Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие менеджмента в современной России






Развитие современного общества характеризуется глубо­кими динамичными переменами системного характера. Ме­няются государственные, политические и экономические формы, внедряются новые социальные и производственные технологии. Все эти процессы существенно повышают зна­чимость управления в сложно организованных социальных системах.

В мире произошли значительные изменения качества ра­бочей силы и структуры совокупного труда. Теперь управ­ленцы сталкиваются не с малообразованными послушными исполнителями, а преимущественно со специалистами. Со­временное производство по своему технологическому строю предполагает широкое использование квалифицированного профессионального труда, поэтому современные менедже­ры руководят работниками, которые способны оценивать и творчески влиять на реализацию управленческих решений. Изменился и состав работников: если раньше преобладали крестьяне, рабочие и сервисные служащие, то в современной экономике основными профессиональными группами становятся «управляющие и специалисты», противоречия между которыми и определяют динамику практически лю­бой организации.

Иными словами, большие перемены в социальном объек­те управления предполагают необходимость изменения типа и характера современного производственного менеджмента. А это процесс сложный, и его особенности недостаточно изу­чены.

Производственный менеджмент приобретает особую роль в период преобразования принципов организации нацио­нальной экономики и проведения рыночных реформ в обще­стве. Изменение структуры производства, характера эконо­мических связей, макроэкономические дисфункции и общий финансовый дисбаланс, революция собственности и систе­мы потребления создают мощный фон неопределенности и дезорганизации в развитии российских предприятий.

 

 

Раз­рушение системы государственных гарантий и выполнения взаимных обязательств приводит к дроблению общего эко­номического пространства, когда каждый регион и каждый производитель выпущены использовать собственные анти­кризисные управленческие стратегии.

Таким образом, коренная трансформация социально-эко­номической системы требует специального научно-управлен­ческого обеспечения российских реформ и глубокой теоре­тической разработки:

—проблем управляемости процесса реформирования и оптимизации социальной цены реформ;

—вопросов формирования «маркетингового» качества уп­равления, т. е. изменения культуры и технологических при­емов менеджмента;

—задач внедрения управленческих нововведении с целью радикально повлиять на качество производства.

Существенные особенности развития современного про­изводства привели к изменению всей философии управле­ния и практической переориентации менеджмента. Анали­зируя эти процессы, Ю.Г. Волков и И.В. Мостовая выделя­ют четыре важнейших особенности новых подходов к организации производства:

1. информатизация современного менеджмента как ре­акция на сложные технологические, экономические, потре­бительские и социально-конъюнктурные изменения;

2.социализация систем производственного управления на основе широкого внедрения принципов корпоративности и клиентальности;

1) инноватизация менеджмента с учетом развития эври­стики, психологии нововведений, прогностики;

2) экологизация управления производством в направле­нии использования антикризисных стратегий регулирования, перехода от технократического к социократическому управленческому мышлению, учета влияния культурных со­ставляющих среды.

На многих предприятиях сегодня появляются специаль­ные отделы по связям с общественностью, поскольку произ­водственная и маркетинговая политика отдельных фирм, конечный успех их деятельности в значительной мере обус­ловлены характером общественного мнения относительно продукции и самого производства.

Иными словами, процессы развития современного менед­жмента по своему содержанию таковы, что не могут не за­интересовать социолога или социального философа: адми­нистрирование и руководство превращаются в подлинный процесс управления людьми, а не «ресурсами», и должно быть осмыслено с позиций соответствия групповых ценнос­тей, потребностей и возможности реализации сотрудниче­ства (ассоциации).

В связи с этим специалисты особое внимание уделяют изучению вопроса о том, что собой представляют организа­ционные формы управления современным производством. Однако наиболее актуальной является проблема исследо­вания управленческих технологий и организационных прин­ципов внедрения инноваций, построенных на новом типе социального взаимодействия. Она имеет не только теорети­ческое, но и большое практическое значение, в частности для современного российского развития.

Качество социального управления «человеческим капи­талом» как основным национальным ресурсом может стать важнейшим фактором успешных рыночных изменений и обеспечения эффективности (конкурентоспособности) совре­менного российского производства.

Основные принципы инновационного менеджмента в про­изводственной сфере могут быть логически разделены на четыре группы, имеющие 1) валеологический (превентивный, антикризисный, социально экологичный), 2) коммуникатив­ный (информационный, культуральный, социально-реактив­ный), 3) синергетический (инновационный, эвристичный, поисковый, вероятностный), 4) социократический (человеко-центрированный, клиентальный, солидарностный) характер. Инновационный производственный менеджмент сегодня реализуется в противоречивой системе взаимодействия с традиционным и бюрократическим управлением, что харак­теризует переход от модели «руководства» к модели «коор­динации» и от «технократического» стиля мышления к со­временному «социократическому» управленческому.

Потребность в антикризисной управленческой инноватике особенно остра в российском производстве, где происхо­дят застойные и деградационные процессы изменения соци­альной организации: снижаются статусы кадровых профес­сиональных групп внутри трудового коллектива, рабочая сила перераспределяется из основного производства в не­производственную сферу, уменьшается доля квалифициро­ванного труда, развивается скрытая безработица. Это мо­жет быть преодолено только посредством реализации нетри­виальных социально-управленческих стратегий.

Изменения в современном труде и производстве носят ка­чественный характер. Они заметны на отдельных предпри­ятиях и отражаются даже на расстановке экономических сил в мире. Так, если в начале XX в. развивающиеся страны были сырьевым придатком индустрии Запада, сегодня вы­сокоразвитые державы вполне могут обойтись без этих ре­сурсов, исключая нефть, поскольку выпускают избыток про­довольствия и 3/4 мировых товаров и услуг. В связи с этим у многих крупных стран, таких, как Китай, Индия, а сейчас и Россия, возникают специфические проблемы экономического развития, поскольку в условиях жесточайшей конкурен­ции со стороны лидеров мирового производства нет шансов повысить свою экономическую мощь, не проводя структур­ной перестройки национального производства и не внедряя прогрессивные технологии социального управления.

Реализация новой философии менеджмента означает, прежде всего, развитие и совершенствование производствен­ной демократии, децентрализацию управления и формиро­вание системы эффективного сотрудничества работников и менеджеров. Ведь труд для современных людей превраща­ется из средства выживания в способ саморазвития и само­утверждения.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.