Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос № 40. Основные деятельности старшего юношеского возраста и их взаимосвязь.






В юношеском возрасте происходит расширение диапазона социальных ролей личности.

Ведущая деятельность юношеского возраста – это учебно -профессиональная. Мотивы, связанные с будущим, начинают побуждать учебную деятельность. Проявляется большая избирательность к учебным предметам. Основной мотив познавательной деятельности – стремление приобрести профессию. Для многих юношей трудовая деятельность также занимает важное место. Многие начинают трудовую деятельность во время учебы в ВУЗе или занимаются ею после окончания средне-специальных учебных заведений.

Важное значение для развития личности в юношеском возрасте имеет общение со сверстниками. Общение со сверстниками – это специфический канал информации, специфический вид межличностных отношений, а также один из видов эмоционального контакта.

Становится актуальным поиск спутника жизни и единомышленников, возрастает потребность в сотрудничестве с людьми, укрепляются связи со своей социальной группой, появляется чувство интимности с определенными людьми.

Юношеская дружба уникальна, она занимает исключительное место среди других привязанностей. Однако потребность в интимности в это время практически ненасыщаема, удовлетворить ее крайне трудно. Повышается требование к дружбе, усложняются ее критерии.

 

Вопрос № 41. Учебная деятельность, учебно-профессиональная деятельность, трудовая деятельность в старшем юношеском возрасте.

В психологических периодизациях А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина акцент делается на смене ведущего типа деятельности, которой в юношеском возрасте становится учебно-профессиональная деятельность.

В юности человек стремится к самоопределению как личность и как человек, включенный в общественное производство, в трудовую деятельность. Поиск профессии - важнейшая проблема юности. Знаменательно, что в юности некоторая часть молодежи начинает тяготеть к лидерству как предстоящей деятельности. Эта категория людей стремится научиться оказывать влияние на других и для этого изучает социальные процессы, сознательно рефлексируя на них.

Юноша несет в себе чувство личности и стремится предстать перед другими и самим собой как личность в ситуациях горячечных молодежных споров и в ситуациях выбора линии поведения и совершаемого поступка.

Выбор профессии требует, собственно, соответствующей порции знания о себе и ровно столько же о мире; сегодня он особенно сложен, поскольку для постороннего реальность многих профессий совершенно необозрима и кроме того многие возможности образования неизвестны. Последствием является то, что многие молодые люди делают этот выбор наудачу. Факт, что многие студенты через некоторое время прерывают свою учебу или меняют направление обучения, свидетельствует о том, как трудно в 18 лет окончательно решиться на учебу. Точно так же трудно специализироваться на старшей ступени, то есть за два-три года до окончания школы, в какой-то определенной комбинации предметов, которые часто выбирают только на основании хороших или плохих оценок в период полового созревания.

Молодые люди, которые уже в 15 лет должны были бы начинать профессиональную жизнь, в особенной мере являются жертвами этой ситуации. Впрочем, сегодня, к счастью, можно изменить направление с помощью курсов переподготовки или производственного обучения. О том, что это даже является правилом, свидетельствует тот факт, что через десять лет после начала профессионального обучения в возрасте 14 или 15 лет лишь небольшой процент работающих остается в области, к которой они готовились.

Учеба в университете и другие формы высшего образования удлиняют совершенно неестественным образом молодость до двадцатых годов; из-за этого нарушаются здоровое развитие первой фазы взрослого бытия, в ходе которого и должна быть достигнута известная степень личной ответственности. Требование о совместной ответственности за планирование учебы и ситуацию в университетах, которое сегодня выдвигается студентами, является совершенно здоровой реакцией на эту ненормально долгую зависимость. Но если это требование принимает абсолютный и догматический характер, то оно становится симптомом остановки в фазе юности.

Что касается места, которое молодой человек хочет занимать в обществе, особенно важно, чтобы он мог рано начать готовиться и упражняться в творчески-социальной сфере, чтобы это новое «искусство» помогло ему выработать свой собственный взгляд на трудную ситуацию, в которую его привело государство всеобщего благосостояния.

Для нынешнего молодого человека трудно найти собственное творческое отношение к вещам. Все социальные структуры выросли до необозримых масштабов. Это увеличение размеров приводит в социальной сфере к психическому душевному одиночеству и отчуждению. Эту проблему замечательно описал Блаунер. Он видит в отчуждении, одиночестве, безрассудстве и бессилии симптомы этого процесса. Блаунер констатирует, что они редко появляются в трудовых отношениях, складывающихся на предприятиях с применением ручного труда и подобных, чаще всего они возникают при механической работе среди многих людей и что они снова уменьшаются, когда маленькие группы получают очевидную личную ответственность и осязаемое место действия. Эти результаты легко перенести на ситуацию в университетах. Студент, который раньше на обозримых семинарах мог как " ученик" сотрудничать с профессором, должен теперь в потоке людей слушать лекцию. Откуда-то издалека он слушает, как незнакомец читает лекцию. Какими бы важными и героическими ни были попытки преподавать студентам на семинарах уже на первых семестрах, эти семинары не смогли бы стать подлинной альтернативой массовости из-за огромного числа участников.

Полную противоположность положению студентов представляет собой положение (обученных и необученных) молодых фабричных рабочих. Посреди периода полового созревания многие молодые люди включаются здесь в профессиональную жизнь. Тем самым они непосредственно попадают в общество взрослых, с взрослым рабочим временем и взрослым обращением. У них «крадут молодость», открытие самого себя осуществляется шокирующим образом и в тот момент, когда «Я» еще недостаточно созрело, чтобы переработать этот процесс. Хотя экономическая независимость наступает здесь рано и вынужденно занимает важное и слишком высоко оцениваемое место, все же духовная несвобода при создании мировоззрения и оценке культурных и социальных ситуаций особенно велика.

Умственное развитие в юношеском возрасте заключается не столько в накоплении знаний и навыков, изменении свойств и структуры интеллекта, сколько в формировании индивидуального стиля умственной деятельности – индивидуально-своеобразной системы психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности.

Работа в сфере образования по продолжению профессиональной подготовки уже является шагом в нужном направлении, но это лишь часть дела. Каждый человек имеет право на общее образование и профессиональную подготовку до 18 лет. Почти, само собой разумеется, что это образование не может выглядеть одинаково для всех молодых людей, даже для всех молодых людей в определенной отрасли, но оно должно иметь открытую и недогматическую концепцию, чтобы оно могло ориентироваться на возможности и потребности конкретных групп.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.