Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема№1. Психология развития как отрасль психологической науки.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ОБУЧАЮЩИМСЯ

ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

«ПСИХОЛОГИЯ»

Раздел «Психология развития»

 

По направлениям: 050100 – «Педагогическое образование»,

профиль подготовки - «Безопасность жизнедеятельности»

Квалификация (степень) – «Бакалавр»

Форма обучения - очная.

Курс 2 (4 семестр).

ХИМКИ – 2012

ББК

УДК

 

Автор: Выдрина Е.А. – кандидат психологических наук.

 

Рецензент:

 

Методические указания обучающимся одобрены на заседании кафедры Педагогики и психологии (протокол заседания кафедры от 00.00.2012 г. № 1).

Данное методическое пособие предназначено для студентов и слушателей Академии гражданской защиты МЧС России, обучающихся по специальности «Педагогическое образование».

 

Ó АГЗ МЧС России, 2012

ПРЕДИСЛОВИЕ

Общей задачей дисциплины является изучение теоретико-методологических и научно-практических основ психологии как науки: истории ее возникновения и основных этапов становления и развития, структуры современной психологии; ознакомление с методами психологических исследований; изучение представления о природе, структуре механизмах функционирования психики; о закономерностях формирования высших психических функций и сознания человека; изучение современных концептуальных положений о психологии личности; системы знаний о социальной психологии, о закономерностях поведения и деятельности людей, включенных в социальные группы; изучение закономерностей психического развития человека на основных этапах возрастного развития; ознакомление с психологическими закономерностями педагогического процесса и изучение взаимосвязи процессов обучения, воспитания и развития психики.

Главная задача изучения дисциплины состоит в вооружении обучаемых знаниями, навыками и умениями, необходимыми для осуществления успешной педагогической деятельности, создания педагогически целесообразной и психологически безопасной образовательной среды, а также умениям анализировать собственную педагогическую деятельность.

В результате изучения дисциплины обучаемые должны

знать:

- предмет, функции психологической науки, ее категориальный аппарат, основные направления психологических исследований, методы их осуществления;

- закономерности психического развития и особенности их проявления в учебном процессе в разные возрастные периоды;

- способы психологического и педагогического изучения обучающихся;

- способы взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса;

- способы построения межличностных отношений в группах разного возраста;

- способы профессионального самопознания и саморазвития;

уметь:

- осуществлять учебно-познавательную деятельность;

- проводить психолого-педагогическую диагностику;

- использовать методы психологической и педагогической диагностики для решения различных профессиональных задач;

- учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные и т.д.), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации;

- учитывать в педагогическом взаимодействии психологические особенности учащихся;

- проектировать образовательный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности;

- создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду;

- бесконфликтно общаться с различными субъектами педагогического процесса;

- накапливать профессиональный педагогический опыт и опыт анализа собственной деятельности.

владеть:

- психолого-педагогическими знаниями, навыками и умениями выполнения функциональных обязанностей;

- способами осуществления психолого-педагогической поддержки и сопровождения;

- способами предупреждения девиантного поведения и правонарушений;

- способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса;

- различными средствами коммуникации в профессиональной педагогической деятельности;

- способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами образовательного процесса в условиях поликультурной образовательной среды

Дисциплина «Психология» является дисциплиной профессионального цикла, изучение которой предусмотрено Государственным образовательным стандартом Российской Федерации. Она изучается в тесной связи с другими дисциплинами профессионального и специального профиля подготовки специалистов в области педагогического образования. Психология, являясь структурообразующей, фундаментальной научной дисциплиной для системы педагогического образования, изучается параллельно с педагогикой, предполагая, что знания об организации учебного процесса надстраиваются на общие знания о фактах, механизмах и закономерностях психической жизни человека.

Изучение дисциплины «Психология» способствует формированию у обучающихся научного понимания природы психического, отличного от бытовых, упрощенных и иррациональных описаний. Знания об индивидуально-психологических особенностях личности, о психологических закономерностях развития человека на различных возрастных этапах, а также о социально-психологических процессах, происходящих в группе, позволят более успешно осуществлять профессиональную педагогическую деятельность и решать профессиональные задачи.

Основное содержание дисциплины представлено в пяти разделах.

Раздел «Психология развития» предназначен для формирования у студентов знаний о закономерностях развития психических процессов и личности на различных возрастных этапах. В данном разделе в значительной мере систематизируются базовые общепсихологические знания по проблемам онтогенетического развития. Изучение дисциплины носит выраженную практическую направленность.

В разделе «Психология развития» студенты знакомятся с закономерностями онтогенеза психических процессов и личности на основных этапах возрастного развития: спецификой и условиями развития психики детей в дошкольном и школьном возрасте, психологическими особенностями развития подростков и юношей, психическими свойствами и особенностями развития человека в зрелом возрасте, в период старения и старости. Основной задачей данного раздела является формирование способности использовать знания о психологических особенностях человека на различных возрастных этапах в профессиональной педагогической деятельности.

Отчетность по разделу «Психология развития»: – зачет с оценкой.

 

 


Таблица расчета учебного времени на освоение дисциплины

специальность: «Педагогическое образование»

специализация: «Безопасность жизнедеятельности»

квалификации: «Бакалавр»

форма обучения: очная

Номера и наименование разделов и тем Всего часов учебных занятий В том числе учебных занятий с преподавателем Из них по видам учебных занятий Время, отводимое на самостоятельную работу обучаемых
лекции семинары практические занятия
Тема №1. Психология развития как отрасль психологической науки.              
Тема №2. Категория возраста в психологии развития              
Тема №3. Концепции психического развития в зарубежной психологии              
Тема №4. Концепции психического развития в отечественной психологии              
Тема №5. Младенчество и раннее детство              
Тема №6. Дошкольный возраст              
Тема №7. Младший школьный возраст              
Тема №8. Подростковый и юношеский возраст              
Тема №9. Молодость и возрастная зрелость              
Тема №10. Поздняя зрелость и старость              
Итого:            
Зачет с оценкой

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ

Тема№1. Психология развития как отрасль психологической науки.

Предмет психологии развития. Понятие психологии развития и возрастной психологии как отрасли психологической науки. Разделы возрастной психологии: детская психология, психология юности, психология зрелого возраста, психология старости (геронтопсихология). Основные задачи психологии развития. Связь психологии развития с другими науками и отраслями психологии. Методы исследования в психологии развития и возрастной психологии.

Принцип развития. Виды развития в психологической науке. Революционный и эволюционный, преформированный и непреформированный типы развития. Стратегии исследования психического развития. Жизненный цикл развития человека. Результаты психического развития. Роль и место знания концепций психического развития в профессиональной подготовке и практической деятельности педагога.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Одновременного сравнения | Домашнее задание для уяснения темы занятия




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.