Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция №1 теоретико-правовые основы нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности

1. Основные термины и определения

2. История происхождения и развития нетарифного регулирования

3. Современные правовые решения регламентирующие деятельность государств-членов таможенного союза в области нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности

1. Меры нетарифного регулирования - комплекс мер регулирования внешней торговли товарами, осуществляемых путем введения количественных и иных запретов и ограничений экономического характера, которые установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза; (п.17 ст.4 ТК ТС) " Таможенный кодекс Таможенного союза" (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) (ред. от 16.04.2010).

Также данное понятие входит в состав запретов и ограничений, который включает в себя - комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза; (п.8 ст.4 Тк ТС)

Нетарифные меры внешнеэкономического регулирования включают комплекс мер экономического, административного и технического характера, за исключением таможенного тарифа, затрудняющих или ограничивающих свободную торговлю между государствами.

Раскроем смысл часто встречающегося термина «внешнеторговая деятельность»

Внешнеторговая деятельность – предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность).

Контроль, а равно как и осуществление какой-либо деятельности является регулированием. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности согласно статье 12 ФЗ (Федеральный закон от 8 декабря 2003г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности») осуществляется посредством:

- таможенно-тарифного регулирования;

- нетарифного регулирования;

- запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;

- мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности и предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности не допускаются.

 

2. Британские ученые-экономисты Р. Кэмпбелл Макконнелл и Л.Стенли Брю среди торговых барьеров помимо таможенных пошлин предлагают выделять импортные квоты, нетарифные барьеры, добровольные экспортные ограничения. С помощью импортных квот устанавливаются максимальные объемы товаров, которые могут быть импортированы за какой-то период времени. К нетарифным барьерам авторы относят лицензирование, неоправданные стандарты качества продукции или просто бюрократические запреты в таможенных процедурах. В случае добровольного ограничения экспорта иностранные фирмы дают согласие на ограничение ввоза своей продукции в государство в целях избежания более жестких торговых барьеров. Таким образом, названные исследователи к нетарифным барьерам относят лишь административные и технические запреты и ограничения (кроме квотирования).

Иной позиции по поводу нетарифных ограничений придерживается российский исследователь в области мировой экономики профессор И.И. Дюмулен (Ипполит Ипполитович). Нетарифные ограничения, по его мнению, – это любые распоряжения центральных и местных властей, включая методы реализации законов, постановлений и иных нормативных актов (кроме таможенно-тарифных мероприятий), которые воздействуют на экспорт и импорт товаров, объем, товарную структуру внешней торговли, цены и конкурентоспособность товаров, создавая более жесткие условия для товаров иностранного происхождения по сравнению с товарами национального производства или различный режим для товаров разных стран. Такая формулировка вполне отвечает сути и задачам нетарифного воздействия государства на внешнеэкономическую деятельность.

Проблемам нетарифного регулирования было посвящено несколько раундов переговоров, проводимых в рамках ГАТТ. Так, на Кеннеди-раунд в городе Женеве в 1964-1967г. разрабатывался Антидемпинговый кодекс, представляющий собой своеобразное толкование ст. VII Соглашения по Тарифам и Торговле[1] (в окончательном варианте он был принят на Токийском раунде переговоров).

В рамках ВТО в настоящее время действует специализированный Комитет по антидемпинговой практике, куда предоставляется вся информация в виде отчетов об антидемпинговых мерах, применяемых странами Всемирной торговой организации. Большинство положений Кодекса нашло свое отражение и в российском законодательстве.

Порядок применения нетарифных ограничений, основанный на контроле качества, безопасности или характеристики товара регулируется Соглашением по техническим барьерам в торговле (Кодексом по стандартам). Процедурные и административные правила, которыми руководствуются правительства стран-участниц ГАТТ/ВТО при размещении государственных заказов, предоставлении информации и порядке рассмотрения споров в данной сфере, регламентируются Кодексом о государственных заказах.

Проблемы регламентации и унификации применения нетарифных ограничений решает также Всемирная таможенная организация. Так, в 1973г. Советом Таможенного Сотрудничества была принята Международная конвенция по упрощению и гармонизации таможенных формальностей (Киотская конвенция)[2], которая действует в редакции 1999г.

Изучив информацию о применении нетарифных барьеров и степени их воздействия на мировую торговлю, вначале 1980-х гг. Секретариат ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию) создал базу данных по нетарифным мерам, в основу систематизации которой было заложено разграничение всех мер такого рода на две классификационные схемы. Первая учитывала нетарифные ограничения, применяемые в отношении конкретных товаров (первая часть базы данных), вторая – нетарифные барьеры общего характера (вторая часть базы данных). В общей сложности было указано более 200 видов нетарифных мер. Все меры государственного регулирования, применяемые в отношении конкретных товаров, были классифицированы по пяти категориям.

3. Основной правовой основой регламентирующей деятельность государств-членов таможенного союза в области нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности являются соглашения Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) и решения Комиссии таможенного союза.

В соответствии с Протоколом о порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним от 6 октября 2007 года[3], считать вступившими в силу с 1 января 2010 года ранее подписанные соглашения Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами-участниками таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами.

Основополагающим из них является Соглашение межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества от 25 января 2008 г. «О единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран»[4] и Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009г. № 19 «О едином нетарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации»[5].

В дополнении к Решению был принят Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами и Положения о применении ограничений, утвержденное Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009г. № 19[6] (далее – Единый перечень запретов и ограничений).

Следующим правовым актом стало решение Комиссии таможенного союза № 168 от 27 января 2010г. «Об обеспечении функционирования единой системы нетарифного регулирования таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации».[7]

Оно состоит из девяти пунктов, основными из которых являются следующие:

а) Утвердить Перечень товаров, являющихся существенно важными для внутреннего рынка таможенного союза, в отношении которых в исключительных случаях могут быть установлены временные ограничения или запреты экспорта.

б) Установить, что:

- генеральная лицензия на экспорт и (или) импорт отдельного вида товара, включенного в разделы 2.9, 2.10, 2.18, 2.24, 2.25, 2.27 Единого перечня товаров запретов или ограничений на ввоз или вывоз в торговле с третьими странами, выдается в соответствии с решениями правительств государств-участников таможенного союза;

- исключительная лицензия на экспорт и (или) импорт отдельного вида товара, включенного в раздел 2.26 Единого перечня запретов и ограничений, выдается участникам внешнеторговой деятельности, которые определяются в соответствии с законодательством государства-участника таможенного союза.

в) В соответствии с решением Комиссии таможенного союза «О едином нетарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» дополнить Единый перечень разделом «Орудия добычи (вылова) водных биологических ресурсов, запрещенные к ввозу на таможенную территорию таможенного союза» (Приложение 1).

г) Для осуществления государственного контроля драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, идентификации драгоценных камней, до 1 июля 2010г. руководствоваться национальным законодательством государств-участников таможенного союза.

Кроме этого Комиссия таможенного союза 18 июня 2010г. приняла еще два решения, касающихся регламента деятельность государств-членов таможенного союза в области нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности. Это решение № 308 от 18 июня 2010г. «О регламенте внесения предложений по мерам регулирования внешней торговли в Комиссию таможенного союза»[8] и решение № 333 от 18 июня 2010г. «О применении мер нетарифного регулирования в рамках единой таможенной территории»[9].

 

 


[1] Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) [Электронный ресурс]: [Подписаны в городе Женева 30 октября 1947 года]. – Режим доступа: [Консультант Плюс]. – Загл. с экрана.

[2] Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур [Электронный ресурс]: [(заключена в Киото 18.05.1973) (в ред. Протокола от 26.06.1999)]. – Режим доступа: [Консультант Плюс]. – Загл. с экрана.

[3] О порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним [Электронный ресурс]: [Протокол от 06.10.2007]. – Режим доступа: [Консультант Плюс]. – Загл. с экрана.

[4] О порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран [Электронный ресурс]: [соглашение Правительств государств - членов Евразийского экономического сообщества от 09.06.2009]. – Режим доступа: [Консультант Плюс]. – Загл. с экрана.

[5] О едином нетарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации [Электронный ресурс]: [решение межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества № 19 от 27.11.2009]. – Режим доступа: [Консультант Плюс]. – Загл. с экрана.

[6] Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами и Положения о применении ограничений [Электронный ресурс]: [(утв. Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 № 19, Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009г. № 132) (ред. от 20.09.2010) (с изм. и доп., вступающими в силу с 22.12.2010)]. – Режим доступа: [Консультант Плюс]. – Загл. с экрана.

[7] Об обеспечении функционирования единой системы нетарифного регулирования Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации [Электронный ресурс]: [решение Комиссии таможенного союза № 168 от 27.01.2010]. – Режим доступа: [Консультант Плюс]. – Загл. с экрана.

[8] О регламенте внесения предложений по мерам регулирования внешней торговли в Комиссию таможенного союза [Электронный ресурс]: [решение Комиссии таможенного союза № 308 от 18.06.2010]. – Режим доступа: [Консультант Плюс]. – Загл. с экрана.

[9] О применении мер нетарифного регулирования в рамках единой таможенной территории [Электронный ресурс]: [решение Комиссии таможенного союза № 333 от 18.06.2010]. – Режим доступа: [Консультант Плюс]. – Загл. с экрана.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ПКМУ від 4 березня 1996 р. N 288 | Нетарифные методы регулирования международной торговли




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.