Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Признаки прокурорского надзора как вида деятельности.




Прокуратура обеспечивает правильное применение законов, действующих на территории РФ. Это в определении прокуратуры дано (в части 1 статьи 1) и в целях и задачах.

  1. Эту деятельность осуществляют специальные органы в лице Ген. Прокурора и подчиненных ему прокуроров.
  2. Направлен на обеспечение законов.
  3. Объекты надзора
  4. Полномочия (возможность вынесения актов реагирования; возможность вынесения предостережений)
  5. Правовые средства (Акты прокурорского реагирования– это те правовые средства, которые используются прокурором для устранения нарушения закона)

Первый признак – предметом деятельности прокуратуры является исполнение законов поднадзорными органами.

То есть у нас предметом является не организация или орган, а деятельность этих организаций, регламентированная законом (скажем, порядок производства не интересует – а только деятельность).

Это отличие от других – от органов ветеринарного, санитарного и прочего надзора и контроля (глава 23 КоАП – там все, кроме суда, являются органами контроля и надзора).

Также органы пожарной безопасности (предмет деятельности – пожарная безопасности). Есть закон «О пожарной безопасности», специфическая сфера.

А прокуратура – все виды деятельности, главное, чтобы регламентированы законы были. Практически всякая сфера деятельности. Но органы пожарной безопасности смотрят за исполнением не только деятельности, регламентируемая законом, но и подзаконными актами.

А прокурорский надзор – деятельность, регламентируемая законом.

В 1995 году вносились изменения к ФЗ «О прокуратуре» и был комментарий к этому закону под редакцией генерального прокурора (тогда) Скуратова, и там в комментарии было высказано, что не только за исполнением законов надзор, но и за исполнением указов президента. И тогда был спор по этому поводу. Это были ещё времена правления Ельцина, преступность возрастала, президент издал указ, которым позволял работникам милиции задерживать по подозрению в участии в организованных преступлениях задерживать на 30 суток (а тогда, до конституции, было 72, после конституции – 48 часов).

И был приказ генпрокурора Скуратова – обеспечить исполнение указа президента. И Зорькин, являвшийся тогда председателем Конституционного суда, возмутились, и эти приказы быстро отменили.

Указы президента носят подзаконный характер и их нельзя признавать законами. Поэтому хотим расширить прокурорский надзор на исполнение указов президента – надо тогда дополнять ФЗ «О прокуратуре».

2 признак.

В последнее время это не очень часто используемая категория в теории прокурорского надзора. «Объекты надзора».

В 1984 году Гаврилов Виктор Викторович написал книгу «Сущность прокурорского надзора, предмет, объект, пределы». Предмет – это деятельность по исполнению законов. Объект – это те органы, деятельность которых подпадает под действия прокурорского надзора.



Легче сказать, на что не распространяется: Президента, Федеральное Собрание (Госдума и Совет Федерации), Правительство, органы, формируемые Президентом или Парламентом (тот же Уполномоченный по правам человека), не подпадает суд по закону, не подпадают под надзор просто граждане.

3 признак.

Особые полномочия, которые предоставлены прокурору для осуществления надзора.

Закреплены эти полномочия в ряде норм: статья 22, 27, 30 (бланкетная норма, отсылает к процессуальному законодательству и иным законам), 33, 34 ФЗ «О прокуратуре», статья 37 в УПК РФ, 221, 226, 246 статьи УПК РФ (и ряд других – 108, кажется). Также ОРД, дознание и следствие (статья 21 ФЗ «Об ОРД»).

Характер полномочий таков, что они направлены на выявление и требование к устранению нарушения закона.

4 признак.

Правовые акты, которые обеспечивают данный вид деятельности (надзор). Это протест, представление, предостережение, постановление, требование, заявление, утверждение и согласие.

Некоторые из них мы слышали из уголовного процесса. Нам перечислили все, ко всем отраслям.

Большинство актов – это сугубо специфические акты прокурорского реагирования.

Акты прокурорского реагирования – это те правовые средства, которые использует прокурор для устранения нарушений закона.

Вынесение:

Протеста

Предостережения (с 99г)

Представления

Заявления

Постановления



+Требования

Согласие (только в надзоре за дознанием)

Утверждение

Правовые средства вытекают из полномочий – естественно.

Пятый признак.

Отличие прокурорского надзора от органов контроля. Органы контроля (их деятельность по исполнению закона) подпадают под прокурорский надзор.

Ещё отличия – органы надзора и контроля в узкой сфере и регламентирована не только законом, но и подзаконными актами.

И отличия по тому, как это делается. Органы контроля и надзора принимают окончательное решение (штрафы, лишение специальные прав, к примеру). А прокурор только ставит вопрос – он не может привлечь к ответственности (только подчинённых прокуроров, если они нарушают нормы закона, но это не в счёт).

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал