем, чтобы на Пасху не было языческих обрядов и игрищ. Внушаемое церковью представление об особой святости Пасхи могло сыграть известную роль. Но большое значение имело то, что Пасха проходила всегда в разное время. А весной, когда «время на вес золота» сроки имеют важное значение. Поэтому весенние обряды закреплялись за определенными днями. Но и пасхальных обрядов оказалось не мало, причем в некоторых из них до сих пор сохранились языческие элементы.
«В пасхальном ритуале важное место занимала обрядовая еда, в которую обязательно входили пасха, кулич и крашенные яйца. Украинцы и белорусы «паской» называли высокий круглый хлеб, на верху которого часто выкладывали из теста четырехконечный крест, иногда еще какое – нибудь украшение. В некоторых местах изготовление «паски» требовало соблюдения определенных обычаев (так, в Закарпатье ее нужно было печь обязательно в рукавицах).
Русские тоже обязательно пекли такой хлеб, но называли его куличом. Считали, что если кулич («паска») удался, в семье будет все хорошо, если же он в печи не подойдет, растрескается корка и пр. – надо ждать несчастья, смерти кого – либо из родных. Пасху же русские делали «сырную» - из творога, в которой клали масло, сахар, изюм и прочие снадобья, а потом выкладывали в деревянную форму в виде четырехгранной пирамиды; на стенках формы обычно вырезались узоры и буквы. Украинцы в некоторых местах тоже делали «сырную» пасху. Пасху и кулич вместе с окрашенными в четверг яйцами святили в церкви, а потом ими «разговлялись»».1
Празднование Пасхи начиналось приветствием друг друга словами «Христос воскресе» и ответным «Воистину воскресе» и дарили друг другу пасхальные яйца.
Обычай дарить яйца пришел из Рима. Мария Магдалина, отправляясь в Рим для проповедания Евангелия, предстала перед императором Тиберием, поднесла ему красное яйцо и начала проповедь. Христиане, подражая св. Магдалине ввели обычай одаривая друг друга красным яйцом.
Русский народ считал, что яйцо от первого христования считается священным и хранили целый год.
Крестьяне верили, что в Пасху солнце играет на небе. Дети обращались к солнцу с песенкой:

Солнышко, ведрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко покатись,
Красное, нарядись!

«В дни Пасхи каждый домохозяин считал священным долгом принять в своем доме святые иконы и отслужить молебен (с. Ендовище, Шумейко, Латное, Точилино Землянского уезда). В Бирюченском уезде (с. Пятницкое) «…после молебна иконосцы становились перед крыльцом, возле него стоял накрытый скатертью стол с солью и хлебом, изображающим пасху. Хозяева дома, поклонившись иконам, по очереди прикладывались к ним, а духовные пели Величание Пасхи “Да воскреснет Бог”. После этого пономарь, по просьбе хозяев дома, снимал скатерть и, свернув ее, бросал на крышу дома, стремясь попасть на трубу. Это способствовало, по мнению крестьян, хорошему урожаю льна». Шишовские крестьяне, принимая дома святые иконы, разбрасывали крестообразно овес и ячмень. Освященный хлеб после службы отдавали священнику, а соль берегли для избавления скота от болезней.
Знахари еще под Пасху клали мел, который использовали в лечении изжоги, и рыбу-щуку, из ее головы вынимали лобовую кость (она в виде креста), кость высушивали, измельчали в порошок, и когда весной выставляли в первый раз пчел, то закармливали их этим порошком из кости, смешав с мелом. На протяжении Святой Седьмицы крестьяне ничего не ели. После Пасхи кости поросенка и скорлупу яиц собирали и несли их на реку, и выбрасывали в воду или закапывали в землю, но так, чтобы их никто не мог раскопать (сл. Алексеевка Бирюченского уезда)». 2
Праздничные циклы и отдельные действия магического характера, приходившиеся на период от сева и до восхода озимых и яровых хлебов до их созревания, в разных областях приурочивались к разным дням, иногда дублировались, переносились из одного обрядового цикла в другой. Вызвано это было тем, что многие обряды этого периода были сходны и имели одну основную функцию – обеспечить лучший урожай.»
«По мнению крестьян, в пасхальную ночь все черти бывают необычайно злы, так что с заходом солнца мужики и бабы боятся выходить на двор и на улицу; в каждой кошке, в каждой собаке и свинье они видят оборотня, черта, прикинувшегося животным» - писал С. В. Максимов.
Существует поверье, что в первый день Пасхи после утрени пройти с первым яйцом по углам двора, катая яйцо по каждому углу, то найдешь черта в шапке – невидимке, ее надо схватить и одеть, но если черт ее схватил первым, то катающийся лишится яйца и продаст Христа. Одевая шапку человек станет невидимым.
Можно увидеть ведьму, если поцеловать замок у церкви на Пасху или увидеть чертей, пляшущих трепак. Для этого необходимо на перекрестке дорог покатить яйцо вдоль дороги или взять заговенный творог и встать у церковных ворот, держа дверную скобу, то когда ведьмы будут проходить через дверь их узнаешь по хвостам.
Ходит поверье про неразменный целковый, с помощью которого узнаешь в церкви колдуна. Для этого необходимо вынести в полночь черную кошку на перекресток и бросить кошку или нитку с узлами, схватить целковый и бежать не оглядываясь. С эти целковым одеться в новое и в первый день заутрени встать вместе с яйцом, вынутым из – под курицы там, где можно увидеть весь народ и замечать не стоит ли человек с рогами – колдун.
Молодые девушки во время службы шептали: «Воскресение Христово! Пошли мне жениха холостого, в чулночках да в порчонках!»; «Дай Бог жениха хорошего, в сапогах да с калошами, не на корове, а на лошади».
Старики расчесывали волосы с пожеланием, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове, старушки умывались с золота, серебра и красного яичка в надежде разбогатеть.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.