Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Основные термины и понятия






НОВОСИБИРСКий государственный

МЕДИЦИНСКий университет

КАФЕДРА НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ

 

 

УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

 

 

ФИЗИОЛОГИЯ

ДЫХАНИЯ

 

Основные термины и понятия

Задания для самостоятельной работы

Ситуационные задачи

Вопросы для самоподготовки

 

 

НОВОСИБИРСК 2012

 

Учебно-методическое пособие «ФИЗИОЛОГИЯ ДЫХАНИЯ»

по дисциплине «Нормальная физиология» к разделу «Физиология дыхания»:

Новосибирский Государственный медицинский университет, 2012. - с.

Методическое пособие предназначено для студентов второго курса всех факультетов, как дополнение к учебнику и лекциям.

Печатается по решению кафедры нормальной физиологии

Новосибирской государственного медицинского университета.

 

Утверждено Центральной методической комиссией НГМУ

Протокол № 9 от 02.06.2011

 

Авторы-составители:

заведующий кафедрой нормальной физиологии НГМА

д. м. н. профессор В. Ю. Куликов,

профессор кафедры нормальной физиологии НГМА,

д. б. н. Н.Б. Пиковская

 

Рецензенты:

Профессор кафедры патофизиологии с курсом клинической патофизиологии,

д. м.н., профессор Е.Н. Самсонова

 

ã Новосибирский государственный медицинский университет

 


Предисловие

 

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 2 курса всех факультетов. В соответствии с программой изучения дисциплины «Нормальная физиология» на раздел «физиология дыхания» отводится 1 лекция и 2 лабораторных занятия, на которых в процессе выполнения лабораторных работ будет изучена динамика дыхательного акта на модели Дондерса, проведено функциональное исследование функции внешнего дыхания, исследование механизмов саморегуляции минутного объема дыхания в соответствии с составом альвеолярного воздуха, выполнены функциональные пробы. В соответствии с этим планом и программой, теоретическое изучение раздела отводится на самостоятельную работу студентов (6 часов). В дополнение к учебнику данное пособие поможет подготовиться к лабораторным занятиям, расширить представления о механизмах регуляции дыхания, о физиологической роли этих механизмов в приспособлении дыхания к меняющимся условиям внешней и внутренней среды.


Введение

Почти все животные, за исключением некоторых микроорганизмов являются аэробами. Это значит, что образования энергии, необходимой для их жизнедеятельности происходит только на основе процессов окисления. Для нормального протекания окисления необходимы постоянный приток кислорода и непрерывное удаление из организма углекислого газа. Совокупность процессов, обеспечивающих доставку клеткам кислорода и удаление углекислого газа, называется дыханием, и традиционно рассматриваются в разделе «Физиология дыхания».

Наиболее простой формой дыхания является газообмен путем прямой диффузии через стенки живой клетки. Интенсивность этого процесса зависит только от градиента концентрации газов и площади диффузионной поверхности. Развитие сложноорганизованных животных, увеличение размеров тела сделало невозможным контакт каждой клетки с окружающей средой. С усложнением организации живого организма формируется специальная система органов, которая осуществляет доставку кислорода в организм - система органов дыхания - трахеи, жабры, легкие. Параллельно формируется взаимодействие системы дыхания с системой, доставляющей кислород к тканям - системой кровообращения. Диффузионный процесс не исчезает и не теряет своей роли, а встраивается в эти системы на двух этапах - транспорт из легких в кровь и из крови в ткани. Таким образом, дыхание включает в себя несколько процессов, которые мы будем рассматривать в соответствии с этапами транспорта кислорода (и углекислого газа) из окружающей среды к клеткам (и обратно в атмосферу).

Постарайтесь пройти этот путь вместе с кислородом: сначала легочная вентиляция, затем альвеолярная вентиляция, диффузия из альвеол в кровь, транспорт кровью и вновь диффузия из крови в ткани. Разберитесь в каждом из этапов, потому, что практически никогда патология системы дыхания не возникает одновременно на всех этапах транспорта газов, а формируется сначала на каком то одном. Именно в этом вам и предстоит разобраться при диагностике заболеваний системы дыхания.

Для студентов педиатрического факультета мы предлагаем краткую характеристику особенностей дыхания у новорожденных и становление этой функции в детском возрасте.

 

ЖЕЛАЕМ УСПЕХА!

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.