Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие двигательных навыков






В дошкольные годы дети совершенствуют свои двигательные навыки и качества (Clark, Phillips, 1985). Наиболее заметные изменения в этот период затрагивают грубую моторику — способность совершать движения большой амплитуды, к которым относятся бег, прыжки, бросание предметов. Развитие мелкой моторики — способности совершать точные движения малой амплитуды, такие как письмо, пользование вилкой и ложкой, происходит медленнее.

У дошкольников сложно провести границу между физическим, моторным и перцептивным развитием, с одной стороны, и когнитивным — с другой. Все, что ребенок делает в течение первых лет своей жизни, становится основой не только для формирования последующих двигательных навыков, но и для когнитивного, социального и эмоционального развития. Например, когда дошкольник где-нибудь на пляже идет по бревну, он, с одной стороны, учится тому, как нужно сохранять равновесие, а с другой — усваивает когнитивное понятие узости и эмоциональное понятие уверенности.

Некоторым эволюционным рядам поведения свойственна функциональная подчиненность (функциональная субординация). Действия, которые первоначально совершались ради самих себя, затем становятся частью более сложного навыка. Так, сначала ребенок может просто играть с мелком и листом бумаги. Но за-

Глава 7. Раннее детство: физическое, когнитивное и речевое развитие 327

тем изображение им на бумаге каких-то знаков становится функционально подчиненным выполнению более сложных задач, таких как рисование, письмо и даже выполнение чертежа.

Истоки сложных мыслительных процессов не всегда очевидны. Мы вернемся к этой мысли позднее, после обзора того, как в дошкольные годы развивается грубая и мелкая моторика. В табл. 7.1 представлены основные достижения дошкольников в области моторного развития. Следует напомнить, что возрасты, указанные в таблице, представляют собой средние значения; развитие каждого ребенка может значительно отличаться от этих норм.

Таблица 7.1 Моторное развитие дошкольников

2 года 3 года 4 года 5 лет
Ходят широко расставляя ноги и раскачиваясь из стороны в сторону. При ходьбе и беге ставят ноги гораздо ближе, чем раньше. Могут менять темп бега. Могут ходить по гимнастическому бревну.
Могут карабкаться вверх, толкать и тянуть, бегать, крепко цепляться за что-либо двумя руками. Лучше удерживают равновесие при ходьбе и беге; передвигаются более плавно и ловко. Неуклюже передвигаются скачками; прыгают. Ловко скачут; стоят на одной ноге.
Обладают малой выносливостью. Берут предметы одной рукой. Демонстрируют большую силу, выносливость и координацию движений. Могут застегивать пуговицы и молнии, завязывать шнурки.
Берут предметы двумя руками. Рисуют на бумаге разводы и каракули; складывают в кучку кубики. Рисуют карандашом простые формы и фигуры; рисуют красками; делают из кубиков постройки. Умеют пользоваться письменными принадлежностями, посудой и другими предметами домашнего обихода.





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.