Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сложноподчинённые предложения с придаточ­ным уступительным содержат сообщение о факте, который противоположен тому, что можно бы­ло бы ожидать.






Придаточные уступительные отвечают на вопрос несмотря на что? вопреки чему? и присоеди­няются к главной части союзами хотя (хоть), несмо­тря на то что, пусть, пускай, даром что:

нес м отря н а что?

Хоть будешь ты ещё любить, но к чувствам прежним нет возврата. (М. Лермонтов)

Некоторые придаточные уступительные присоеди­няются к главной части союзными словами с усили­тельной частицей ни: Кто б ни был ты, печальный мой сосед, люблю тебя, как друга юных лет. (М. Лермонтов)

Сложноподчинённые предложения с придаточными уступительными близки по значению к сложносочи­нённым предложениям с противительными союзами. Вот почему в главной части сложноподчинённого пред­ложения могут употребляться противительные союзы но, а, однако, тем не менее, всё же. Они служат для усиления противопоставления: 1) Даром что парню девятнадцать лет, а в работе любого казака за пояс заткнёт. (М. Шолохов) 2) Хоть юность в нём кипит, но не жесток в нём дух державный. (А. Пушкин)


 

©> 214. Спишите, расставляя знаки препинания, вставляя про­пущенные буквы, раскрывая скобки.

Проанализируйте каждое предложение и составьте горизон­тальные схемы. Выполнив задание, сделайте вывод.

1)Куда (бы) путник (н..) сп..шил всегда усердную молитву он у ч..совни приносил. (М. Лермонтов) 2) Хотя было ещё рано но ворота ок..зались запертыми. (В. Коро­ленко) 3) Раскольников молчал и (н..) сопротивлялся (не) смотря на то что чу(?)ствовал в себе достаточно сил пр..подняться. (Ф.Достоевский) 4) Ему уже (не) было страшно хотя гром тр..щал (по) прежнему. (А.Чехов)

5) Пусть роза сорва(н, нн)а она ещё цветёт. (С.Надсон)

6) Пускай умру я должен ей помочь. (А. Блок) 7) Пусть себя он не прославил сделал он себя сильней. (А. Твардов­ский)

1. Объясните лексическое значение выделенных слов, про­верьте себя по толковому словарику.

2. Проведите морфемный и морфологический разбор на­речий.

©> 215. Запишите предложения в соответствии с нормами пунк­туации. Сравните предложения и установите, какие из них яв­ляются сложноподчинёнными с придаточным уступительным, а какие — простыми с обособленными членами. Составьте схемы предложений.

1) Несмотря на значительное уменьшение расходов доходы Григория Ивановича не прибавлялись. (А. Пуш­кин) 2) Несмотря на то что ветер свободно носился над морем тучи были неподвижны. (М. Горький) 3) Несмотря на то что у меня не было ни одной свободной минуты я вёл нечто вроде дневника. (В.Каверин) 4) Несмотря на ранний час все улицы были полны народа. (В. Катаев)

©> 216. Спишите, расставляя знаки препинания, вставляя про­пущенные буквы и раскрывая скобки. Найдите сложноподчи­нённые предложения и определите их вид.

Если бы птицам присваивали воинские чины то этому гусю следовало бы дать адмирала. Всё у него бы­ло адмиральское и выпр..вка и походка и тон каким он разговаривал с прочими деревенскими гусями.


 

Ходил он важно, обдумывая каждый шаг. Прежде чем переставить лапу он поднимал её к белоснежному кителю соб..рал перепонки подобно тому как склады­вают веер и под..ржав этак (не) которое время (не) то­ропливо опускал лапу в грязь. Так он ух..трялся прохо­дить по самой хлюпкой растелёженной дороге (н..) зам..рав (н..) единого пёрышка.

Этот гусь (н..) когда (н..) бежал да (же) если за ним пр(е, и)пустит собака. Он всегда высоко и (н..) подвиж­но держал дли(н, нн)ую шею будто нёс на голове ст..кан воды.

Собстве(н, нн)о головы у него казалось и (н..) было. (В) место неё прямо к шее был пр..креплён огромный цвета апельсиновой корки клюв с какой (то) (н..) то шишкой (н..) то рогом на переносье. Больше всего эта шишка походила на к..карду.

Когда гусь на отмели поднимался в полный рост и размахивал упругими полутор..метровыми крыльями на воде проб..гала серая рябь и шуршали пр..брежные к..мыши. Если же он при этом изд..вал свой крик в лу­гах у д..ярок тонко зв..нели подойники.

Одним словом Белый гусь был самой важной птицей на всей кулиге. В силу своего высокого положения в лу­гах он жил б..спечно и в..льготно. На него засматрива­лись лучшие гусыни деревни. Ему безраздельно принадлежали отмели которым (н..) было равных по обил..ю тины ряски ракушек и головастиков. Самые чистые прок..лё(н, нн)ые солнцем пе..чаные пляжи то (же) его.

(£. Носов)

1. Объясните лексическое значение выделенных слов, про­верьте себя по толковому словарику.

2. Проанализируйте, как образовано авторское слово расте- леженная (дорога). Что оно обозначает?

3. В последнем абзаце найдите наречия, причастие, выдели­те в них морфемы и проведите морфологический разбор.

©> 217. Приведите примеры написания не и ни с местоимения­ми и наречиями, а также примеры употребления дефиса в сло­вах этих частей речи.


 

©> 218. 1. Запишите высказывание. Как вы его понимаете?

Восстановите пунктуацию предложения; назовите его син­таксические признаки.

Писатель может пользоваться не каждым словом хо­тя бы оно и казалось очень удачным.

(К. Паустовский)

2. Замените в данном предложении придаточное на предла­гаемые ниже варианты. Установите, что меняется в предложе­нии при такой замене. Сделайте вывод.

1)... потому что он должен производить тщатель­ный отбор языковых средств.

2)... когда он работает над книгой.

3)... чтобы точно выразить свою мысль.

4)... которое приходит в голову в процессе написа­ния книги.

5)... если он стремится как можно точнее и вырази­тельнее передать свои мысли и чувства.

©> 219. Определите, какие виды сложноподчинённых предло­жений имеют в своём составе следующие сочетания указатель­ных слов и подчинительных союзов (союзных слов):

тот — кто, таков — каков,

то — что, к тому — что,

всякий — кто, к тому — чтобы.

Составьте и запишите предложения, соответствующие ука­занным признакам.

@> 220. Сочините небольшой текст на тему «Моё любимое за­нятие». Используйте в тексте сложноподчинённые предложе­ния с разными видами придаточных.

221. Спишите предложения, расставляя пропущенные зна­ки препинания.

Установите, какие виды придаточных присоединяет слово когда. Определите, в каких случаях оно является союзом, а в каких — наречием (союзным словом). Сделайте вывод.

1) Когда мы немного погодя вышли из дому на ули­це было темно и безлюдно. 2) Когда я вошёл к Орлову с платьем и сапогами он сидел на кровати свесив ноги на


 

медвежий мех. 3) Когда на какое-нибудь определённое действие человек затрачивает наименьшее количество движений то это грация. 4) Мне хотелось ещё раз испы­тать то невыразимое чувство когда гуляя в тропиче­ском лесу или глядя на закат солнца в Бенгальском за­ливе замираешь от восторга и в то же время грустишь по родине. 5) Работая по утрам сапожною щёткой или веником я с замиранием сердца ждал когда наконец ус­лышу её голос и шаги. 6) Я поднимаюсь и жду когда уйдёт гость а он стоит смотрит на окно теребит свою бо­родку и думает. 7) И не дождавшись когда они кончат злословить я собираюсь уходить домой. 8) Когда он отыскал свою дачу и узнал её уже заходило солнце.

(А. Чехов)

Ш> 222. Приведите свои примеры сложноподчинённых предло­жений, в которых слово когда присоединяет разные виды при­даточных (времени, изъяснительное, определительное, усло­вия).

Ш> 223. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания.

Установите, какие виды придаточных присоединяет слово что. Определите, в каких случаях оно является союзом, а в ка­ких местоимением (союзным словом). Сделайте вывод.

1) А Варвара так оторопела что не могла подняться с места. 2) А мысли были всё те же что в прошлую ночь однообразные ненужные неотвязчивые. 3) Я должен предупредить вас что в этом лесу охота воспрещается.

4) Вообще он был неразговорчив и любил скрипку быть может потому что во время игры можно было молчать.

5) Мне стало жутко от мысли что я останусь один раз­дражённый недовольный собой и людьми. 6) В доме что напротив затихла музыка.

(А. Чехов)

1. Объясните знаки препинания в предложениях с однород­ными и обособленными членами.

2. Составьте схемы предложений с однородными членами.


 

©> 224. С союзом чтобы составьте и запишите сложноподчи­нённые предложения с придаточными дели, образа действия, изъяснительными.

Используя сочетание что бы ни, составьте сложноподчинён­ное предложение с придаточным уступительным. Сравните предложения и сделайте вывод.

@> 225. На основе таблицы упр. 99 составьте другую, включив в неё графу «Примеры». Заполните эту графу соответствующими сложноподчинёнными предложениями, взяв их из художест­венных текстов.

©> 226. Пользуясь данным планом, подготовьте выступление на тему «Виды сложноподчинённых предложений в русском язы­ке». Подкрепляйте ответ примерами.

I. Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.

II. Сложноподчинённое предложение с придаточ­ным изъяснительным.

III. Сложноподчинённое предложение с придаточ­ным обстоятельственным:

1. Сложноподчинённое предложение с придаточным места.

2. Сложноподчинённое предложение с придаточным времени.

3. Сложноподчинённое предложение с придаточным сравнения.

4. Сложноподчинённое предложение с придаточны­ми образа действия и степени.

5. Сложноподчинённое предложение с придаточным цели.

6. Сложноподчинённое предложение с придаточным условия.

7. Сложноподчинённое предложение с придаточны­ми причины и следствия.

8. Сложноподчинённое предложение с придаточным уступительным.



 

 

©> 227. Используя материалы § 12—26, расскажите об особен­ностях употребления сложноподчинённых предложений в текс­тах разных стилей речи. Иллюстрируйте свой ответ примерами.

ЗСП-7. (Н..) вдали, а уже совсем рядом раздавались выстрелы. Это был (н..) высокий человек. (Н..) знакомец говорил (н..) громко, но отчёт­ливо.

Даже (н..) вдалеке (н..) чего (н..) видно.


РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ (продолжение)

В

Рецензия (от лат. recensio — рассмотрение, обследо­вание) — письменный разбор, отзыв, содержащий кри­тическую оценку научного, художественного и т. п. произведения, спектакля, концерта, кинофильма, книги.

(Из «Толкового словаря русского языка»)

В рецензии обычно даётся анализ произведения, вы­сказывается и обосновывается его оценка. Всё это тре­бует от автора рецензии хорошего знания предмета, то­го, о чём он пишет, — литературы, театра, кино. Рецен­зент не должен подробно пересказывать содержание прочитанного или увиденного, он должен показать ре­цензируемое произведение так, чтобы читатель понял его тему, идейную направленность, почувствовал ха­рактер героев, их настроение. В рецензии обычно отме­чаются художественные особенности произведения (со­чинения, спектакля, фильма), особенности его постро­ения, особенности авторского языка.

В рецензии используют публицистический или на­учный стиль речи. Выбор стиля зависит от цели рецен­зии. Если цель рецензирования состоит в том, чтобы привлечь внимание читателей (или зрителей) к произ­ведению, заинтересовать их, то обычно выбирают пуб­лицистический стиль. Если же перед рецензентом сто­ит иная задача — помочь читателю понять книгу или спектакль, помочь автору усовершенствовать сочине­ние, то рецензия пишется в научном стиле.

§ 27. Рецензия

По типу речи рецензия, как правило, бывает рассуж­дением: оценка произведения (тезис) обязательно долж­на быть аргументирована (доказана) или объяснена.


 

Рецензия похожа на отзыв и эссе, но отличается от них как по содержанию, так и по форме. Содержание рецензии составляет анализ произведения; содержа­ние отзыва — общая оценка произведения; содержа­ние эссе — впечатления и раздумья его автора, вы­званные восприятием произ­ведения. Более жёсткие тре­бования предъявляются и к форме рецензии: в отличие от отзыва и эссе, она пишет­ся по определённому плану, в ней обычно используется книжная, часто научная речь, сдержанная по тону, ли­шённая особой экспрессии.

В> 228. Прочитайте рецензию на кинофильм, помещённую в га­зете «Вечерняя Москва». Найдите ту часть, в которой автор ре­цензии раскрывает основную мысль фильма. С помощью каких языковых средств он заставляет читателя задуматься над про­блематикой кинофильма?

Найдите слова, в которых выражена оценка фильма. Убеж­дает ли вас рецензия в обоснованности этой оценки? В каком стиле написана рецензия?

ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ

Как может показаться на первый взгляд, в ситу­ации, которую взяли для кинорассказа авторы фильма «Остановился поезд», привлёк конфликт сам по себе: кто виноват, что поезд столкнулся с вдруг сорвавшими­ся с места платформами? Машинист пытался сделать всё возможное, чтобы предотвратить катастрофу, но при этом погиб.

Как вскоре выяснится, столкновение произошло по­тому, что под колёса платформ был подложен один тор­мозной башмак вместо полагающихся двух. Но так всегда поступали на этом перегоне с незапамятных вре­мён...

Запомните: рецензия НА книгу отзыв О книге

Кто виноват в смерти машиниста? Не только этот конкретный вопрос волнует создателей фильма. Они


 

ставят его шире: всегда ли каждый из нас поступает по совести, чувствует ответственность за своё дело? Что такое жить честно? Что есть гражданственность моей личной позиции? В этом главный нерв художественной ленты, созданной на «Мосфильме».

Два характера стоят в центре повествования: следо­ватель Ермаков — он ищет виновника катастрофы, и журналист Малинин, решивший написать о подвиге машиниста, чтобы хоть как-то помочь его семье смяг­чить горе.

А может быть, машинист и сам виноват? Знал же, что локомотив не вполне исправен. А может, жена ма­шиниста — она накануне ссорилась с мужем, тот в до­роге нервничал, вот и не заметил вовремя опасности. А может быть, виноват начальник депо? Сценарист А. Миндадзе и режиссёр В. Абдрашитов, думается, ста­вили перед собой задачу заставить каждого подумать о своём, о нашем с вами, читатель, отношении к жизни, к делу, к работе. О нашей гражданской позиции или от­сутствии её.

Разные точки зрения на подвиг машиниста высказы­вают герои фильма, разные обнаруживают позиции. Да и подвиг ли это? Совесть — вот судья каждого из персона­жей.

В фильме нет ничего бьющего по нервам, задеваю­щего сентиментальные струнки. Есть чёткость пози­ции, тактичность её выражения без навязывания своих взглядов зрителю. Это и помогает создать в кинозале атмосферу напряжённого внимания, соучастия зрите­лей в происходящем на экране.

Нравственность есть правда. Видимо, большинство из нас согласно с этим высказыванием. Но утверждать эту истину надо каждый день: на работе, в семье, на каждом шагу. Решать, как поступить, надо по совести, помня, что от твоих поступков зависят другие люди. Их труд, счастье, а нередко и жизнь.

(В. Линов)

§@

Ч 1. Выпишите 2-е предложение, дайте его полный синтакси- J ческий разбор.

2. Объясните случаи постановки двоеточия в предложениях этого текста.

©> 229. Вам, наверное, хорошо известны кинофильмы «Чуче­ло», «Вам и не снилось», «Доживём до понедельника». Напи­шите рецензию на фильм, который заставил вас задуматься.

Помните! Вы должны не пересказывать сюжет, а дать ана­лиз содержания, назвать проблему, поднятую в фильме, пока­зать, как она решается авторами, высказать своё мнение, свою позицию.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.