Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Определение страны происхождения товара






Определение страны происхождения товаров про­изводится во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с зако­нодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, зависит от страны про­исхождения товаров.

В соответствии с ТК РФ правила определения страны происхождения товаров устанавливаются для целей:

- применения тарифных преференций;

- применения непреференциальных мер торго­вой политики (запретов и ограничений, устанавли­ваемых в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой де­ятельности).

Тарифные преференции представляют собой оп­ределенные преимущества, предусмотренные в обла­сти уплаты таможенной пошлины в зависимости от страны происхождения товаров.

Страной происхождения товара считается стра­на, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке. При этом под этой страной может пониматься группа стран, та­моженные союзы стран, регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для опре­деления происхождения товара.

Для определения товара, как происходящего из какой-либо страны, необходимо, чтобы товар отве­чал одному из следующих требований:

1. Полное производство товара в данной стране. Страной производства (изготовления, рождения, выращивания, добычи, промысла и др. действий) товара, согласно ст. 31 ТК РФ, считается не только территория соответствующего государства, но и мор­ские суда данной страны, осуществляющие добычу и переработку морских ресурсов, а также зарегист­рированные в данной стране космические объекты (находящиеся в космическом пространстве), на ко­торых получена продукция высоких технологий.

2. Достаточная переработка товара в данной стране. Общим правилом достаточной переработки яв­ляется изменение классификационного кода товаров (в результате переработки или изготовления това­ров) по Товарной номенклатуре внешнеэкономичес­кой деятельности на уровне любого из первых четы­рех знаков.

Данное правило будет определяющим при уста­новлении страны происхождения товаров, если од­новременно выполняются следующие условия:

- характер производственных или иных операций должен отвечать критериям достаточной переработки (в ТК РФ дается исчерпывающий перечень операций, которые не отвечают критериям достаточной переработки

-обеспечение сохранности товаров, простые сборочные операции, смешивание товаров и др. операции);

- соблюдаются дополнительные критерии (в случае их установления) достаточной переработки, а именно, специальные требования к особенностям осуществления определенных производственных или технологических операций и/или выполнение правил адвалорной (стоимостной) доли. Правило адва­лорной доли — это изменение стоимости товара, когда процентная доля стоимости использованных материалов или добавленной стоимости достигает фиксированной доли цены поставляемого товара.

Например, по Соглашению «О Правилах опре­деления происхождения товаров из развивающихся стран, при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций» (утвержде­но постановлением Правительства РФ от 23 апре­ля 1997 г. № 479), товар считается подвергшимся достаточной обработке или переработке в развива­ющейся стране, на которую распространяется та­рифный преференциальный режим, если стоимость использованных в этом процессе товаров (сырье­вых материалов, полуфабрикатов и готовых изде­лий), происходящих из других стран, на которые не распространяется тарифный преференциальный режим, или товаров неизвестного происхождения не превышает 50 % от стоимости товара, экспор­тируемого развивающейся страной, на которую рас­пространяется тарифный преференциальный режим.

Правила фиксированной адвалорной доли мож­но встретить и в отдельных таможенных режимах (свободный склад и свободная таможенная зона), содержащих льготные условия таможенного нало­гообложения.

Например, в соответствии с ФЗ «Об Особой эко­номической зоне в Калининградской области» товар считается произведенным в Особой экономической зоне, если величина добавленной стоимости его об­работки (переработки) составляет не менее 30 %, а для товаров, относящихся к электронике и сложной бытовой технике ~ не менее 15 %, и его обработка (переработка) влечет за собой изменение кода това­ра по таможенной классификации.

Кроме того, в соответствии с ТК РФ при уста­новлении порядка применения критериев достаточной переработки и для целей предоставления тариф­ных преференций Правительство РФ вправе опреде­лять условия применения правил непосредственной закупки и прямой отгрузки.

В соответствии с Соглашением стран СНГ от 12 апреля 1996 г. «О Правилах определения проис­хождения товаров развивающихся стран при предо­ставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций» товар рассматривается как непосредственно закупленный, если импортер при­обрел его у субъекта предпринимательской деятель­ности, зарегистрированного в установленном поряд­ке, в развивающейся стране, на которую распрост­раняется тарифный преференциальный режим.

Прямой поставкой считается поставка товаров, транспортируемых из развивающейся страны, на ко­торую распространяется тарифный преференциаль­ный режим, в страну, предоставившую тарифные пре­ференции без провоза через территорию другого го­сударства.

Правилу прямой поставки отвечают также то­вары, транспортируемые через территорию одной или нескольких стран вследствие географических, транспортных, технических или экономических причин, при условии, что товары в странах тран­зита, в том числе при их временном складировании на территории этих стран, находятся под таможен­ным контролем.

Факт происхождения товара из конкретной стра­ны должен быть подтвержден в установленном ТК РФ порядке.

Статьями 34-36 ТК РФ предусмотрены несколь­ко форм документов, подтверждающих страну проис­хождения товаров. Такими документами являются:

- декларация о происхождении товара;

- сертификат о происхождении товара.

Декларация о происхождении товара составля­ется в произвольной форме. Причем ТК позволяет в качестве такой декларации использовать коммерчес­кие или иные документы, имеющие отношение к пе­ремещаемым через таможенную границу товарам и содержащие заявление изготовителя (продавца или экспортера) товаров о стране их происхождения.

Сертификат о происхождении товара предостав­ляется только в случаях, определяемых Правитель­ством РФ. Существуют несколько форм сертифика­тов. Сертификат происхождения товаров формы «А» предоставляется в отношении товаров, ввозимых из стран-пользователей системой преференций РФ (стран дальнего зарубежья), и сертификат формы «СТ-1» -в отношении товаров, происходящих из стран СНГ.

Сертификат о происхождении товара должен од­нозначно свидетельствовать о том, что указанный товар происходит из соответствующей страны, и дол­жен содержать следующие необходимые сведения о товаре, на который он выдан:

- наименование и адрес экспортера и импортера;

- наименование (описание) товара;

- средства транспортировки и маршрут следования;

- количество мест, характер упаковки, маркировку и нумерацию;

- вес брутто и нетто;

- номер счета-фактуры (инвойса).

Сертификат должен быть заверен компетентным национальным органом страны-экспортера.

Сертификат о происхождении товара представ­ляется вместе с таможенной декларацией и другими документами при таможенном оформлении. При ут­рате сертификата принимается его официально за­веренный дубликат.

Вместе с тем, не всегда требуется подтверждать страну происхождения товаров. Например, в соот­ветствии с ТК РФ не требуется предоставление до­кумента, подтверждающего страну происхождения товаров:

-в случаях заявления ввозимых в РФ товаров к таможенному режиму международного таможенного транзита или временного ввоза (с полным освобождением временно ввозимых товаров от уплаты таможенных платежей), при отсутствии признаков, указывающих на страну, товары которой запрещены к
ввозу в РФ или транзиту через территорию РФ;

- если общая таможенная стоимость перемещаемых через таможенную границу товаров (отправленных одновременно, одним отправителем, одним способом и в адрес одного получателя) менее 20 000 руб.;

- товары перемещаются через таможенную гра­ницу физическими лицами не для предпринимательской деятельности;

- в иных случаях, предусмотренных международными договорами РФ или законодательством РФ (например, при перемещении товаров дипломатическими, консульскими и иными официальными представительствами иностранных государств, международными организациями, персоналом этих представительств и организаций).

Также не требуется документального подтверж­дения страны происхождения товаров, если предос­тавление тарифных преференций не предусмотрено международными договорами РФ или законодатель­ством РФ.

В случаях, когда законодательством предусмот­рено предоставление тарифных преференций, но документы, подтверждающие страну происхождения то­варов, отсутствуют, таможенные пошлины взимают­ся по ставкам, применяемым к товарам, происходя­щим из стран, торгово-политические отношения с которыми предусматривают режим РНБ (наиболее благоприятствуемой нации (базовые ставки)).

Использование режима РНБ для какой-либо страны проистекает из заключенного с ней двухсто­роннего торгового договора (соглашения). Перечень таких стран обобщен в документах ГТК России (США, Канада, Япония, Китай, страны Европейс­кого Союза и др., всего 129 стран).

Если работниками таможенных органов установ­лено, что страной происхождения товаров является страна, торгово-политические отношения с которой не предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, то подлежат уплате таможенные пошли­ны (либо предоставляется обеспечение уплаты тамо­женных пошлин) по базовым ставкам, увеличенным в два раза.

Однако даже если таможенная пошлина и была уплачена (либо по базовым ставкам, либо по базо­вым ставкам, увеличенным в два раза), возможен последующий возврат таможенными органами упла­ченных сумм при одновременном соблюдении следу­ющих условий:

—с момента принятия таможенным органом таможенной декларации не прошло одного года;

—заинтересованным лицом (декларантом) подтверждается страна происхождения товара.

Данный возврат таможенной пошлины получил в соответствии с п. 3 ст. 38 ТК РФ название «вос­становления преференциального режима» или со­ответственно «восстановления режима наиболее бла-гоприятствуемой нации».

Таким образом, обязанность заявления, подтвер­ждения и доказывания страны происхождения това­ра лежит на декларанте.

При возникновении сложностей в определении страны происхождения товара можно обратиться к уполномоченному таможенному органу за приняти­ем предварительного решения.

Товары в разобранном или несобранном виде, поставляемые несколькими партиями по причине не­возможности их отгрузки одной партией в силу про­изводственных, или транспортных условий, а также товары, партия которых разделена на несколько партий в результате ошибки, должны рассматриватьсяпо желанию декларанта как единый товар при определении страны происхождения товаров в слу­чае соблюдения следующих условий:

- предварительного уведомления таможенного органа о товарах в разобранном или несобранном виде, поставляемых несколькими партиями, с указанием причин такой поставки и представлением спе­цификации каждой партии с указанием классификационных кодов товаров по ТН ВЭД, стоимости и страны происхождения товаров, входящих в каждую партию, либо документальное подтверждение ошибочности деления товаров на несколько партий;

- поставки всех партий товаров из одной страны одним поставщиком;

-декларирования всех партий товаров одному таможенному органу;

-ввоза на таможенную территорию Российской Федерации всех партий товаров в срок, не превышающий одного года со дня принятия таможенной декларации таможенным органом либо истечения сро­ков ее подачи в отношении первой партии товаров. По мотивированному запросу декларанта указанный
срок продлевается таможенным органом на время, необходимое для ввоза всех партий данных товаров.

Принадлежности, запасные части и инструмен­ты, предназначенные для использования машинами, оборудованием, аппаратами или транспортными средствами, считаются происходящими из той же страны, что и машины, оборудование, аппараты или транспортные средства, при условии, что данные при­надлежности, запасные части и инструменты вво­зятся и используются совместно с указанными ма­шинами, оборудованием, аппаратами или транспор­тными средствами в комплектации и количестве, которые обычно поставляются с данными устрой­ствами.

Упаковка, в которой товар ввозится на тамо­женную территорию Российской Федерации, считается происходящей из той же страны, что и сам товар, за исключением случаев, когда упаковка под­лежит декларированию отдельно от товара. В этих случаях страна происхождения упаковки определя­ется отдельно от страны происхождения товаров.

Как было отмечено выше, декларант, субъект ВЭД определяет страну происхождения товара само­стоятельно. Таможенные органы принимают такое решение в следующих случаях:

- при выявлении неправильного заявления субъектом страны происхождения;

- по запросам органов государственной власти, Всемирной таможенной организации, таможенных ор­ганов зарубежных стран.

Если в декларации сведения о стране происхож­дения товаров основаны на иных критериях, чем те, которые применяются в Российской Федерации, страна происхождения товаров определяется в соот­ветствии с критериями, применяемыми в России.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.