Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практические работы






ФИЗИОЛОГИЯ ДЫХАНИЯ

ЗАНЯТИЕ №1

Тема занятия: Внешнее дыхание. Биомеханизм вдоха и выдоха. Методы исследования внешнего дыхания. Транспорт газов кровью

Мотивационная характеристика темы. «Дыхание – жизненная повседневная неощутимая функция. О том, что мы дышим, каждый из нас узнает лишь при затруднении дыхания». (В.А. Сафонов, В.И. Минаев, И.Н. Полунин)

 

Цели занятия: 1. Изучить этапы дыхания. Изучить биомеханику вдоха и выдоха. 2. Изучить закономерности газообмена между воздухом и кровью. Изучить транспорт кислорода и углекислого газа кровью. Изучить факторы, влияющие на образование оксигемоглобина и скорость его диссоциации.

3. Освоить методики определения легочных объемов, жизненной емкости легких, скорости форсированного вдоха и выдоха для оценки функционального состояния внешнего дыхания. 4. Познакомиться с методикой измерения насыщения гемоглобина кислородом в артериальной крови.

Конкретные цели

Знать Уметь
1. Основные этапы дыхания, значение дыхания для организма. 2. Дыхательный цикл, механизм вдоха и выдоха. 3. Вентиляцию легких, легочные объемы и емкости, методы их определения. 4. Функцию дыхательных путей, регуляцию их просвета. 5. Газообмен в легких, транспорт кислорода и углекислого газа кровью, факторы, влияющие на образование оксигемоглобина и скорость его диссоциации. 6. Газообмен в тканях, роль миоглобина. 7. Недыхательные функции легких. 1.Объяснять принципы и сущность следующих методик исследования функций здорового организма, используемых в практической медицине: -спирометрии, - спирографии, - пневмотахометрии, - оксигемометрии 2. Проводить самостоятельно под контролем преподавателя: - спирометрию, - пневмотахометрию, - анализировать по спирограмме лёгочные объемы и ёмкости. 3. 3. Использовать полученные знания для решения учебных задач.

 

Вопросы, изученные ранее и необходимые для освоения данной темы

1. Анатомическое строение органов дыхания (курс нормальной анатомии).

2. Гистологическое строение стенки дыхательных путей в зависимости от их калибра, строение аэро-гематического барьера (курс гистологии).

3.Поверхностное натяжение жидкости, растворимость газов в жидкости, понятие «парциальное давление» (курс неорганической химии).

4. Строение молекулы гемоглобина, оксигемоглобина, карбгемоглобина (курс биохимии).

5.Реакция образования и диссоциации угольной кислоты, роль фермента карбоангидразы (курс неорганической химии).

 

Содержание обучения

I. Рекомендуемая учебная литература:

1. Лекционный материал.

2. Физиология человека. Под ред. Г.И. Косицкого, М., 1985., с. 292-304.

3. Физиология человека. Под ред. Б.И. Ткаченко, СПб 1994, с. 354-362.

4. Физиология человека. Под ред. Б.М. Покровского, Г.Ф. Коротько, том 1., с. 401-420.

5. Физиология человека. Под ред. Н.А. Агаджаняна, В.И. Циркина, М., 2001., с. 271- 278, с. 284-292.

6. Обучающая программа по физиологии дыхания.

II. Литература дополнительная:

1. Агаджанян Н.А., Смирнов В.М. Нормальная физиология: учебник для студентов медицинских вузов. М.: «Медицинское информационное агентство», 2007, с. 229-250.

2. Филимонов В.И. Руководство по общей и клинической физиологии. М. 2002. с. 597- 627.

3. Физиология человека под ред. Шмидта и Тевса.. М., 1989. Том 2, С. 567-593, 609-614

III. Письменно в тетради для протоколов выполнить:

1. Схему модели Дондерса во время вдоха и выдоха (см. рисунок 1.), указать на схеме направление движения воздуха, направление изменения давления в плевральной полости во время вдоха и выдоха, описать механизм вдоха и выдоха.

2. Таблицу изменения уровня содержания (в %) и парциального давления (в мм.рт.ст.) кислорода и углекислого газа в атмосферном воздухе, выдыхаемом воздухе, альвеолярном воздухе, артериальной крови, венозной крови.

3. Схему спирограммы, указать на ней основные дыхательные объемы.

4. Диаграмму перфузионно-вентиляционного соотношения (см. рисунок 2).

5. Кривую диссоциации оксигемоглобина, указать факторы, влияющие на смещение этой кривой.

ІV. Для контроля усвоения знаний ответить на следующие вопросы:

1. Основные этапы дыхания.

2. Механизм и биомеханика вдоха и выдоха.

3. Характеристика давления в плевральной полости и легких в разные фазы дыхательного цикла.

4. Роль основных и вспомогательных мышц при разных типах дыхания.

5. Функциональная характеристика легочных объемов и емкостей.

6. Сопротивление дыханию: эластичность легких, диаметр бронхов и поверхностное натяжение. Нейрогуморальная регуляция тонуса гладких мышц в стенке бронхов.

7. Альвеолярный воздух как газовая константа организма. Парциальное давление кислорода и углекислого газа в альвеолярном воздухе, артериальной и венозной крови. Значение этих показателей для газообмена в легких и тканях.

8. Перфузионно-вентиляционное соотношение, его значение для газообмена.

9. Транспорт газов кровью. Роль карбоангидразы.

10. Газообмен между кровью и тканями, роль миоглобина.

11. Кривая диссоциации оксигемоглобина. Факторы, влияющие на образование и диссоциацию оксигемоглобина. Кислородная емкость крови.

12. Перечислить недыхательные функции легких.

 

 

Рисунок 1. Модель механизма экскурсии легких при дыхании (опыт Ф. Дондерса, 1888). А — в конце выдоха; Б — во время вдоха

 

Рисунок 2. Диаграмма перфузионно-вентиляционного соотношения

Практические работы






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.