Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бредовые идеи.






 

Бред — это неправильное, ложное умозаключение, имеющее колоссальное значение для больного, пронизывающее всю его жизнь, всегда развивающееся на патологической почве (на фоне психического заболевания) и не подвергающееся психологичес­кой коррекции извне.

Содержание бредовых высказываний душевно больных, как пра­вило, отражает идеологическое учение эпохи, социальные отно­шения, уровень культуры, научные и технические достижения об­щества.

По тематике переживаний или по содержанию бред делится на три группы: персекуторный бред, бредовые идеи величия, бредо­вые идеи самоуничижения (или группа депрессивного бреда).

В группу персекуторного бреда входит собственно бред преследо­вания: больной стойко убежден в том, что его постоянно пресле­дуют люди из «определенных организаций». С целью избежать слеж­ки, «избавиться от хвоста» они мгновенно меняют один вид транс­порта на другой, на полном ходу выскакивают из трамвая или автобуса, в последнюю секунду перед автоматическим закрытием дверей покидают вагон в метро, «квалифицированно заметают сле­ды», но тем не менее постоянно чувствуют себя жертвой охоты. Ибо «его постоянно ведут».

В круг преследователей входят не только сотрудники по рабо­те, родственники, но и совершенно посторонние, незнакомые люди, а иногда даже домашние животные и птицы (синдром Дулитл).

Бред отношения выражается в том, что больной убежден в пло­хом к нему отношении со стороны окружающих, которые осуж­дают его, презрительно посмеиваются, особым образом «переми­гиваются», насмешливо улыбаются. По этой причине он начинает уединяться, перестает посещать общественные места, не пользу­ется транспортом, так как именно в обществе людей особенно остро чувствует недоброжелательное к себе отношение.

Разновидностью бреда отношения является бред особого смыс­ла или особого значения, когда тривиальные события, явления или детали туалета больной трактует роковым для себя образом.

Так, больной Ц., увидев врача в ярком галстуке, решил, что это на­мек на то, что его скоро публично повесят и сделают из его казни «яркое шоу».

Бред отравления — стойкое убеждение больного в том, что его хотят отравить, с этой целью в пищу постоянно подсыпают яд или дают смертельные таблетки (уколы) под видом лекарств, под­мешивают цианистый калий в кефир или молоко уже в магазине. По этой причине больные отказываются от еды, приема лекарств, активно сопротивляются проведению инъекций. В домашних усло­виях они питаются тем, что приготовят сами, или консервами в металлической упаковке.

Бред сутяжничества (кверулянтский бред) проявляется в упор­ной борьбе по отстаиванию своих якобы попранных прав. Боль­ные обращаются с жалобами во всевозможные инстанции, соби­рают огромные количества документов. Этот вид бреда характерен для шизофрении и некоторых форм психопатий.

Бред материального ущерба связан со стойкой убежденностью больного в том, что его постоянно обворовывают соседи по лест­ничной площадке или подъезду. «Кражи» обычно маломасштаб­ны, они касаются мелких предметов (чайная ложка или старая полуразбитая чашка), старой одежды (ветхий халат, используе­мый в качестве половой тряпки), продуктов (исчезло три кусочка сахара или несколько глотков пива из бутылки). У больных с по­добным бредом в квартире, как правило, двойные металлические двери с несколькими сложными замками, а нередко и с мощным засовом. Тем не менее стоит им отлучиться из квартиры на не­сколько минут, как при возвращении они обнаруживают следы «воровства» — то украли кусок хлеба, то «откусили» яблоко или унесли старую половую тряпку.

Больные, как правило, обращаются за помощью в милицию, пишут многочисленные жалобы на «соседей-воров» в органы пра­вопорядка, товарищеские суды, депутатам. Иногда бред матери­ального ущерба логически вытекает из бреда отравления — тра­вят, чтобы завладеть имуществом, квартирой, дачей. Бред мате­риального ущерба особенно характерен для пресенильных и сенильных психозов.

Бред воздействия это ложная убежденность больного в том, что на него на расстоянии действуют гипнозом, телепатией, лазер­ными лучами, электрической или ядерной энергией, компьютером и т.д. с целью управления его интеллектом, эмоциями, движения­ми для выработки «нужных поступков». Особенно часто встречает­ся бред психического и физического воздействия, входящие в струк­туру так называемых психических автоматизмов при шизофрении.

Отмечается также бред положительного воздействия: на боль­ного влияют ангелы, они улучшают или исправляют его судьбу, чтобы после смерти он предстал перед Богом в более выгодном свете. Иногда больные сами могут воздействовать на окружающих людей или предметы. Так, больной Б. через телевизор устанавливал контакт со спутниками и таким образом мог видеть «недо­ступные каналы» с сексуальной тематикой.

Бред инсценировки — восприятие реальной обстановки как «не­настоящей», подстроенной специально, при этом вокруг пациен­та разыгрывается спектакль, лежащие вместе с ним больные — это переодетые сотрудники спецслужб, других карательных орга­низаций или же «подрабатывающие из-за бедности актеры».

Бред обвинения — болезненная убежденность больного в том, что окружающие люди постоянно обвиняют его в различных пре­ступлениях, авариях, катастрофах и трагических происшествиях. Пациент вынужден все время оправдываться, доказывать свою невиновность и непричастность к тем или иным преступлениям.

Бред ревности — больному начинает казаться, что его жена без всякой на то причины становится безразличной к нему, что она получает подозрительные письма, заводит в тайне от него новые знакомства с большим количеством мужчин, приглашает их в го­сти в его отсутствие. Страдающие этим бредом во всем видят сле­ды измены, постоянно и пристрастно проверяют постельное и нижнее белье супруги (супруга). Находя какие-либо пятна на бе­лье, расценивают это как абсолютное доказательство измены. Для них характерна крайняя подозрительность, тривиальные поступ­ки супруги (супруга) интерпретируются как признак развращен­ности, похотливости. Бред ревности типичен для хронического алкоголизма и некоторых алкогольных психозов, он подкрепля­ется снижением потенции. Впрочем эта патология может отме­чаться и при других психических расстройствах. Иногда бред рев­ности носит весьма нелепый характер.

Иногда в бред ревности включаются не супруги, а любовники, любовницы. При этом варианте расстройств больной ревнует любовницу к ее мужу, совершенно не обращая внимание на реаль­ную измену собственной жены. Бред ревности, особенно при хро­ническом алкоголизме, нередко приводит к правонарушениям в виде убийства жены (мужа), мнимых любовников (любовниц) или кастрации.

Бред колдовства, порчи — болезненная убежденность больного в том, что его околдовали, навели порчу, сглазили, занесли ка­кую-то тяжелую болезнь, отняли здоровье, заменили «здоровое биополе на болезненное», «навели черную ауру». Такой бред сле­дует отличать от обычного заблуждения суеверных людей и культуральных особенностей различных групп населения.

Бред одержимости выражается в убежденности больного, что в него вселилось какое-то другое живое существо («нечистая сила», черт, оборотень, вампир, бес, божество, ангел, другой человек). При этом больной не теряет своего «Я», хотя может утрачивать власть над собственным телом, в любом случае в его теле сосуще­ствуют (мирно или немирно) два разных создания. Этот вид бреда относится к архаическим бредовым расстройствам и нередко ком­бинируется с иллюзиями и галлюцинациями.

Бред метаморфозы проявляется у больного, который полага­ет, что он превратился в какое-то одушевленное живое существо(зооантропия), например в волка, медведя, лису, лебедя, жу­равля или в другую птицу. При этом больной теряет свое «Я», не помнит себя человеком и, как животное, в которое он превра­тился, воет, рычит, угрожающе скалит зубы, кусается, визжит, бегает на четвереньках, «летает», воркует, клюет окружающих, лакает пищу и т. д. В последнее время в связи с появлением боль­шого количества фильмов и книг о Дракуле и его сообщниках стал весьма актуальным бред вампиризма, когда больной убеж­ден, что он по каким-то причинам превратился в вампира и на­чинает вести себя как вампир. Однако в отличие от своего лите­ратурного или кинематографического брата он никогда не напа­дает на других людей и тем более не убивает их. Больной с соот­ветствующим бредом достает кровь или в медицинских учрежде­ниях, или, подвизавшись около бойни, пьет кровь только что забитых животных.

Значительно реже превращение осуществляется в неодушев­ленный предмет.

Бред интерметаморфозы часто сочетается с бредом инсцени­ровки и проявляется убежденностью в том, что окружающие люди подверглись значительным внешним и внутренним изменениям.

Бред положительного двойника отмечается, когда больной со­вершенно незнакомых ему людей считает своими родственника­ми или друзьями, а внешнее несходство объясняет удачным гри­мом. Так, больная Д. считала, что ее сына и мужа «похитили че­ченцы», а чтобы она не переживала, «подсунули» ей их профес­сионально загримированных двойников.

Бред отрицательного двойника проявляется в том, что своих родственников и друзей больной считает совершенно незнакомы­ми, чужими людьми, специально загримированными под его близ­ких. Так, больной X., жену которого якобы убили бандиты и вза­мен «внедрили» в семью ее копию, относился к последней с со­чувствием, жалел ее, каждый вечер ласково уговаривал пойти в милицию и «во всем признаться».

Бред тугоухих и бред иноязычного окружения — частные разновидности бреда отношения. Первый отмечается при дефиците вер­бальной информации при снижении слуха, когда больной убеж­ден, что окружающие постоянно говорят о нем, критикуют и осуж­дают его. Второй встречается достаточно редко, он может про­явиться у человека в иноязычном окружении в виде убежденно­сти, что окружающие негативно о нем отзываются.

Бред чужих родителей выражается в том, что биологические родители, по мнению больного, являются подставными или про­сто воспитателями или двойниками родителей. «Действительные» же родители занимают важные посты в государстве или являются выдающимися, но законспирированными шпионами, скрываю­щими до поры до времени свои родственные связи с больным.

Бредовыми идеями величия называют группу расстройств, в ко­торую входит бред высокого происхождения, бред богатства, бред изобретательства, реформаторский бред, любовный, или эроти­ческий, бред, а также альтруистический и манихейский бред.

Бред высокого происхождения заключается в том, что больной непоколебимо убежден в своей принадлежности к знатному роду, известному если не всему миру, то всей стране, что он сын важ­ного государственного деятеля, популярной кинозвезды или име­ет внеземное космическое происхождение.

Бред богатства — это ложная убежденность человека в том, что он богат. Этот бред может быть правдоподобным, когда объек­тивно нищий утверждает, что на его счету в банке 5 тыс. рублей, и нелепым, когда больной уверен, что все алмазы мира принад­лежат ему, что у него несколько сделанных из золота и платины домов в разных странах, которые также являются его собственно­стью. Так, Ги де Мопассан уже перед самой смертью утверждал, что семья Ротшильдов оставила все свои капиталы именно ему.

Бред изобретательства — больной убежден, что он сделал вы­дающееся открытие, нашел лекарство от всех неизлечимых болез­ней, вывел формулу счастья и вечной молодости (средство Макропулоса), открыл все недостающие химические элементы в таб­лице Менделеева.

Реформаторский бред связан с уверенностью больного в своей способности преобразовать существующий мир путем, например, изменения скорости вращения Земли вокруг своей оси и общего изменения климата в благоприятную сторону. Реформаторство нередко имеет политическую подоплеку.

Любовный, эротический бред проявляется в патологической убежденности больного в том, что его на расстоянии любит извест­ный человек, который выражает свои чувства цветом одежды, многозначительными паузами во время теледебатов, тембром го­лоса, жестикуляцией. Больные обычно преследуют предмет свое­го обожания, вторгаются в его личную жизнь, тщательно изуча­ют распорядок дня и часто устраивают «неожиданные встречи». Нередко любовный бред сопровождается бредом ревности, что может привести к определенным правонарушениям. Иногда эро­тический бред принимает откровенно нелепые формы. Так, боль ной Ц., страдающий прогрессивным параличом, утверждал, что все женщины мира принадлежали ему, что от него родилось все население Москвы.

Альтруистический бред (или бред мессианства) содержит идею возложенной на больного высокой миссии политического или ре­лигиозного характера. Так, больной Л. считал, что в него вселился святой дух, после чего он стал новым Мессией и должен объеди­нить в одно целое добро и зло, создать на основе христианства новую, единую религию.

Некоторые исследователи относят к группе бреда величия и так называемый манихейский бред (манихейство — мистическое, религиозное учение о вечной инепримиримой борьбе добра и зла, света и тьмы). Больной с таким бредом уверен, что он нахо­дится в центре этой борьбы, которая ведется за его душу и прохо­дит через его тело. Этот бред сопровождается экстатическим на­строением и одновременно выраженным страхом.

Нередко бред величия бывает комплексным и сочетается с псев­догаллюцинациями и психическими автоматизмами.

Бред самоуничижения (депрессивный бред) заключается в ума­лении больным своего достоинства, способностей, возможностей, физических данных. Больные убеждены в своей ничтожности, убо­жестве, никчемности, недостойности даже называться людьми, по этой причине они сознательно лишают себя всех человеческих удобств — не слушают радио и не смотрят телевизор, не пользу­ются электричеством и газом, спят на голом полу, питаются объед­ками из мусорного бака, даже в мороз носят минимум одежды. Некоторые пытаются, как Рахметов, спать (лежать, сидеть) на гвоздях.

Эта группа психических расстройств включает в себя бред самообвинения (греховности, виновности), ипохондрический бред во всех его вариантах и бред физического недостатка.

Бред самоуничижения в чистом виде почти не встречается, он всегда тесно связан с бредом самообвинения, составляя единый бредовой конгломерат в рамках депрессивных, инволюционных и старческих психозов.

Бред самообвинения (греховности, виновности) выражается в том, что больной постоянно обвиняет себя в мнимых проступках, непростительных ошибках, грехах и преступлениях против отдель­ных личностей или группы людей. Ретроспективно он оценивает всю свою жизнь как цепь «черных деяний и преступлений», он обвиняет себя в болезнях и смерти близких друзей, родственни­ков, соседей, считает, что за свои проступки заслуживает пожиз­ненного заключения или медленной казни «четвертованием». Иног­да больные с подобной патологией прибегают к самонаказанию членовредительством или даже самоубийству. В основе самоогово­ров также может быть данный вид патологии (вспомним самоого­вор Сальери, который якобы отравил Моцарта). Бред самообви­нения возникает чаще всего на фоне депрессии и, следовательно, отмечается при аффективно-бредовой патологии (маниакально-депрессивный психоз, пресенильные и старческие психозы и т.д.).

Бред физического недостатка (бред Квазимоды), называют также дисморфофобическим. Больные убеждены в том, что их внешность уродует какой-либо дефект (оттопыренные уши, некрасивый нос, микроскопические глаза, лошадиные зубы и т.д.). Этот дефект, как правило, касается видимой, нередко практически идеальной или обычной части тела. Петтофобический вариант этого бреда — убеждение больного в том, что из него постоянно выходят ки­шечные газы или другие неприятные запахи. Нередко при бреде физического недостатка больные прибегают к самооперациям, при этом иногда погибают от кровотечения.

Бред физического недостатка встречается при психозах, дебю­тирующих в подростковом или юношеском возрасте (в частности, при шизофрении).

Ипохондрический бред — это патологическая убежденность в наличии тяжелого, неизлечимого заболевания или дисфункции какого-либо внутреннего органа. Больные проходят многочислен­ные анализы на СПИД, рак, проказу, сифилис, требуют от врача нее новых и новых «солидных» консультаций, но любая консуль­тация оставляет у них острое чувство неудовлетворенности и твер­дую убежденность в наличии неизлечимого заболевания.

Если в основе ипохондрического бредового переживания ле­жат сенестопатии или какие-то ощущения, исходящие из внут­ренних органов, такой бред называется катастезическим. Неред­кой разновидностью ипохондрического бреда является так называемый нигилистический бред, или бред отрицания. Больные гово­рят о том, что у них атрофировалась печень, кровь «затвердела», сердца нет вообще, так как «в груди ничего не бьется», мочевыводящий канал растворился, поэтому моча не выделяется, а вса­сывается обратно в организм, отравляя его. Бред отрицания — важная составная часть синдрома Котара, встречается при инво­люционных и старческих психозах, шизофрении и тяжелых орга­нических заболеваниях головного мозга.

Кроме вышеописанных трех групп бредовых переживаний, вы­деляют индуцированный и конформный бред.

Индуцированный (привитой, наведенный) бред заключается в том, что бредовые идеи больного начинает разделять психиче­ски здоровый член его семьи. Индуцирование имеет следующие причины: а) тесная, порой симбиотическая связь индуктора и индуцируемого; б) индуктор — непререкаемый авторитетом для индуцируемого; в) наличие повышенной внушаемости, более низкий интеллект индуцируемого по сравнению с индуктором; г) правдоподобие и отсутствие нелепости в бредовых идеях ин­дуктора.

По своему содержанию индуцированный бред может быть лю­бого содержания (бредом преследования, отношения, изобрета­тельства, эротическим и др.).

Индуцированный бред встречается редко, он всегда подпиты-вается близким контактом с индуктором. Однако стоит отделить индуцируемого от индуктора, как этот бред может исчезнуть без всякого лечения.

Еще реже встречается так называемый конформный бред, когда два близких психически больных родственника начинают выска­зывать идентичные бредовые идеи. Здесь также происходит инду­цирование. Например, больной, страдающий параноидной шизофренией, высказывает определенные бредовые идеи преследо­вания. Его сестра, страдающая простой формой шизофрении, для которой, как известно, бред вообще не характерен, вдруг начи­нает высказывать применимо к себе и брату точно такие же идеи преследования. В таком случае у сестры больного бред носит кон­формный характер.

По особенностям формирования выделяют первичный (интерпретативный, систематизированный) и образный (чувственный) бред.

Первичный бред строится на абстрактных представлениях и бредовой оценке фактов реальной действительности без нару­шений чувственного познания (т. е. при отсутствии сенестопатий, иллюзий и галлюцинаций). Следует особо подчеркнуть, что адек­ватно воспринятые факты реальной действительности интерпре­тируются по-бредовому — по законам паралогического мышле­ния. Из всего многообразия фактов больной отбирает только те, которые согласуются с его основной бредовой идеей («бредовое нанизывание фактов»). Все остальные реальные факты и события, не согласующиеся с бредовой идеей больного, отбрасываются им как незначимые или незначительные. Кроме того, больные с пер­вичным (интерпретативным) бредом склонны по законам пара-логики по-бредовому переоценивать свое прошлое (бредовая ин­терпретация прошлого). Первичный бред достаточно стоек, скло­нен к хроническому течению и относительно малокурабелен. По интерпретативному типу формируются самые различные по со­держанию бредовые идеи (ревности, богатства, высокого проис­хождения, изобретательства, преследования и т.д.).

В возникновении образного (чувственного) бреда главную роль играют нарушения чувственного познания в виде воображе­ния, фантазий, вымыслов, грез. Бредовые суждения не являются результатом сложной логической работы, отсутствует последова­тельность в обосновании идей, нет системы доказательств, столь характерной для первичного интерпретативного бреда. Больные с образным бредом высказывают свои суждения как данность, не подвергающуюся сомнениям, как нечто само собой разумеющее­ся и не нуждающееся в доказательстве и обосновании. В отличие от первичного, образный бред возникает остро, по типу озарения и всегда сопровождается иллюзиями, галлюцинациями, тревогой, страхами и другими психопатологическими образованиями. Не­редко при чувственном бреде отмечается бредовая ориентировка в окружающем, бред инсценировки, ложные узнавания, симпто­мы положительного или отрицательного двойника.

По содержанию чувственный бред весьма разнообразен (идеи величия, ипохондрический бред и др.).

 

Динамика бреда (по В.Маньяну). В процессе развития психи­ческого заболевания бредовые идеи претерпевают определенную эволюцию. Французский психиатр Маньян в результате много­летнего исследования выяснил, что если на бред не воздейство­вать лекарственными средствами, то он имеет следующую дина­мику:

Бредовое продромальное состояние или бредовое настроение. Больной без всякой причины и повода чувствует сильнейший физи­ческий и психический дискомфорт, диффузную тревогу, связан­ную с реальными событиями и окружением, испытывает ощуще­ние надвигающейся беды, несчастья, трагедии, настороженной подозрительности, внутренней напряженности и чувство надви­гающейся угрозы. Этот период, являясь как бы предтечей бреда, длится от нескольких часов до нескольких месяцев.

Кристаллизация бреда. У больного формируются бредовые идеи персекуторного характера. Кристаллизация бреда наступает по типу озарения. Внезапно больной осознает, почему он плохо чувство­вал себя на протяжении определенного периода, беспокойно и тревожно; оказывается, на него воздействовали какими-то луча­ми из соседнего дома и пытались «сбить с толку» сотрудники ино­странных спецслужб. Второй этап, как правило, длится многие годы, иногда десятки лет и даже всю жизнь больного. Именно из этого этапа и рекрутируется основное население психиатрических больниц.

Формирование бреда величия. Вмучительном обдумывании, по­чему преследуют и читают мысли именно его, а не любого друго­го человека, больной постепенно приходит к убеждению, что выбор пал на него, так как у него «светлая голова, необыкновенные способности, талантливейшие мозги» или он является боковой ветвью знаменитой династии физиков-ядерщиков. Так формиру­ется бред величия с соответствующим пафосным поведением и нелепым стилем жизни. Больные периодически устраивают «вели­кокняжеские приемы» или «собираются в космические экспеди­ции». Переход бреда на этап величия обычно свидетельствует о неблагоприятном течении эндогенного процесса и является по су­ществу признаком интенсификации ослабеумливающего процесса.

Распад бредовой структуры наступает после этапа бреда вели­чия и свидетельствует о такой степени слабоумия, когда психика больного уже не в состоянии удерживать стройную, хотя и пост­роенную по законам паралогики, бредовую структуру. Бред распа­дается на отдельные фрагменты, не определяющие уже стиль по­ведения больного. Так, пациент, горделиво утверждающий, что он самый богатый человек на планете, уже через несколько ми­нут подобострастно просит у соседа по палате несколько рублей для покупки сигарет или подбирает окурки. При этом минутные эпизоды бреда величия со временем становятся все более редки­ми и могут возникать уже только как отблики на фоне конечного (апатико-абулического) состояния.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.