Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Необходимость соблюдения распорядка дня






 

Искатель знания! Не откладывай на завтра то, что должен сделать сегодня. Ведь завтра у тебя будут другие дела и обязанности, которые не позволят заняться делами вчерашними.

На завтра не откладываю я, поддавшись лени,

Что и сегодня сделать я могу,

Поскольку завтра – это день того, кто слаб

(и в деле

Не может сделать ровно ничего).

И знай, что если день пройдет, то он унесет с собой все, что в этот день было. И если ты отложишь свои дела сегодня, то завтра тебе придется выполнить работу за два дня. Омару ибн ‘Абдуль‘азизу сказали: «Отложи это на завтра». На что он ответил: «Мне трудно справиться с делами одного дня, а что будет, если на меня навалится работа за два дня?!»

Если ты всегда будешь исполнять обязанности и дела, которые наметил на день, то приобретешь покой и полноценно выполнишь свою работу.[163]

 

3. К делам следует приступать
ранним утром

 

В книге «аль-Джами‘…» аль-Хатиб аль-Багдади написал главу под названием «Заблаговременный приход на урок хадиса», где привел следующий хадис:

ا ل ل ّ َ ه ُ م ّ َ ب َ ا ر ِ ك ْ ل أ ُ م ّ َ ت ِ ي ف ِ ي ب ُ ك ُ و ر ِ ه َ ا

«О Аллах! Благослови мою умму в (их делах, которые они начинают) ранним утром!».[164]

Затем автор передает, что Ибн Омар, комментируя слова «начинают ранним утром», сказал: «рано приходят на учебу и (в мечеть, чтобы занять место) в первом ряду».[165] «Первая часть дня – это благословенное время для путника, когда он проходит огромные расстояния».[166] Но многие искатели знания сегодня упускают (эту возможность получить) благословение, обещанное им после того, как пророк, , произнес слов мольбы (ду‘а)! Более того, некоторые из них просыпаются за несколько минут до восхода солнца, (поспешно) совершают утреннюю молитву, будто что-то клюют, затем вновь продолжают спать, как будто они и не слышали подобного хадиса!

 

4. Неуклонно совершаемое малое дело лучше,
чем значительное, но непостоянное

 

В хадисе говорится:

أ َ ح َ ب ّ ُ ا ل أ ع ْ م َ ا ل ِ إ ِ ل َ ى ا ل ل ّ َ ه ِ ت َ ع َ ا ل َ ى أ َ د ْ و َ م ُ ه َ ا و َ إ ِ ن ْ ق َ ل ّ َ

«Больше всего Аллах любит те дела, которые совершаются с наибольшим постоянством, даже если их будет немного».[167] Ан-Навави сказал: «Этот (хадис) побуждает к постоянству в делах, а также в нем говорится о том, что небольшое, но неуклонно совершаемое дело лучше, чем значительное, но непостоянное… Постоянно совершаемое небольшое дело приносит намного больше пользы, чем значительное, но непостоянное».[168]

Распредели свое время как днем, так и ночью в соответствии со своими возможностями и условиями и специально выдели какую-то часть времени для определенного дела, которым будешь неуклонно ежедневно заниматься, например заучивать наизусть Коран. Другую часть времени выдели для другого занятия, например заучивания хадисов, а третью – для изучения фикха…

 

5. Уединение и редкое общение
с простыми людьми

 

Со знанием наедине оставшись,

Находит радость человек,

В душе он веру сохраняет,

Когда один он, одинок.

От сплетен бережет себя,

Обиды друг не причиняет,

Клеветника не видит он,

Завистников своих он не встречает.

А лучшие друзья для человека – книги,

Что знания ему дают и нравственности научают,

Они – как разум, здравый смысл,

Который в жизни человеку непременно помогает.

Ибн аль-Джаузи сказал: «Общение с простыми людьми – это искушение для веры человека, если только он не будет оберегать себя в своих беседах с ними и воспрепятствует им говорить, рассказывая сам, и предоставит им лишь только слушать».[169]

И искателю знания следует «отдать предпочтение уединению, ведь ничто так не напоминает о вечной жизни, как одиночество…И человек, прохаживаясь какое-то время по рынку, под впечатлением увиденного забывает то, что знает. А что если к тому же постоянно навещает богатых людей и прельщается их богатством?! Уединение же позволяет человеку успокоить душу, собраться с силами, задуматься о последствиях, подготовиться к смерти и запастись для этого всем необходимым».[170]

Ибн аль-Джаузи также сказал: «Я видел, как привычки заставляют людей напрасно терять время, тогда как наши предки предостерегали от этого. Аль-Фудайл сказал: «Я знаю таких людей, которые подсчитывают все свои слова от пятницы до пятницы».[171]

Доктор Халдун аль-Ахдаб сказал: «Если мы посмотрим на тех, кто смог воспользоваться короткими мгновениями своей жизни и добиться таких результатов и плодов своего труда, что вызывает удивление и изумление, то увидим, что они дружили только с трудолюбивыми, старательными, выдающимися и умными людьми, которые дорожили своим временем так же, как дорожили своей жизнью, поскольку время – это жизнь.

И дружба с такими выдающимися, усердными и дорожащими каждой минутой и секундой людьми оказало серьезное влияние на деятельность таких (известных людей), как имам Ибн Джарир ат-Табари, Ибн ‘Акиль аль-Ханбали, Ибн ‘Асакир ад-Димашки, Ибн Таймиййа, Ибн аль-Каййим, Ибн ан-Нафис, аль-Миззи, аз-Захаби, Ибн Хаджар и других подобных им ученых, оставивших после себя колоссальное неоценимое наследие.

Автор книги «аль-Фунун…» имам Ибн ‘Акиль аль-Ханбали сказал: «В молодости Аллах всячески оберегал меня от грехов и всю мою любовь ограничил любовью к знанию и его обладателям. Я никогда не общался с любителями забав и дружил только с такими же студентами, как и я сам».

Того, кто предан (знанию), кому сопутствует помощь Аллаха и кто стремится к возвышенному, ты можешь увидеть только в обществе заслуженных, усердных, мудрых, умных и обладающих знанием людей. (Ведь он желает), чтобы то, чем они обладают, или часть оного досталась и ему, чтобы стать таким же, как они, или (хотя бы) похожим на них.

Дружба с подобными людьми научит тебя опережать время, а дружба со скверными людьми – бесплодно терять его. Абдуллах ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «О человеке судите по его другу, ведь он берет себе в друзья лишь подобного себе». И да упаси нас Аллах от дружбы со скверными людьми».[172]

 

Что значит должное уединение?

Имам аль-Хаттаби[173] сказал: «Говоря об уединении, да смилуется над тобой Аллах, которое мы избираем для себя, мы не хотим сказать, что (следует) отделиться от общества людей и отвергнуть их права, связанные с поклонением, распространением приветствий, ответом на приветствия (других) и тому подобными обязательными для них правами, делами сунны[174] и одобряемыми обычаями, уклоняясь от них под благовидным предлогом. Под уединением мы понимаем только необходимость отказаться от ненужных дружеских отношений и отвергнуть излишнюю дружбу и все бесполезные связи, в которых ты не нуждаешься».

Как следует общаться с простыми людьми?

Ибн аль-Джаузи, рассказывая о том, как простые люди растрачивают время ученых, сказал: «Если хозяин дома окажется мягок, то его гость проникнется сильным желанием (пообщаться) с ним, будет засиживаться, и не исключено, что причинит ему неудобства».[175]

В действительности общение с простыми людьми требует (от человека) огромной мудрости. Они навещают искателя знания, пользуясь своим правом быть гостем в его доме, однако засиживаются у него и с интересом слушают его, только если речь идет о мирских делах. Иной раз они сами начинают что-то рассказывать, и их уже не остановить! Лучшее, что может сделать искатель знания в подобном случае, – это заранее подготовить для них некоторые подходящие книги и почитать им полезные стихи, мудрые изречения и поучительные рассказы. Его чтение будет для него самого учебой, а для них – уроком и наставлением. Ибн аль-Джаузи говорит: «Я заметил, как много людей по своему обыкновению часто приходят ко мне в гости и называют свои визиты услужением. Они хотят, чтобы им составили компанию, передают слова людей и говорят о том, что их не касается, перемежая свои рассказы сплетнями.

И это то, что делает большинство людей в наше время. А иной раз и тот, кого посещают, сам желает и жаждет подобных визитов, не терпя одиночества. Особенно в дни праздников и поздравлений ты видишь, как люди навещают друг друга. Но они не ограничиваются лишь высказыванием своих поздравлений и приветствий, а расточают время, предаваясь тому, о ч¸ м уже упомянуто.

А когда я понял, что время – это самое дорогое и им необходимо воспользоваться для совершения благих дел, я возненавидел эти визиты и встал перед выбором: если я выскажу им свое неодобрение, то встречу непонимание, поскольку положу конец привычному, а если смирюсь с этим, то потеряю время. И я стал всячески избегать встреч. Когда же это мне не удавалось, я старался быть краток, чтобы быстрее расстаться.

Затем на время их визита я приготовил некоторые дела, которые не препятствуют беседе, чтобы время не прошло даром. Я был готов к тому, чтобы во время нежелательных встреч резать бумагу, очинять калем и сшивать тетради, поскольку делать это (все равно) необходимо, что (к тому же) не требует размышления и вдохновения. И я припас эти дела на время таких визитов, чтобы не терять ни минуты своего времени».[176]

Проблема не только в простых людях. (Даже) многие искатели знания и некоторые ученые не считаются со временем и теряют как свое время, так и время тех, с кем общаются и кого навещают. И это заставило Ибн аль-Джаузи сказать следующее: «Нет сегодня лучшей компании, чем книга, которая раскрывает тебе тайны предшественников. Что же касается компании ученых, то она (может оказаться) опасной, если они не будут разговаривать, вспоминая по большей части о вечной жизни».[177]

«Разумный человек общается только с наилучшими, достойными подражания людьми: набожными, знающими, серьезными и кроткими. И если он не найдет того, кто бы обладал этими качествами, то пусть предастся знанию и чтению книг, как сказано (в стихах):

Знание – друг преданный,

Когда я одинок, то с ним уединяюсь,

В тоске и горести в нем утешение ищу,

Когда ж делами я не занят,

То слаще знания услады не найду.

Достойные люди сказали: “Книга – это собеседник, который не лицемерит, не дает скучать, не упрекает, если оставишь его, и не выдаст твоих секретов”.

Один халиф послал за одним ученым, чтобы посоветоваться с ним. И когда слуга пришел к нему, то нашел его сидящим среди книг и читающим их. Слуга сказал: “Повелитель правоверных зовет тебя! ”. Тот ответил: «Скажи ему: “У меня сейчас мудрые люди, с которыми я веду беседу. Когда освобожусь от них, приду”.

Когда слуга вернулся и сообщил об этом халифу, тот воскликнул: “Горе тебе! Кто те мудрецы, что были у него? ”. Слуга ответил: “Клянусь Аллахом, о повелитель правоверных, у него не было никого! ”.

Халиф повелел: “Сейчас же приведи его ко мне, так или иначе! ”.

Когда ученый пришел, халиф спросил: “Кто те мудрецы, что были у тебя? ”. Он ответил: “О повелитель правоверных!

Есть собеседники у нас, чьи разговоры никогда не утомляют.

Они умны, всегда верны, и им неважно, коль с ними ты или одни они.

Мы знание прошлых лет, умение мыслить, воспитание,

И славу, и господство получаем, общаясь с ними. Кто же вы?

Коль скажешь, что мертвы они, то не познаешь,

А скажешь – живы, то никто не сможет отрицать слова твои».

И понял халиф, что речь идет о книгах, и не стал порицать гостя за опоздание.

Аль-Джахиз сказал: «Я пришел к Мухаммаду ибн Исхаку, когда он был правителем Багдада. Он был в своем диване[178], а люди стояли перед ним как вкопанные. Затем через какое-то время я вновь пришел к нему, когда он был один, и обнаружил его сидящим в своей библиотеке среди книг, тетрадей и рукописей, и я никогда не видел его более благоговеющим и робким, чем тогда».[179]

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.