Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Частные типы ВНД и функциональная асимметрия мозга
По выраженности сигнальных систем выделяют 4 типа: 1. художественный - преобладает 1 сигнальная система - эмоциональны, с конкретным мышлением; 2. мыслительный - преобладает 2 сигнальная система - абстрактное мышление; 3. уравновешенный - 1 сигнальная система примерно равна 2 сигнальной системе; 4. гениальный - одинакова и значительно выражены обе сигнальные системы. Классификация типов ВНД по Красногорскому · подкорковый (маленькая контролирующая функция коры) быстрое овладение речью; · центральный - нелегкое овладение речью; · корковый (избыточна контрольная функция коры); Классификация Иванова-Смоленского6 · мнемовозбудимый тип - не тренированы тормозные процессы; · мнемотормозный тип (жесткое воспитание); · мнемозный (чрезмерная забота). Дело в том, что у человека существует - и это давно установлено - функциональная асимметрия мозга. Ответственность за разные виды деятельности поделена между полушариями мозга. Правый мозг оперирует образами, “заведует” ориентацией в пространстве, различением музыкальных тонов и мелодий, распознает сходство и различие сложных систем, продуцирует сновидения. Левый мозг оперирует словесно-знаковой информацией, чтением текстов, выстраивает продукты своей работы в строгие и точные конструкции. У большинства людей в результате определенной системы учебы, тренировки, всей жизни резко доминирует одно полушарие (левое). В настоящее время считается, что левое полушарие у правшей играет преимущественную роль в экспрессивной и импрессивной речи, в чтении, письме, вербальной памяти и вербальном мышлении. Правое же полушарие выступает ведущим для неречевого, например, музыкального слуха, зрительно-пространственной ориентации, невербальной памяти, критичности. Также было показано, что левое полушарие в большей степени ориентировано на прогнозирование будущих состояний, а правое -- на взаимодействие с опытом и с актуально протекающими событиями. В процессе индивидуального развития выраженность межполушарной асимметрии меняется -- происходит латерализация функций головного мозга. Последние исследования свидетельствуют о том, что межполушарная асимметрия вносит существенный вклад в проявление высокого интеллекта человека. При этом в известных пределах существует взаимозаменяемость полушарий головного мозга. На ранних этапах онтогенеза у большинства детей выявляется образный, правополушарный тип реагирования, И только в определенном возрасте (как правило, от 10-ти до 14-ти лет) закрепляется тот или иной фенотип, преимущественно характерный для данной популяции. В процессе обучения асимметрия усиливается: левое полушарие специализируется в знаковых операциях, и правое полушарие -- в образных. Способность к речи, анализу, детализированию, абстракции обеспечивается левым полушарием мозга. Оно работает последовательно, выстраивая цепочки, алгоритмы, оперируя с фактом, деталью, символом, знаком, отвечает за абстрактно-логический компонент в мышлении. Правое полушарие способно воспринимать информацию в целом, работать сразу по многим каналам и, в условиях недостатка информации, восстанавливать целое по его частям. С работой правого полушария принято соотносить творческие возможности, интуицию, этику, способность к адаптации. Правое полушарие обеспечивает восприятие реальности во всей полноте многообразия и сложности, в целом со всеми его составными элементами. Ряд исследований показал, что имеются различия функций полушарий мозга в цветоощущении: полушария головного мозга асимметричны в восприятии и обозначении цветов. Правое обеспечивает словесное кодирование основных цветов с помощью простых высокочастотных названий (синий, красный). Здесь характерны минимальные латентные периоды названия и точное соответствие названий физическим характеристикам основных цветов. В целом правое полушарие ответственно за формирование жестких связей между предметом и цветом, цветом и словом, словом и сложным цветным образом предметного мира. Левое полушарие обеспечивает словесное кодирование цветов с помощью относительно редких в языке, специальных и предметно соотнесенных названий. При угнетении левого полушария из лексикона исчезают такие названия цветов, как оранжевый, терракотовый, вишневый, цвет морской волны. В речемыслительной деятельности комплементарность проявляется в том, что каждое полушарие формирует свои принципы организации речи:
|