Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Немецкого ВПК






В начале прошлого века со старым добрым маг-

нитным компасом что-то стряслось. Он плохо рабо-

тал на новых судах, построенных из металла и на-

пичканных электричеством, а также отказывал на

подводных лодках и вблизи полюсов Земли. Возник-

ли трудности и с применением прибора в авиации,

поскольку его стрелка реагировала на маневриро-

вание воздушного судна. Тот, кто первым сумеет ре-

шить эту проблему, мог рассчитывать на многомил-

лионные прибыли. Ведь стремительное развитие

авиации, строительство новых кораблей и подводных

лодок гарантировало огромный рынок сбыта.

В гонке по созданию нового компаса участвова-

ли несколько десятков фирм, но первыми к финишу

пришли две компании: одну возглавлял американ-

1 Образцов ПЛ. Никола Тесла. Ложь и правда о великом изобре-

тателе. С. 129.

2 Образцов ПЛ. Указ. соч. С. 227.

ский изобретатель и промышленник Элмер Сперри,

другую — немецкий архивариус Герман Аншутц. Оба

предложили использовать вместо компаса враща-

ющийся гироскоп. Первый оформил патент на свое

изобретение в 1911 году, второй — в 1908 году. Но-

вое устройство назвали гирокомпасом, так как в его

состав входит гироскоп. В отличие от магнитного ком-

паса показания гирокомпаса связаны с направлени-

ем на истинный географический (а не магнитный) Се-

верный полюс.

Аншутц сконструировал свой гироскоп так, чтобы

он прецессировал1 и его ось была всегда направлена

вдоль оси вращения Земли. Вскоре аналогичный ин-

струмент создал Сперри. Немец подал патентную за-

явку, а американец возразил: дескать, использована

уже давно существовавшая идея.

В 1915 году Альберт Эйнштейн был приглашен

в суд в качестве эксперта. Его свидетельство, к удо-

влетворению суда, показало, что прежние свободно

подвешенные гироскопы не могли служить компа-

сами: малейшее покачивание и незначительный по-

ворот судна — и они оказывались бесполезными. Ан-

шутц выиграл процесс. Постепенно Эйнштейн стал

общепризнанным экспертом в технологии гироско-

пов. При этом великий ученый активно продолжал за-

ниматься вопросами теоретической физики2.

К началу Первой мировой войны гирокомпаса-

ми Аншутца были оснащены все надводные и под-

водные корабли германского ВМФ. Различные моде-

ли гироприборов, созданных Германом Аншютцом,

нашли себе и другие применения, например при про-

кладке буровых скважин, строительстве шахт. Его ги-

рокомпас был установлен на знаменитом дирижа-

1 Прецессия — явление, при котором ось вращающегося объ-

екта поворачивается, например, под действием внешних моментов.

2 Гарисон П. Компас Эйнштейна // В мире науки. 2004 год. № 12.

бле «Граф Цеппелин». Во время одного из рейсов ди-

рижабль сделал круг почета над домом Аншютца в

Мюнхене в знак признания заслуг его хозяина.

К 1926 году после десяти лет упорных трудов фир-

мой Аншютца был разработан и запущен в серийное

производство весьма сложный и совершенный гиро-

скопический прибор - прецизионный артиллерийско-

навигационный гирокомпас, за которым закрепилось

название «Новый Аншютц» (поскольку на флоте до

этого был популярен другой гирокомпас той же фир-

мы). Это был поистине замечательный прибор, зна-

чительно превосходивший по точности, надежности,

устойчивости при качке и сроку службы все другие

модели гирокомпасов. Конструкция его была высоко

оценена специалистами; он имел и чисто коммерче-

ский успех. При этом специалисты знали, что в раз-

работке «Нового Аншютца» важную роль сыграл Аль-

берт Эйнштейн. В качестве награды он получал 1% со

всех продаж этого устройства в мире. Гонорар пере-

водился на его счет в швейцарском банке, что позво-

ляло избежать уплаты налогов в Германии1.

Скорее всего, советской разведке не удалось до-

быть документацию по гирокомпасу «Новый Ан-

шютц». Известно, что в 1931 году в СССР было орга-

низовано производство отечественных гирокомпасов

«ГУ марка I» (модели 1 и 2) с ртутными сосудами, про-

образом которого была американская модель «Спер-

ри марка VIII». Эксплуатация на судах ВМФ СССР вы-

явила его многочисленные недостатки. И тогда попы-

тались скопировать немецкую модель. Процесс за-

нял несколько лет. В 1933-1937 годах на основе не-

мецкого гирокомпаса «Новый Аншютц» был создан

отечественный прибор «Курс-1». Серийное производ-

ство последнего началось только в 1937 году.

1 Оханьян X. Эйнштейн: настоящая история великих открытий.

С. 304.

«МЕДОВАЯ ЛОВУШКА»






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.