Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система инфекта: Пассивный залог. Причастие

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4

1. Выучите латинские термины passī vum – пассивный; participium praesentis actī vi - причастие настоящего времени активного залога.

 

2. В тетради по практике измените залог в указанных ниже глагольных формах, переведите исходное и получившееся слова. NB!

а) У личных глагольных форм в системе инфекта на залог указывает окончание, то есть именно его и следует изменить на форму соответствующего лица и числа, например: ornabā tis (вы украшали) – ornaba m ĭ ni (вас украшали).

б) У инфинитива залог определяется по суффиксу, в активном залоге – суффикс -re, в пассивном залоге – суффикс -ri (для глаголов 1, 2 и 4 спряжения) и суффикса –i- для глаголов 3 спряжения, например: ornā re (украшать) – ornā ri (быть украшенным), legĕ re (читать) – legi (быть прочитанным). Задание выполняется в тетради по практике.

711: a mabā tis, defendě re, monstrā tur, audiam.

714: dividě re, clamā bant, doceor, credemĭ ni.

3. Прочитайте правила образования причастия от основы инфекта (см. учебник под ред. В.Н. Ярхо, §§ 190, 191). Зафиксируйте схему его образования в тетради по теории.В тетради по практике образуйте participium praesentis activi (Nominativus и Genetivus Singularis) от указанных глаголов. Переведите, укажите, какие слова, образованные от этих причастий, вошли в русский язык.

711: intelligě re, laborā re. 714: occupā re, praesidē re.

 

4. Лексический минимум: Debeo, consilium, intellē go, lego, loquor, mens, miror, orior, verbum, volo. Запишите слова лексического минимума в словарь по образцу, данному в ЛБ № 2.

 

5. Перепишите в словарь крылатые латинские выражения, расставляя ударения (нумерация продолжает 46 крылатых выражений из ЛБ №№ 1–3).

47. Amantes amentes – Влюбленные – безумны;

48. Aut vincĕ re, aut mori. – Или победить, или умереть;

49. Cetĕ ra desiderantur. – Остальное желательно;

50. Graecum est, non legĭ tur. – Это по-гречески, не читается (о чем-то написанном непонятно, т.е. слишком сложно или непонятным почерком; выражение связано с тем, что в латинских книгах довольно часто встречались греческие слова и выражения, а вот греческий язык знали далеко не все, поэтому, встретив греческое слово в тексте, читавший говорил Graecum est, non legĭ tur и продолжал чтение);

51. Qui non vult intellē gi, non debet legi. – Кто не хочет быть понятым, того не следует читать (выражение возникло из рассказа об одном филологе, который после долгих и безуспешных попыток одолеть сатиры Персия, который по праву считается самым «темным», т.е. трудным для понимания, из всех римских авторов, отбросил их в сторону, воскликнув: «Si non vis intellē gi, non debes legi» – «Если не хочешь быть понятым, то не стоит тебя и читать»);

52. Volens nolens – Волей-неволей (т.е. хочешь не хочешь, поневоле). Существует шуточная переделка этого выражения воленс-неволенс.

 

6. Прочитайте о способах перевода латинских предложений со сказуемым в страдательном залоге и о порядке трансформации активной конструкции в пассивную (см. Приложение к ЛБ № 4).

 

7. В тетради по античной культуре зафиксируйте основные отличительные особенности образования в Древнем Риме (см., например, книгу Э. Маркса, Г. Тин-джея «Римляне» (раздел «Образование») или др.). Составьте 1 предложение в страдательном залоге на эту тему, запишите его в тетради для практических работ по-русски, переведите на латынь сказуемое. Для нахождения латинских эквивалентов обращайтесь к «Русско-латинскому словарю» А.В. Подосинова, А.М. Белова. Например: В школе изучались труды греков. Изучались – studebantur.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Е склонение существительных | ФЗ «Об обеспечении единства измерений» 2008 г.




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.