Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тому, кто решил стать безбрачным по Богу предстоит славный подвиг воздержания






 

Итак, кто решил стать безбрачным по Богу, в случае если он не имеет состояния скопца от рождения, которого не мучит блудная страсть, то ему предстоит славный подвиг воздержания.

Сразу скажем, что блудная страсть, еще, не будучи укрощенной, действительно мучит человека.

Тихон Задонский (Сокровище духовное, ст.63): «Блудная похоть какое мучительство, какое жжение в сердце и во всем теле человеческом создает, каждому, а тем более безбрачно живущим, известно. Она, как лютая горячка, во всем теле человеческом жжение и движение делает».

Но трезвение о том, что ты думаешь, молитва Богу о помощи в избавлении от этой страсти, отрицание блудных мыслей и образов, телесный труд и другие делания духовной жизни, обязательно будут покрыты милостью Божией и через время эта страсть утихнет.

Иоанн Златоуст (т.1, ч.1, Книга о девстве): «Я (как бы говорит апостол Павел) знаю трудность этого состояния, знаю силу этих подвигов, знаю тяжесть этой борьбы. Для этого требуется душа ревностная, мужественная, неподчиняющаяся похотям; здесь надобно идти по раскаленным угольям и не обжечься (Притч. 6, 28), выступать против меча и не быть раненым; ибо сила похоти так велика, как сила огня и железа; и если душа выступит не приготовленною и не будет противиться ее влечениям, то скоро погубит себя. Посему нам нужно иметь адамантовый ум, неусыпное зрение, великое терпение, крепкие стены с ограждениями и запорами, бдительных и доблестных стражей, а прежде всего этого помощь свыше; «если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж» (Пс. 126, 1)».

И хотя брань с блудной страстью это другая тема, все же приведем пару примеров о подобных бранях.

Отечник Игнатия Брянчанинова (Повести из жития старцев… Египетских, ст.73): «Некоторого брата беспокоила страсть любодеяния: днем и ночью он ощущал в сердце своем как бы жало огненное. Но брат боролся, не уступая помыслам и не соглашаясь с ними. По прошествии долгого времени отступила от него страсть. И немедленно воссиял в сердце его свет».

Евергетин (т.4, гл.7): 5. «Когда авву Олимпия одолел блудный помысел, говоривший ему: «Иди и женись». Он встал, взял ком глины, слепил фигурку женщины и сказал: «Вот твоя жена. Тебе нужно много работать, чтобы ее прокормить, так что сил теперь не жалей». Через несколько дней он взял еще ком глины, слепил из него фигурку дочери и сказал: «Твоя жена родила, и ты должен еще больше работать, чтобы кормить и одевать ребенка». И он стал так много трудиться, что совсем истощал. Когда силы совсем оставили его, помысел сказал: «Мне уже невмоготу». «Если не можешь вынести трудов, - ответил ему авва, - не ищи жены». А Господь, видя его усилия, отнял у него брань, и старец успокоился».

Жития Святых Дмитрия Ростовского (Житие и страдание св. …Киприана и св. …Иустины, 2 октября): «Иустина имела обычай каждую ночь возносить молитвы ко Господу. И вот, когда она, по обычаю, вставши в третьем часу ночи, молилась Богу, то ощутила внезапно в своем теле волнение, бурю телесной похоти и пламя геенского огня. В таком волнении и внутренней борьбе она оставалась довольно продолжительное время: ей пришел на память юноша Аглаид, и у нее родились дурные мысли. Девица удивлялась и сама себя стыдилась, ощущая, что кровь ее кипит как в котле; она теперь помышляла о том, чего всегда гнушалась как скверны. Но, по благоразумию своему, Иустина поняла, что эта борьба возникла в ней от диавола; тотчас она обратилась к оружию крестного знамения, прибегла к Богу с теплою молитвою и из глубины сердца взывала ко Христу, Жениху своему: «Господи Боже мой, Иисусе Христе! – вот враги мои восстали на меня, приготовили сеть для уловления меня и истощили мою душу. Но я вспомнила в ночи имя Твое и возвеселилась, и теперь когда они теснят меня, я прибегаю к Тебе и надеюсь, что враг мой не восторжествует надо мною Ибо Ты знаешь, Господи Боже мой, что я, Твоя раба, сохранила для Тебя чистоту тела моего и душу мою вручила Тебе. Сохрани же овцу Твою, добрый Пастырь, не предай на съедение зверю, ищущему поглотить меня; даруй мне победу на злое вожделение моей плоти». Долго и усердно помолившись, святая дева посрамила врага. Побежденный ее молитвою, он бежал от нее со стыдом, и снова настало спокойствие в теле и сердце Иустины; пламя вожделения погасло, борьба прекратилась, кипящая кровь успокоилась. Иустина прославила Бога и воспела победную песнь».

Да, подвиг стяжания телесного и мысленного целомудрия бывает труден, если человек не является скопцем по рождению, но он не так тяжел, как представляется, с великой помощью Божией и особенно у немолодых людей.

Игнатий Брянчанинов (Аскетический опыты 1, О чистоте): «Приведенные промыслом Божиим к состоянию вдовства, желающие или долженствующие нести иго этого состояния! не остановитесь прибегнуть с теплою и смиренною молитвою к Богу, и Он даст вам победу и над естеством и над навыком вашим, укрепившим и поддерживающим силу и право естества. Не отрекитесь потерпеть кратковременную скорбь борьбы с собою: ничего не значит эта скорбь пред утешением, являющимся от победы; ничего не значит эта скорбь пред ощущением свободы, которая является в душе вслед за победою».

Ефрем Сирин (О том, как приобретается человеком смиренномудрие, сто глав): «Не будь нерадив о добродетели целомудрия, но всеми силами старайся иметь в себе святыню (чистоту) так как для сего оставил ты и мир. Стяжи себе девственность, чтоб вселился в тебя Дух Святой. Не внимай срамным пожеланиям и суетным ласканиям, храни себя чистым и, если начнет в тебе возгораться греховный пламень, угашай его слезами и молитвою ко Господу, любящему тех, кои ищут святыни и работают Ему в ней. Драгоценное стяжание — девственность в правом помысле. Если возлюбишь ее, то будешь прославлен Господом и во всем благоуспеешь».

Так, добродетель целомудрия, духовная брань и милость Божия полностью опровергает самооправдания некоторых людей, нежелающих бороться со своей похотью, типа: «то - святые, а мы – грешники».

Ефрем Сирин (Объясняются брату слова: «ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1Кор.7: 9)): «Не помыслим сказать того, что представляют в предлог иные. Они говорят: «Те были праведники, а я – грешник». Ибо праведными сделались они потому, что настоящую жизнь свою проводили праведно и свято. Итак, что же скажем? То ли, что праведники были бесплотны и не облечены были телом? Послушай, что говорит апостол: «Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем. Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: [ими] ниспровергаем замыслы» (2Кор.10: 3-4). Из этого видно, что и они были боримы как носящие на себе плоть, – но противоборствовали. Почему апостол и говорит еще: «Но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1Кор.9: 27). Руководствуя же нас к добродетели, говорит он: «Будьте подражателями мне, как я Христу» (1Кор.11: 1)».

Также приведем и поучение о том, что, к сожалению, не все священники правильно толкуют слова апостола Павла и советуют всем людям не брань с похотью, а вступление в брак.

Арх. Антоний (Голынский-Михайловский) (Путь умного делания): «Когда будешь у незнакомого священника исповедовать борения блудной страсти, учти, что иные духовники, не зная жизни аскетической и борьбы со страстями, часто неразумно советуют оставить борьбу и идти в мир проводить жизнь брачную. Они руководствуются при этом словами апостола: " Лучше вступить в брак, нежели разжигаться" (1Кор. 7, 9), не понимая, что апостол говорит это тем одиноко живущим людям, которые борьбу вести не хотят, а страстью распаляются. Если ты избрал жизнь борьбы со страстями, то совет такой отвергни и духовника неразумного вторично не посещай. Он сам болен душевно сильнее других. Он потворствует страстям, не зная, что нужно с ними бороться всю жизнь, бороться как с помыслами, так и с желаниями, распаляющими похотную часть души. Духовники такие известны, потому приходится об этом писать в предупреждение беды».

Итак, брачному человеку легко гасить любострастное вожделение соитием, а безбрачному предстоит брань, но это делает его выше и чище.

Иоанн Златоуст (т.1, ч.1, Книга о девстве): «И не диавол только, но и сила (естественного) вожделения еще более беспокоит не вступающих в брак; и это всякому известно. …Итак, во-первых, по этой причине - у вступивших в брак больше спокойствия; а, во-вторых, потому, что если у них когда-нибудь высоко поднимется пламень (страсти), то последующее совокупление скоро погашает его. А девственница, не имея средства погасить этот пламень, хотя видит, что он разгорается и поднимается вверх, и, будучи не в силах погасить его, старается только о том, чтобы в борьбе с огнем не сгореть ей самой. …Кто же дерзнет, скажи мне, равнять брак с девством или взирать с пренебрежением на это последнее?».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.