Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Административный и судебный порядок обжалования результатов налогового контроля.






Согласно п.1 ст.138 Налогового Кодекса РФ (НК РФ) акты налоговых органов, могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган или в суд. Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд, если иное не предусмотрено статьей 101.2 НК РФ. Пунктом 5 ст. 101.2 НК РФ установлено, что решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе.

Из системного толкования положений статей 101, 101.2, 101.4, 137 - 140 Налогового кодекса следует, что предусмотренный п.5 статьи 101.2 Кодекса обязательный досудебный порядок обжалования в вышестоящий налоговый орган решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения распространяется только на решения, принимаемые по результатам налоговых проверок.

С учетом изложенного, налогоплательщик вправе сразу обратиться в суд, без соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, с иском об обжаловании решения налогового органа, вынесенного по результатам рассмотрения материалов иных мероприятий налогового контроля. Например, решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за налоговое правонарушение на основании п.1 ст.126 НК РФ за непредставление в установленный срок определенного налоговым органом количества документов, в виде взыскания штрафа 200 рублей за каждый непредставленный документ.

Как указано в Постановлении Президиума ВАС РФ №2873/12 от 10.07.2012 г. последствием оставления искового заявления без рассмотрения (ст.148-149 АПК РФ) является возможность истца вновь обратиться в арбитражный суд с заявлением в общем порядке после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявления без рассмотрения. Указанное означает, что налогоплательщик после оставления судом его заявления без рассмотрения в целях защиты своих прав и законных интересов должно было обратиться с жалобой в вышестоящий налоговый орган. Между тем, предусмотренный ст.139 НК РФ срок - три месяца со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, - может истечь на момент принятия судебного решения. Пропущенный срок подачи жалобы может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом, если причины пропуска срока будут признаны уважительными. В случае признания причин пропуска срока подачи жалобы неуважительными срок подачи жалобы не будет восстановлен и жалоба налогоплательщика останется без рассмотрения. При таком развитии событий общество лишается установленной статьей 46 Конституции РФ и статьей 2 АПК РФ гарантии права на судебную защиту прав и законных интересов.

При подачи иска в суд на решения, принимаемые по результатам налоговых проверок, при условии соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, налогоплательщик должен иметь ввиду следующее.

При наличии оснований для обжалования решения налогового органа по причине нарушения им процедуры проведения проверки, либо принятия решения, налогоплательщику целесообразно обжаловать не только не соблюдение инспекцией норм налогового законодательства, регламентирующих порядок проведения налоговой проверки и привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, но и оспаривать решение инспекции, доводами, касающимися применения инспекцией иных норм Налогового кодекса, нарушение которых было квалифицировано инспекцией как налоговое правонарушение. В противном случае, если судом будет принято решение о соблюдении инспекцией процессуальных норм, регламентирующих проведение проверки и вынесение решения, налогоплательщик будет лишен права подать второй иск, в котором будут обжалованы налоговые правонарушения, вменяемые налогоплательщику по существу. Суд вправе принять решение о прекращении производства по делу (ст.150 АПК РФ) в связи с тем, что будет наличествовать вступивший в законную силу судебный акт по спору между теми же лицами по тому же предмету и по тем же основаниям.

Как указано в Постановлении Президиума ВАС РФ №17292/11 от 26 июня 2012 г. при противоположном подходе, по существу, была бы допущена возможность ревизии вступившего в законную силу судебного акта об отказе в удовлетворении заявления общества о признании недействительным решения инспекции путем инициирования повторного процесса его оспаривания со ссылкой на иные мотивы и доводы о нарушении инспекцией иных норм материального права, помимо приведенных обществом при первоначальном обращении в суд. Согласно ч.2 ст.9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий. Таким образом, исковые требования о признании незаконным решения инспекции в связи с наличием (по мнению налогоплательщика) существенных процедурных нарушений необходимо дополнять также доводами, направленными на оспаривание иных выводов инспекции о совершении обществом налогового правонарушения.

В соответствии со ст. 137, п. 1 ст. 138 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера и их действия в вышестоящий налоговый орган. Под актами инспекции ненормативного характера понимаются любые документы, подписанные начальником или заместителем начальника инспекции. Жалобы на решения и действия инспекций Ярославской области рассматриваются Управлением Федеральной налоговой службы по Ярославской области, находящимся по адресу: 150003, г.Ярославль, ул. Кооперативная, д. 11.

Форма и содержание жалобы

Жалоба подается в письменной форме, адресуется Управлению Федеральной налоговой службы по Ярославской области.

Жалоба должна содержать указание на решение (иной документ) или действия инспекции, с которыми не согласен налогоплательщик, обоснование позиции заявителя жалобы и личную подпись налогоплательщика или его представителя. Ксерокопии жалоб или жалобы, переданные по факсу, не подлежат рассмотрению.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.