Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как задавать вопрос






 

А) Необходимость задавать вопросы

Что не знаешь, спроси у людей,

Коль не ясно тебе,

Их ответ прояснит все вопросы.

Всевышний Аллах сказал:

…и спрашивайте обладающих знанием, если сами вы не знаете . («Пчелы», 43).

Пророк, , сказал: ش ِ ف َ ا ء ُ ا ل ْ ع ِ ي ّ ِ ا ل س ّ ُ ؤ َ ا ل َ

«Лекарство от незнания – вопрос».[259]

‘Аиша сказала: «Да смилуется Аллах над женами ансаров, которым их стыдливость не помешала постичь знание религии».[260]

Омар сказал: «Кто застенчив, тот мало знает». Говорят: «Кто стесняется задавать вопрос, тот обнаружит недостаток (своего знания), когда люди соберутся в собрании».

Аль-Халил сказал: «Невежество – это нечто среднее между застенчивостью и высокомерием».

Б) Вопрос – ключ к знанию

Лекарство от невежества слепого

Одно – вопросов задавай помногу,

Невежда полный тот, кто никогда не спросит,

Хоть и не знает, он не задаст вопроса.

Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, спросили: «Как ты достиг такого знания?». И он ответил: «Благодаря языку, что любит задавать вопросы, и проницательному уму».

Ибн Шихаб сказал: «Знание – это сокровищница, а ключ от нее – вопрос».

И тебе, искатель знания, настоятельно необходимо задавать вопросы заслуживающим доверия ученым, и, быть может, то, что ты искал часами, утруждая себя, узнаешь всего за несколько секунд.

В) Как задавать вопрос

Хороший вопрос – половина знания, поэтому искателю знания настоятельно необходимо знать и соблюдать правила, касающиеся этики задавания вопроса. Предлагаем вниманию наиболее важные из них:

1) Твой вопрос должен звучать вежливо, учтиво, любезно и пристойно. Один человек спросил Ибн Шубрума: «Можно ли тебе задать вопрос?». Он ответил: «Если твой вопрос не насмешит твоего собеседника и не опозорит спрашивающего, то задавай».

2) Твой вопрос должен звучать четко и ясно, чтобы слушающий не был вынужден переспрашивать.

3) Спрашивающему надлежит подождать, пока шейх закончит отвечать на вопрос другого, и не следует перебивать его, задавая свой вопрос.

4) Если же один из учеников задает вопрос шейху, то другие не должны отвечать на него раньше шейха, даже если он медлит с ответом, им следует предоставить право судить об этом только ему.

Г) Вопросы, которых следует избегать

Ийас ибн Му‘авийа сказал: «Есть такие вопросы, которые не следует задавать и на которые не следует отвечать». И ты, искатель знания, должен избегать следующих вопросов:

1) Странные вопросы

Имам Ахмад, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Один человек спросил меня о Йа’джудже и Ма’джудже: “Мусульмане ли они? ”. И я ответил ему: “Ты уже все знаешь, чтобы спрашивать об этом?! ”.

Один человек сказал Шу‘бе: “Расскажи мне хадис, переданный со слов Ибрахима: «Человек, овладевающий знанием, должен носить сандали с железным ремешком (между пальцами ног)…». Но Шу‘ба не стал ему его рассказывать. Тот человек сказал: “Абу Бистам! Я один из жителей Магриба, пришел к тебе за этим хадисом, пройдя расстояние равное шести месяцам пути”. Шу‘ба ответил: “Не удивляет ли вас это?! Человек пришел, пройдя расстояние, равное шести месяцам пути, чтобы спросить меня о хадисе, который не делает дозволенным запретное и не делает запретным дозволенное”.

2) Вопросы о том, чего не было

Всевышний Аллах сказал:

О вы, которые уверовали! Не спрашивайте о вещах, которые огорчат вас, если откроются вам. А если вы спросите о них, когда ниспосылается Коран, они откроются вам. Аллах простил (вам) их, ведь Аллах Прощающий, Кроткий . («Трапеза», 101).

Имам аш-Шафи‘и приводил этот аят как довод, порицая вопросы, задаваемые о том, что еще не произошло».[261]

В хадисе о ли‘ан[262], переданном со слов Сахла ибн Са‘да, говорится: “…посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не понравились (эти) вопросы, и он порицал за них…”.[263]

Ибн Омар сказал: “Люди, не спрашивайте о том, чего не было, ведь Омар проклинал тех, кто спрашивал о том, чего не было’.

Поэтому многие из предшественников, когда им задавали вопрос, спрашивали: “А такое случалось? ”. И если им отвечали «нет», то говорили: “Оставь этот вопрос до тех пор, пока это не случится”, или что-то подобное.

3) Каверзные вопросы (углутат)

Каверзные вопросы (углутат) – это редкие и очень сложные вопросы, которые задаются с той целью, чтобы спрашиваемый дал заведомо ошибочный ответ. «Углута» (мн.ч. «агалит») также называют слова, которыми вводят человека в заблуждение. Так, например, Хузайфа сказал об Омаре: «Я рассказал ему хадис, а не вводил его в заблуждение (агалит)».

Аль-Ауза‘и сказал: «Если Великий и Могущий Аллах пожелает лишить своего раба благодати знания, то научит его каверзным вопросам».

Аль-Хасан сказал: «Наихудшие из рабов Аллаха те, кто задает самые худшие вопросы, ставя рабов Аллаха в затруднительное положение». Один человек сказал аш-Ша‘би: «Я припас для тебя несколько вопросов». На что он ответил: «Припаси их для иблиса, чтобы спросить его при встрече».

Искатель знания, пусть твой вопрос будет для того, чтобы (чему-то) научиться, понять и получить руководство, а не для того, чтобы выставить себя знающим, придраться (к чему-либо) или поспорить. «Вопрос учащегося должен быть таким: ты должен спрашивать о том, чего не знаешь, а не о том, что тебе уже известно. Ведь вопрос о том, что ты уже знаешь, говорит о твоем слабоумии и глупости, это пустая трата слов и времени, в нем нет пользы ни для тебя, ни для других. Подобные вопросы могут привести даже к вражде, и они считаются самым настоящим пустословием, которого тебе следует избегать, поскольку это плохая черта характера.

Если тот, кого ты спрашиваешь, даст тебе исчер­пы­ваю­щий ответ, то удовлетворись им. Если же он ответит недостаточно полно или не совсем понятно, то скажи: «Я не понял», – и попроси объяснить более подробно. Если же он не будет больше ничего объяснять и замолчит или повторит лишь сказанное ранее и ничего нового не скажешь, то воздержись от дальнейших вопросов, иначе наживешь неприязнь и нерасположение (к себе) и не получишь более подробного объяснения, как хотел».[264]

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.