Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирование у дошкольников представлений о массе и способах ее измерения






(Данилова В.В.)

 

Задачи во 2 младшей группе (4 г.ж.):

1. формировать представление о массе как свойстве предметов, учить выделять ее среди других свойств предметов, пользуясь приемами обследования;

2. сравнивать контрастные и одинаковые по массе предметы, устанавливая между ними определенные отношения;

3. отражать результаты сравнения в речи, пользуясь следующими прилагательными: тяжелее - легче, тяжелыйлегкий, одинаковые, равные.

Для первоначального ознакомлений детей с массой необходимо брать предметы, одинаковые по всем свойствам, но контрастные по массе сравниваемых предметов. Это могут быть любые пустотелые предметы, внутрь одного из них помещается соответствующий груз (кубики, кирпичики, матрешки, игрушки-вкладыши, овощи).

Вначале воспитатель предлагает сравнить эти два предмета по цвету, размерам, форме. После такого сопоставления дети по очереди проверяют, одинаковые по тяжести предметы или нет. Для этого им предлагают совершить простейшие действия или движения с предметами («вытянуть репку», «покачать» матрешек на руках как на качелях, подержать предметы на ладонях, поднять их вверх, взяв по одному в каждую руку).

Необходимо помочь детям выразить замеченные различия предметов точным словом (одна репка тяжелее, ее тяжело вытащить, а другая легче и вытащилась легко; репки разные: одна легче, другая тяжелее).

Для закрепления навыков и представлений о массе предлагаются задания по подбору соответствующих пар предметов по условиям воспитателя. Задания могут чередоваться, при этом пары равных по массе предметов дети кладут на один стол (поднос, складывают в одну коробку), разных — на другой. Такую группировку предметов можно усложнить, если предложить равные по массе пары разобрать, раскладывая отдельно пары из легких предметов и из тяжелых. Перед детьми может быть поставлена игровая задача — подобрать, кого с кем лучше покачать на качелях. В качестве дидактического материала можно использовать различные фигурки зверей или куклы. В конце упражнения вместе с детьми целесообразно рассмотреть собранные предметы и сделать обобщение. Можно сделать вывод о том, что равные по массе предметы называют одинаковыми словами: оба легкие или оба тяжелые, а разные по массе предметы и называют по-разному: один — легким, другой — тяжелым (легчетяжелее).

Задачи в средней группе (5 г.ж.):

1. упражнять в определении массы предметов «на руку» (аналогично взвешиванию на весах);

2. учить понимать относительность оценки массы при сравнении предметов, подводить к пониманию, что один и тот же предмет может быть тяжелее одного, но легче другого;

3. воспринимать и понимать равенство и неравенство предметов по их массе (при выборе по образцу);

4. располагать 3—4 предмета разной массы в возрастающем или убывающем порядке;

5. сопоставлять предметы по массе с помощью чашечных весов; определять по положению стрелки и чашек весов результаты сопоставления.

Работая с этой возрастной группой детей, можно использовать приемы, рекомендованные для второй младшей группы. Усложнение заключается в применении раздаточного материала для упражнения всей группы детей в приемах обследования и подборе пар с менее контрастными по массе предметами.

Детей учат упорядочивать по массе сначала 2, потом 3, а позднее 4 предмета, которые дети могут раскладывать в порядке возрастающей или убывающей массы. Для этого необходимо ввести правило при выполнении задания: выбирать самый легкий или самый тяжелый среди оставшихся предметов. В дальнейшем задания на выбор по образцу и расположение предметов по порядку могут сочетаться, дополняя друг друга. При выполнении их дети должны рассказывать о своих действиях, называть словом воспринимаемые изменения (самый легкий, чуть тяжелее, еще тяжелее, самый тяжелый и т.д.).

Для проверки правильности результатов сравнения «на руку» детей учат использовать чашечные весы, для этого детям сообщаются несложные правила: чтобы весы точнее показывали, надо положить предметы на середину тарелочки и посмотреть, в каком положении находятся чашки и стрелка весов. «Если предметы равны по тяжести, — поясняет воспитатель, — тарелочки покачаются-покачаются и остановятся на одинаковой высоте, а стрелка встанет точно посередине, указывая вверх». Если предметы подобраны неверно, внимание детей обращается на то, что тарелочка останавливается на разной высоте — одна выше, другая ниже. Тяжелый предмет опускается вниз, а легкий останавливается выше; стрелка тоже наклоняется в сторону тяжелого предмета. После пояснений следует упражнять детей в определении показаний весов.

При этом необходимо следить за речью детей. Они должны не только давать ответы на поставленные вопросы, но и самостоятельно рассказывать о своих действиях.

Задачи в старших группах (6-7 г.ж.):

1. классифицировать и группировать предметы по массе с последующим обобщением;

2. видеть равенство и неравенство предметов по массе независимо от внешнего вида;

3. строить ряд из 4—6 предметов в возрастающей и убывающей последовательности, устанавливая между предметами определенные отношения по массе;

4. измерять массу предметов условными мерками;

5. изменять массу некоторых предметов, упражнять в установлении отношении, «равенство-неравенство».

Детям старшего возраста следует предоставить большую самостоятельность в действиях, направляя их вопросами: можно ли по внешнему виду определить, тяжелый или легкий предмет? Как быстрее и точнее сравнить эти предметы по тяжести, если их больше двух?

Детей шестого года жизни следует приучать к сравнению любых предметов из ряда, что закрепляет порядковый счет. В затруднительных или спорных ситуациях используют весы, основное назначение которых заключается в том, чтобы учить детей измерению массы, ознакомлению с правилами измерения.

Можно предложить детям сравнить два предмета: определить, на сколько один тяжелее другого. Массу каждого предмета измеряют на весах, а потом сравнивают полученные результаты. Воспитатель проводит с помощью детей измерение, поясняя свои действия, сообщая детям правила измерения:

· начинать измерение надо, убедившись, что чашки весов находятся в равновесии, а стрелка стоит посередине и указывает вверх;

· предмет, масса которого измеряется, положить на левую чашку весов посередине так, чтобы он не падал;

· на правую чашку правой рукой класть одну за другой мерки (мерками могут быть однородные предметы примерно одинаковой кассы (бобы, желуди, косточки от фруктов, мелкие шарики, кубики и т. д.) до тех пор, пока чашки весов не уравновесятся, а стрелка не встанет прямо и не укажет вверх;

· сосчитать количество мерок после измерения и ре­зультат измерения выразить числом.

В старшей группе с помощью измерения дети решают следующие задачи: определяют массу различных предметов; устанавливают равенство или неравенство предметов по массе; находят предмет указанной воспитателем массы (для загрузки машины, парохода); располагают предметы в возрастающем или убывающем порядке.

Такие задания помогают детям понять необходимость измерения для определения массы.

С помощью измерения дети знакомятся и с изменяемостью массы.

Они могут изменить массу комочков глины или другого пластичного материала, который позволяет увидеть зависимость изменений от характере действий наглядно: если добавили — масса увеличились; взяли часть — уменьшилась; если же не добавляли и не убирали — осталась такой же, несмотря на то что изменили форму (вместо комка сделали брусок или наоборот).

Можно дать детям по 2 куска пластилина одинаковой массы. После ее измерения детям предлагается подумать, можно ли сделать их разной массы. Целый брусок можно предложить скатать в шар и выяснить, изменилась ли масса этого куска. В конце дети могут опять сделать 2 куска одинаковой массы.

Обучение в старшей и в подготовительной к школе группах способствует формированию умений воспринимать массу и устанавливать соотношение предметов по ней, развивает навыки измерения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.