Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Неорганизованные группы






Взаимодействие людей в неорганизованных группах, в толпе — резкая противоположность предписанным ритуа­лам. Природа коллективного поведения предполагает рас­смотрение таких явлений, как толпы, сборища, массовая паника, мании, танцевальные помешательства, стихийные массовые движения, массовое поведение, массовые увлече­ния, социальные движения, революции.

Элементарные формы коллективного поведения людей в толпе — относительно стихийное, порой непредсказуемое взаимодействие людей в ситуации неопределенности или угрозы. Ключ к пониманию природы коллективного поведе­ния дает такая форма социального взаимодействия, как кру­говая реакция, когда взаимное возбуждение людей приоб­ретает круговую форму, при которой люди отражают на­строения, эмоции друг друга и таким образом интен­сифицируют их. Социальное беспокойство — внутреннее напряжение многих людей при отсутствии способов его сня­тия, выражаемое в форме беспорядочной и некоординиро­ванной деятельности, причем чувство беспокойства вовле­кается в круговую реакцию и становится «инфекционным», происходит «эмоциональное заражение» людей. Социальное беспокойство присутствует там, где люди обладают повы­шенной чувствительностью по отношению друг к другу, а также там, где они вместе переносят разрушение своего за­веденного жизненного уклада. Эти условия встречаются в таких случаях социального беспокойства, как революцион­ные волнения, женский протест, религиозные волнения, тру­довые конфликты.

Черты социального беспокойства:

— беспорядочный характер поведения, когда люди нахо­дятся в состоянии напряжения и чувствуют сильный позыв к действию, но не имеют четкого представления и понима­ния своих целей;

— возбужденные чувства тревоги, страхов, неуверенности, агрессивности, склонность к распространению слухов и преувеличений;

 

— наличие повышенной раздражимости и внушаемости людей, психологической неустойчивости, податливости вли­янию лидеров, новых стимулов и идей.

Там, где коллективное возбуждение интенсивно и широ­ко распространено, есть вероятность возникновения социаль­ной инфекции — сравнительно быстрого, бессознательного и нерационального распространения каких-либо настроений, порывов или форм поведения (например, разгул биржевой спекуляции, финансовой паники или волны патриотической истерии).

Можно выделить четыре типа элементарных коллектив­ных групп (Г. Блумер): действующая толпа (агрессивная толпа), экспрессивная толпа (например, танцующая толпа в религиозных сектах), масса (люди, участвующие в массо­вом поведении, но не имеющие никакой социальной органи­зации, люди отделены и неизвестны друг другу, как напри­мер, при золотой и земельной лихорадке) и общественность (группы людей, которые сталкиваются с какой-то пробле­мой, имеют разные мнения относительно подхода к реше­нию проблемы и дискутируют о ее решении). Эти соци­альные группировки возникают спонтанно, и их действие не направляется и не определяется существующими культур­ными моделями и нормами. Общество в целом действует, следуя предписанным правилам: толпа — путем установ­ления контакта (повышенная восприимчивость людей друг к другу, бессознательная откликаемость на настроения, спонтанная готовность к совместным действиям), масса — путем совпадения индивидуальных выборов, в соответствие с чем общественность приобретает свой особый тип един­ства и возможность действовать благодаря достижению ка­кого-то коллективного решения или выработке какого-то об­щественного мнения. Будучи коллективным продуктом, об­щественное мнение представляет всю общественность в ее готовности к действию по решению проблемы и делает воз­можным согласованное действие как таковое.

Формирование общественного мнения происходит:

— через открытие и принятие дискуссии, когда заинтересованные группы, имеющие частную озабоченность поиском способа решения проблемы) стремятся оформить и установить мнение остальных, относительно незаинтересованных людей;

— через пропаганду — умышленно направляемая кампания с целью заставить людей принять данную точ­ку зрения, настроение или ценность.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.