Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Платежи






Динамика основных экологических показателей развития России свидетельствует об увеличении негативного воздействия на окружающую среду – рост суммарных выбросов в атмосферу от стационарных и передвижных источников, объемов образования отходов на фоне снижения уровня их переработки. Зафиксированное за последние несколько лет незначительное снижение показателей сброса загрязненных сточных вод сопровождается увеличением концентрации ряда опасных веществ, в том числе металлов и органики.

Исходя из положений действующего природоохранительного законодательства, негативное воздействие на окружающую среду в общем виде можно определить как воздействие хозяйственной и иной деятельности человека на совокупность компонентов природной среды, последствия которой приводят к негативным изменениям состояния окружающей среды во взаимосвязи ее физических, химических, биологических и иных показателей.

Негативное воздействие на окружающую среду представляет собой разновидность природопользования. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

- выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ;

-сбросы загрязняющих, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

- загрязнение недр, почв;

- размещение отходов производства и потребления;

- загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

- иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Согласно п. 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации. В настоящее время действует постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия».

Плата за загрязнение (негативное воздействие на окружающую среду) взимается со всех без исключения природопользователей - организаций и предпринимателей, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Косвенно она взимается даже с граждан в составе коммунальных тарифов на вывоз бытовых отходов, теплоснабжение, водоснабжение и канализацию.

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду производится исходя из фактических объемов загрязнения (массы загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу, сбрасываемых в водные объекты, массы размещаемых отходов производства и потребления). Расчет ведется по каждому виду загрязняющего вещества и виду отхода в соответствии с его классом опасности и состоит в умножении дифференцированной ставки платы на массу загрязняющего вещества, эмитированного в атмосферу или в водные объекты. Дифференцированная ставка платы определяется путем умножения единых по всей стране базовых нормативов платы на коэффициенты, учитывающие экологические факторы по территориям и бассейнам рек, которые после умножения называются дифференцированными ставками платы.

Базовые нормативы платы за выбросы и сбросы конкретных загрязняющих веществ определяются как произведение удельного экономического ущерба от выбросов и сбросов загрязняющих веществ в пределах допустимых нормативов или лимитов выбросов, сбросов на показатели относительной опасности конкретного загрязняющего вещества для окружающей природной среды и здоровья населения и на коэффициенты индексации платы. Базовые нормативы платы за размещение отходов определяются как произведение удельных затрат за размещение единицы (массы) отхода IV класса токсичности на показатели, учитывающие классы токсичности отходов, и на коэффициенты индексации платы.

В постановлении Правительства РФ от 12 июня 2003 № 344 (ред. от 01.07.2005) «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» вводятся уже рассчитанные значения нормативов платы за выбросы в атмосферный воздух стационарными источниками за 1 т загрязняющего вещества в пределах установленных нормативов выбросов и в пределах установленных лимитов выбросов для 225 основных загрязняющих веществ. Здесь приведены также нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками (для различных видов топлива за 1 т топлива). Приводятся нормативы платы за сброс 1 т загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты в пределах установленных допустимых нормативов сбросов и в пределах установленных лимитов сбросов для 143 веществ. Указаны также нормативы платы за размещение отходов производства и потребления 1 т отходов каждого из пяти классов опасности для окружающей среды. Здесь же даны значения коэффициентов, учитывающих экологические факторы (состояние атмосферного воздуха и почвы по территориям экономических районов Российской Федерации), коэффициентов, учитывающих экологические факторы (состояние водных объектов по бассейнам морей и рек).

Ввиду того что нормативы платы за загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий не установлены, плата за эти виды воздействия не взимается.

Расчет платежей выполняется по принципу: фактическая масса каждого загрязняющего вещества и отходов каждого класса опасности умножается на соответствующее значение норматива платы и перечисленные далее коэффициенты:

- учитывающие экологические факторы (состояние атмосферного воздуха и почвы по территориям экономических районов Российской Федерации, состояние водных объектов по бассейнам морей и рек);

- коэффициент для особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Байкальской природной территории и зон экологического бедствия;

- коэффициенты инфляции, установленные законами о федеральном бюджете на соответствующий год.

Плата за загрязнение представляет собой форму возмещения экономического ущерба от выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду Российской Федерации, которая возмещает затраты на компенсацию воздействия выбросов и сбросов загрязняющих веществ и стимулирование снижения или поддержание уровня выбросов и сбросов в пределах нормативов, а также затраты на проектирование и строительство природоохранных объектов.

Исходя из этого определения и по логике вещей плата за загрязнение (негативное воздействие на окружающую среду) должна покрывать нанесенный экологический ущерб от выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, от размещения отходов. Представленный механизм расчета и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду заработал с 1992 г.

Однако вопрос, дает ли этот механизм полную стоимостную оценку всех последствий, вызванных причинением вреда окружающей среде и природным ресурсам, по-прежнему остается не до конца выясненным.

В настоящее время с введением экономических отношений, основанных на праве раздела собственности, оценка экологического вреда (ущерба) становится крайне актуальной задачей в сфере природопользования.

 

 


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.