Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нет сомнения, что охота пестрить рус­скую речь иностранными словами без нужды, без достаточного основания противна здравому






смыслу и вкусу, 3 но она вредит не русскому языку, не русской литературе, а только тем,

кто одержим ею. (В. Белинский) 216


 

1. Повествовательное, невосклицательное.

2. Сложное предложение с сочинительной и подчи­нительной связью.

в ч ё м? кому?

3. [ ], (что), но [... тем], (кто).


 

©> 293. Спишите предложения, объясните знаки препинания. Распределите сложные предложения по видам синтаксической связи, для этого составьте схемы предложений.

Прочитайте предложения выразительно вслух.

1) Через час явилась возможность ехать: метель утихла, небо прояснилось, и мы отправились. (А. Пуш кин) 2) Хотя он и знал дорогу, но в прошлый раз ездил к танкистам днём; ночью же всё казалось другим, незна­комым. (Э.Казакевич) 3) Мальчики стали дёргать щуку за хвост, и Арсений Романович начал читать настав­ление о том, почему нельзя класть палец щуке в рот, даже если она сонная. (К.Федин) 4) Шумит лес, лицу жарко, а со спины пробирается колючий холод. (Б. По­левой) 5) Во всём, что наполняет комнату, чувствуется нечто давно отжившее, какое-то сухое тление, все вещи источают тот странный запах, который дают цветы, высушенные временем до того, что, когда коснёшься их, они рассыпаются серой пылью. (М. Горький) 6) Я по­нимал, что выручить нас может только случайность: или вода внезапно перестанет прибывать, или мы на­ткнёмся на этом берегу на брошенную лодку. (К. Па­устовский) 7) Долго при свете месяца мелькал белый парус между тёмных волн; слепой всё сидел на берегу, и вот мне послышалось что-то похожее на рыдание. (М. Лермонтов)


 

1. Найдите в упражнении слова, записанные далее в транс­крипции, прочитайте их вслух правильно; сопоставьте в них звуки и буквы: и'иэв'йлъс'], [ч'уству^ьцъ].

2. Проведите устный морфологический разбор 2—3 подчи­нительных союзов.

3. Найдите слова с нулевым окончанием. Что оно обозначает в каждом конкретном случае? Укажите также слова, не имею­щие окончаний. О чём свидетельствует отсутствие окончания?

4. В 1-м и во 2-м предложениях подчеркните грамматиче­ские основы.

5. Составьте схему 6-го предложения.

ЗСП-13. Река была как стеклящая.

Песча..ые берега радовали глаз.

Где (то) увлечено пели песню.

294. Перепишите текст, расставляя недостающие знаки пре­пинания, раскрывая квадратные скобки и заменяя обозначение звуков буквами.

Составьте схемы сложных предложений.

Роковой день наступил наконец. Положено было чтобы Елена простилась с родителями дома и пустилась бы в путь с квартиры Инсарова. 0[Tj'acT] был назначен в [дв']енадцать ч[иэ]сов. За четверть часа до срока приш[о]л Берсенев. Он пол[а]гал что застан[ь]т у Инса­рова его с[аа]течественников которые захотят его про­водить; но они уже все вперёд уехали, уехали та[г]же... две таинственные личности они служили свидетеля­ми на свадьбе Инсарова... В комнат[ь] уже всё было прибр[ъ]но чемодан, перевязанный верёвкой стоял на полу и Берсенев задумался много воспом[и]наний про­шло у него по душе.

[двенадцать ч[иэ]сов давно пробило и []'иэ]мщик уже привёл лошадей хотя «молодые» всё ещё не [з'иэ]влялись. Наконец послышались торопливые шаги на ле[с'н'ицъ] и Елена вошла в сопр[ъва]ждении Инса­рова и Шубина. У Елены глаза были красны она оста­вила мать свою лежащую в обмороке; прощание было


 

[т'ьжыэ]ло. Елена уже больше недели не вид[ь]ла Берсе­нева в последнее время он редко ходил к Стаховым. Она не ожидала его встретить вскрикнула Вы! благодарст­вуйте и бросилась ему на шею; Инсаров тоже его обнял. Настало [та]мительное молчание. Что могли сказать эти три человека что [ч'уств]овали эти три сер[ц]а? Шубин понял необходимость живым звуком словом пр[ь]кр[а]тить это томление.

(По И. Тургеневу)

Подготовьтесь к выразительному чтению текста: сделайте необходимые произносительные пометы, особенно в выделен­ных словах, проверив себя по орфоэпическому словарику; обо­значьте паузы, логическое ударение, повышение-понижение голоса.

©> 295. Выполните задания по тексту упр. 294.

1. Укажите предложение с прямой речью; объясните выбор знаков препинания; составьте схему этого предложения.

2. Сравните лексическое и грамматическое значения слов лежащий — лежачий.

3. Что изменится, если переставить ударение в слове сердца на последний слог? Какую роль русского ударения иллюстриру­ет данный пример? Приведите аналогичные примеры.

©> 296. Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и рас­крывая скобки.

Составьте схему сложного предложения с разными видами синтаксической связи.

На самом краю оврага нач..нае(т, ть)ся едва примет­ная дорожка, буд(то) выходящая из земли; она ведёт между кустов вдоль по берегу рытвины и (на) конец, (с, з)делав ещё несколько извилин, и(?)чезает в глубо­кой яме, как уж в своей норе... га(л, лл)ерея, обращё(н, нн)ая к оврагу, име..т особе(н, нн)ое устройство: не­сколько сажен* она идёт отлогим скатом, потом вдруг поворачивает (на) право, и горе любопытному, кото­рый (н..) осторожно пусти(т, ть)ся по этому новому на­пр..влению; она оканчива..(т, ть)ся обрывом или, луч-


 

ше сказать, поворачивает вертикально (в) низ: * дол­жно* надея(т, ть)ся на твёрдость ног своих, чтоб спрыг­нуть туда; как (н..) говори —* две сажени* (н..) шутка; но тут оканчиваю(т, ть)ся все и(с, сс)ку(с, сс)твенные пр..пя..ствия; она идёт (на) зад, п..р..(л, лл)ельно верх­ней своей части и в одной с нею вертикальной плоскос­ти, потом скл..няе(т, ть)ся (на) лево и впадает в широ­кую круглую залу, куда так (же) примыкают две дру­гие; эта зала устлана камнями, имеет в стенах* своих четыре впадины в виде нишей; (по) середине один чет- вероугольный столб по(д, дд)ерживает глиня(н, нн)ый свод её, довольно и(с, сс)ку(с, сс)но образова(н, нн)ый; среди глубокого безмолвия этой залы слышно иногда журчание воды: то светлый, холодный, но маленький ключ(?), который, выходя из отверстия в стене, про- б..рае(т, ть)ся вдоль по ней и наконец, скрываясь в дру­гом отверстии, обложе(н, нн)ом камнями, исчезает*; немолчный ропот беспокойных струй оживляет это мрачное жилище ночи, как песни* узника* оживляют безмолвие темницы.

(По М. Лермонтову)

1. Знаки препинания, отмеченные значком *, являются ав­торскими. Какие знаки, по вашему мнению, следовало бы пос­тавить по современным правилам пунктуации? Попробуйте обо­сновать позицию писателя. Укажите предложение, в котором запятая ставится одновременно по двум правилам.

2. Выпишите выделенные слова. В чём их необычность с точки зрения современного русского языка? Объясните.

3. Прочитайте слова, отмеченные значком *. Назовите те из них, которые: а) допускают двоякое произношение в рамках нормы; б) разрешается произносить только так, а не иначе.

©> 297. Прочитайте текст JI. Н. Толстого, предварительно обо­значив повышение-понижение голоса, паузы, логическое ударе­ние. Какая основная мысль выражена в этом тексте? С помощью каких синтаксических средств?

Как ни старались люди, собравшись в одно неболь­шое место несколько сот тысяч, изуродовать ту землю, на которой они жались, как ни забивали камнями зем­лю, чтобы ничего не росло на ней, как ни счищали вся­кую пробивающуюся травку, как ни дымили камен­ным углем и нефтью, как ни обрезывали деревья и ни выгоняли всех животных и птиц, — весна была весною даже и в городе.

1. Проведите синтаксический разбор сложного предложения; в чём особенность его строения? Составьте схему этого предложе­ния.

2. Постарайтесь объяснить, почему одновременно использу­ются запятая и тире в этом фрагменте.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.