Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Какие же безусловные рефлексы имеет новорож­денный?






НОВОРОЖДЕННОСТЬ

 

Процесс рождения — тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Недаром психологи говорят о кризисе но­ворожденности.

Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая осве­щенность, воздушная среда, требующая другого типа ды­хания, необходимость смены типа питания. Приспособиться к этим новым, чуждым для него условиям ребёнку помога­ют наследственно закрепленные механизмы — безусловные рефлексы.

Какие же безусловные рефлексы имеет новорож­денный?

Это, прежде всего система пищевых рефлексов. При при­косновении к углам губ или языку появляются сосатель­ные движения, и все остальные движения тормозятся. По­скольку ребенок полностью сосредоточен на сосании, эта реакция была названа «пищевым сосредоточением». Ряд других безусловных рефлексов приведен в таблице.

 

Раздражители Рефлексы
Действие яркого света Глаза закрываются
Шлепок по переносице Глаза закрываются
Хлопок руками возле головы Глаза закрываются
ребенка  
Поворот головы ребенка Подбородок поднимается,
направо правая рука вытягивается,
  левая сгибается
Разведение локтей в стороны Руки быстро сгибаются
Нажатие пальцем на ладонь Пальцы ребенка сжимаются
ребенка и разжимаются
Нажатие пальцем на подошву Пальцы ног сжимаются
ребенка  
Царапающим движением про- Большой палец ноги подни-
водим пальцем по подошве от мается, остальные — вытя-
пальцев к пятке гиваются
Укол булавкой подошвы Колено и стопа сгибаются
Поднимаем лежащего живо- Ребенок пытается поднять
том вниз ребенка голову, вытягивает ноги

 

Среди» безусловных рефлексов выделяются защитные и ориентировочные. Некоторые рефлексы являются атавис­тическими — они получены в наследство от животных пред­ков, но бесполезны для ребенка и вскоре исчезают. Так, например, рефлекс, называемый иногда «обезьяньим», про­падает уже на втором месяце жизни. Новорожденный схва­тывает палочки или пальцы, вложенные в его ладони, так же цепко, как и дитя обезьяны, держащееся за материнс­кую шерсть при передвижении. Такое «цепляние» настоль­ко сильно, что ребенка можно поднять и он какое-то вре­мя висит, выдерживая вес собственного тела. В дальней­шем, когда ребенок научится схватывать предметы, он уже будет лишен такой цепкости рук.

К концу первого месяца жизни появляются и первые условные рефлексы.

Условные рефлексы появляются при сочетании первоначально незначимого условного раздражителя с раздражителем безусловным (вызывающим безусловный рефлекс). Например, ребенок, видя в окне проходящий мимо автобус, вдруг слышит удар грома, пугается и начинает плакать. В следующий раз, когда он видит автобус, он сно­ва испытывает чувство страха.

В частности, ребенок начинает реагиро­вать на позу кормления: как только он оказывается в опре­деленном положении на коленях матери, у него возника­ют сосательные движения. Но в целом образование услов­ных рефлексов характерно для более позднего времени.

Безусловные рефлексы не закрепятся в поведении, они отомрут, поскольку все формы поведения человека скла­дываются прижизненно. Отмирание инстинкта П. Я. Галь­перин считал важным психологическим последствием он­тогенеза [4]. Он подчеркивал, что в ходе антропогенеза между человеком и его природной средой вклинивается система общественных отношений (приемы общественно­го воздействия, идеология) и благодаря этому происходит систематическое торможение инстинктивного отношения к предметам, удовлетворяющим потребности. В результа­те возникает новая структура поведения: потребности теряют свой биологический характер и становятся органи­ческими; предметы, удовлетворяющие потребность, пере­стают быть условными раздражителями. То, что будет предметом, удовлетворяющим потребность, зависит от воспитания в своей среде. Органические потребности не предопределяют ни объекта, ни формы поведения, в то время как биологические потребности предопределяют тип жизни. Органические потребности не предопределя­ют его, все зависит от воспитания, то, как потребность удовлетворяется, диктуется способами, выработанными в обществе. Для понимания природы человека, утверждал П. Я. Гальперин, важно, что у ребенка нет биологической предопределенности поведения.

Как указывал Д. Б. Эльконин, в период новорож­денности, ребенка вообще нельзя рассматривать отдельно от взрослого, поскольку ребенок еще не обладает никаки­ми способами взаимодействия со взрослым. Д. Б. Элько­нин утверждал, что вопрос о сроках окончания новорож­денности остается спорным.

Существуют три точки зре­ния.

1. Согласно рефлексологической точке зрения, этот пе­риод кончается с момента появления у ребенка условных рефлексов (конец 1-го — начало 2-го месяца).

2. Физиологическая точка зрения базируется на предпо­ложении, что этот период кончается тогда, когда ребенок восстанавливает свой первоначальный вес, т. е. с момента установления равновесия обмена со средой.

3. Психологическая позиция связана с определением конца этого периода через появление у ребенка хотя бы на­мека на его взаимодействие с взрослым (1, 6 — 2, 0 месяца).

Первичными формами такого взаимодействия служат специфические выразительные движения ребенка, кото­рые для взрослых являются сигналами, приглашающими их совершить какие-то действия по отношению к ребенку, и таким первым выразительным движением считается по­явление у ребенка улыбки при виде человеческого лица. Д. Б. Эльконин считал, что единство со взрослым пред­ставляет для ребенка ситуацию максимального комфорта. Сигнал о некомфортности вызывает соответствующие действия у взрослого. Причем сигналы могут подаваться как в связи с отсутствием комфорта, так и его наличием. Лицо взрослого вызывает у ребенка состояние «блаженст­ва» — он улыбается. Улыбка составляет центр комп­лекса оживления. При этом ребенок не просто улыбается, он реагирует на взрослого движениями всего тела. Младе­нец все время находится в движении, он откликается эмо­ционально. Дети, отстающие в развитии, прежде всего, отстают именно в появлении комплекса оживления. Комп­лекс оживления как первый специфический поведенче­ский акт ребенка становится определяющим для всего по­следующего его психического развития.

Исследования, проведенные под руководством М. И. Ли­синой, показали, что комплекс оживления — первый акт общения ребенка с взрослым. И лишь затем (к 4 меся­цам) у младенца возникает реакция на новое. Она высту­пает предпосылкой всей манипулятивной деятельности ребенка.

Позиция Д. Б. Эльконина относительно содержания и значения комплекса оживления не является единствен­ной. Так, В. С. Мухина считает, что комплекс оживления, проявляющийся в том, что ребенок сосредоточивает взгляд на лице склонившегося над ним человека, улыбает­ся ему, оживленно двигает ручками и ножками, издает ти­хие звуки, есть выражение появившейся потребности в об­щении с взрослым — первой социальной потребности ре­бенка.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.