Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Комментарии. 42 У славян-язычников мог существовать обряд вроде принятого у языческих германцев обливания младенцев.






     

    42 У славян-язычников мог существовать обряд вроде принятого у языческих германцев обливания младенцев.

    43 Сейчас, когда одежде почти не придают сакрально-ма­гического значения, ее все запахивают, «как у лешего».

    44 Иногда говорят о русалках-мужчинах. Но чаще утоп­ленников-мужчин представляют особыми существами срод­ни водяным (см. выше).

    45 Сюда не входили грешники, отбывавшие наказание в пекле и с миром живых не общавшиеся.

    46 Общеевропейское «вампир» — одна из форм славян­ского «упырь». Русское (литературное) «вурдалак» — иска­женное южнославянское обозначение оборотня-волколака.

    47 Планетниками могут быть и колдуны-двоедушники, и «заложные мертвецы».

    48 Лада и Яга составляют мифологическую пару и потому вполне могли считаться сестрами. Неизвестно, однако, кто были их родители, и существовал ли вообще миф о таковых.

    49 Нередко в 12 лихорадках, дочерях Ирода (в русских заго­ворах) видят дочерей Чернобога. Но представление об этих ли­хорадках и даже их имена заимствованы на Руси из Византии.

    Этот миф логически не совместим с мифом о создании человека Белбогом. Мифологическое мышление, однако, мало считается с подобными противоречиями.

    51 По этнографическим данным, Русальной называлась неделя перед Троицей или после нее. На календаре IV в. из Ромашек выделена неделя перед Купалой.

    В словаре указаны, помимо имен богов, имена их хри­стианских, фольклорных, обрядовых ликов. Не указаны «боженята» и некоторые вымышленные божества.

    53 В «Житии» описано событие 1056 г.

    54 Местром — библейский Мицраим. Еремия — Гермес (Тот). Феоста — Гефест (Пта).

    55 Т. е. воздерживаться от супружеской измены.

    56 Пидьблянин — житель пригородного с. Пидьба.

    57 В Ермолинской летописи добавлены слова Перуна: «Тешьтесь, новгородские люди, а меня поминайте!»

    58 О Трояне, его тропе, земле, веках см.: Б. А. Рыбаков. Русские летописцы и автор «Слово о полку Игореве». М., 1972.

    59 Сурож — совр. Судак. Корсунь — Херсонес.

    60 Олег Гориславич — Олег Святославич, князь Черни­говский (1094—1115), виновник многих усобиц.

    61 Древнерусские поучения сохранились в основном в по­здних списках и датируются лишь предположительно.

    62 Кутный бог — домовой. Ядрей, Обилуха, спорыньи, Спех — божества урожая. Попутник, лесной бог — леший.

    63 Т. е. автор.

    64 В других списках — «тридевять» (27).

    65 Поучения, приписывавшиеся славянскими книжника­ми отцам церкви, в действительности представляли собой вольные переводы с комментариями или же апокрифы.

    66 В других списках «тридевять» (27).

    67 Жмудь — Жемайтия (северо-западная Литва).

    68 Аполин (Аполлон) — здесь: Хоре. Перегиня — Берегиня.

    69 Купала празднуется примерно за месяц до начала жатвы.

    70 Кереметь — святилище (морд., мар., удм.).

    71 Здесь Владимир спутан со своим отцом Святославом.

    72 На плетне.

    73 Троицких праздников.

    74 Лехиты — поляки.

    75 Дубравка — жена князя Мешко, крестителя Польши.

    76 Здесь Прокош смешал Ладо-Марса и Морану.

    77 Кародун — Краков (у Птолемея).

    Мечислав — Мешко I, князь Польши (960-992).

    79 Чешские слова вписывались над строкой переписчиком толкового словаря латинских слов.

    80 Прия — германская Фрейя.

    Пик — лесной бог, превращенный в дятла (рим.). Ферония —- богиня освобождения рабов (рим.). 83 Надпись под изображением богини-оранты с растени­ями в руках.

    Тассан — дракон.

    85 Или: в седле. М. Вельский описывает статую Зелу как всадника на коне.

    86 Битва с амазонками произошла 14 марта.

    Бруно возражает против союза с язычниками-лютичами. 88 В остальных источниках город называется Ретра. В некоторых стихах: «по углам».

    Лютичи были союзниками императора в воине с поля­ками. Воинственная богиня, возможно, Морана.

    91 Винделики — кельтское племя на верхнем Дунае. Здесь, вероятно, полабские славяне, соседи германцев-свевов.

    92 Эти же сообщения повторяет Гельмольд 0> 2; I, 2.5). Коншины (кутины) — храмы, служившие также мес­тами собраний.

    94 Очевидно, в каждой контине был один жрец.

    95 Слово «контина» (ko.tina) происходит не от лат. соп-tinere, а от слав. ko, t — «угол», «место».

    96 Ратари и доленчане — главные племена союза лютичей.

    97 Альденбург (Старград, совр. Ольденбург) — столица вагров.

    98 Пространство между четырьмя колоннами, где стоял идол.

    99 Свен I Вилобородый, король Дании (986—1014), за­воеватель Норвегии и Англии.

    100 Во время войны в городе укрылись окрестные жители.

    101 Герулы и вандалы — восточногерманские племена, в которых Турий видел предков славян-бодричей.

    102 Антюрий — легендарный предок бодрицких князей, якобы соратник Александра Македонского.

    Буцефал (Бычьеголовый) — конь последнего. Так Турий объясняет происхождение бычьей головы и грифона в мек-ленбургском гербе.

    103 Вандалы — восточногерманское племя, с которым средневековые книжники часто отождествляли славян (ве­недов, вендов).

    104 Евстафий -— видимо, Евстафий Фессалоникский (XII в.), знаток античной литературы. Славянских богов он, однако, не упоминает. Диана-Артемида отождествлялась с трехликой Гекатой.

    105 Христиан I —- король Дании (1513—1523).

    106 Альтенкирхенский рельеф в действительности не столь уродлив, как это описывают церковные авторы.

    107 Валентин фон Эйхштедт, Иеремия Симон, анонимные авторы Будышинских анналов и «Церковной истории Силе-зии», — поздние историки (XVI— XVII вв.), цитируемые в работе М. Френцеля «Об идолах славян» (1691).

    108 Будышин (Бауцен) — центр Лужицкой земли.

    109 Вероятно, хроника Д. Хитреуса.

    103 Вандалы — восточногерманское племя, с которым средневековые книжники часто отождествляли славян (ве­недов, вендов).

    104 Евстафий -— видимо, Евстафий Фессалоникский (XII в.), знаток античной литературы. Славянских богов он, однако, не упоминает. Диана-Артемида отождествлялась с трехликой Гекатой.

    105 Христиан I —- король Дании (1513—1523).

    106 Альтенкирхенский рельеф в действительности не столь уродлив, как это описывают церковные авторы.

    107 Валентин фон Эйхштедт, Иеремия Симон, анонимные авторы Будышинских анналов и «Церковной истории Силе-зии», — поздние историки (XVI— XVII вв.), цитируемые в работе М. Френцеля «Об идолах славян» (1691).

    108 Будышин (Бауцен) — центр Лужицкой земли.

    109 Вероятно, хроника Д. Хитреуса.

    СОДЕРЖАНИЕ

    Д. М. Дудко. Пути в мир славянских богов................5

    Матерь Лада и ее семья.............................25

    Лада — мать богов и мира........................26

    Велес — волхв богов.............................56

    Баба-Яга — владычица смерти.....................82

    Чернобог — владыка зла.........................102

    Стрибог — дед ветров...........................ИЗ

    Сварог — небесный кузнец.......................121

    Перун — грозный князь богов.....................130

    Даждьбог — Солнце-Царь.......................148

    Огонь Сварожич...............................177

    Ярила — веселое солнце......................... 179

    Близнецы-всадники.............................197

    Морана — богиня весны и смерти..................212

    Леля — богиня весны и жизни.....................231

    Летница-громовница...........................236

    Мара — губительница Перуна.....................241

    Дзевана — лесная охотница......................250

    Симаргл — крылатый пес........................254

    Прове — бог правосудия.........................263

    Ругевит и Поревит — боги лета и зимы............266

    Курент — веселый бог..........................270

    Две зари — утренняя и вечерняя...................272

    Обида, Карна и Желя — вестницы смерти...........276

    Царь Морской.................................278

    Боги и богини малоизвестные и вымышленные.........281

    Славянские боженята............................289

    Комментарии и приложения........................315

    Родословная славянских богов и их праздники.........316

    Словарь-указатель славянских богов................328

    Боги славян в исторических источниках и народной памяти...343

    Основная литература по славянской мифологии........420

    Комментарии..................................422






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.