Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вводные тезисы






Генетика не знает гена подлости, как и гена благородства. Подлецом или благодетелем человек становится прижизненно путем спонтанного научения и формального образования. " Сравните сияющий ум ребенка со слабоумием среднего взрослого, и вы поймете, какова роль обучения и воспитания в жизни человека", предлагал Зигмунд Фрейд.

I. Против человека

Калечение. Воспитание и образование калечат наших детей: ухудшают их физическое и психическое здоровье. Недоразвитие способностей и взращивание комплекса неполноценности. Образование глушит способности и укореняет чувство неполноценности.

Развращение. Образование внедряет в душу потребительство; растлевает насилием и ханжеством. Самый прочный урок, который усваивают молодые люди в любой школе, – что их первейшая жизненная заповедь должна быть " ублажай начальника и не вызывай у его чувства затруднения". Многочисленные и тщательные исследования показывают, что агрессивное, жестокое, хулиганское поведение детей и подростков не связано напрямую ни с составом семьи, ни с социальным и материальным положением родителей, ни с их наличием, ни с количеством детей в семье, ни с образованием, возрастом и профессией родителей, ни с жилищными условиями, ни с наличием телевизоров и книг, газет и журналов, – а связано с мировосприятием, мировоззрением и отношением к людям.

Преступность, разрушающая мироустройство, не зависит от дипломов и аттестатов, от должностей и постов. Но от содержания и способов образования – зависит. У образования есть возможность и предупреждать и укоренять преступный образ мысли, как бы снабжая взрывное устройство детонатором. Достаточно небольшого (личного или общественного) потрясения – и неизбежно возникнет взрыв различной разрушительной силы.

Обман. Преступность невозможна без самооправданий. Искусству самооправданий отлично учит школьное " двоемыслие": поощряемое проговаривание вслух и как можно более " искреннее" не того, что думаешь, а что надобно. Известно, что есть труд развивающий, вдохновляющий, животворный, а есть и отупляющий, и даже развращающий. То же и с образованием. Можно долго, много, упорно и добросовестно учиться, становясь при этом все тупее, дичая на глазах и бесконечно удаляясь от истины. Есть способы разрушительного обучения, погружающего людей в состояние косной и тупой покорности, обкрадывающего их культурой, укореняющего инерционно-инстинктивное мышление и поведение. " Мы сталкиваемся ныне, констатировал Бертран Рассел, – с парадоксальной ситуацией, когда образование стало одним из главных препятствий к развитию интеллекта и свободной мысли".

Оставление без помощи. Образование порождает и укореняет страхи, беспокойно и горечь, множит унижения и оскорбления, заселяет душу холодом, не дает опоры и ослабляет жизненные силы. Оно оставляет растущего человека беззащитным перед сомнениями и одиночеством, перед соблазном и разочарованием. Растущий человек привыкает к притворству, жадности, зависти, преступлениям, вероломству, похоти, гордыни, мести, погибели в окружающем мире и до лучших времен (если они настают) уверен, что так и должно быть. " Странно, что никто не поддержит молодой тонкий ствол, который трясет землетрясение роста и колышет ветер сомнений... Когда-нибудь юность не будет беззащитной", пророчествовал Андрей Платонов. Бернард Шоу также возвышал голос против оглупляющего образования: " С помощью образования бедные остаются бедными, поскольку образование это делает их невежественными. Дитя заключается в тюрьму, называемую школой, на девять лет под тем предлогом, что его учат-де там читать, писать и говорить на собственном, родном языке (на самом деле для овладения грамотой больше года – от силы! – ни для кого не требуется). И через девять лет оказывается, что заключенный не умеет прилично ни читать, ни писать, ни говорить... Богатые люди содержатся последовательно в трех-четырех тюрьмах, общий срок заключения колеблется от 12 до 15 лет, а в число учебных предметов входят классические языки и высшая математика. Результат – умение читать и писать, навыки и выговор праздных богачей, а также нравственная и умственная слабость, делающая их жертвой первого политика-шарлатана, счастливо избежавшего образования, которое получили они".

II. Против человечности

Индоктринация. Образование слишком много и часто в мировой истории использовались и используются ныне в целях оболванивания, обмана, недоразвития сущностных человеческих сил, чтобы представлять себе теорию и практику передачи культуры и опыта человечества от поколения к поколению только как благо, как добро, а всемирный историко-педагогический процесс – как только поступательное движение (" вперед и выше, все вперед и выше"), как прогресс, как совершенствование. " Манкуртизация" многомиллионных человеческих масс во всех великих империях и деспотиях на всем протяжении истории, и в XX в. особенно; превентивная " стерилизация" самостоятельного мышления с помощью школьной зубрежки; всевозможная идеологическая индоктринация – религиозная, этническая, культурная, политическая, корпоративная, философская; ложь в формах утаивания истины и ее искажения как главное содержание школьной работы всех времен и народов за сравнительно редкими исключениями, которыми еще живо человечество; сугубо прагматическое ученичество, дрессура, натаскивание, восполняющие собой почти всю " массу" воспитательно-образовательной социальной акции, – все это не позволяет нам всерьез противопоставлять цивилизованность дикости.

Опасно упустить из рассмотрения колоссальный диапазон качественной вариабельности воспитательно-образовательной деятельности человечества, контрасты между образованием и воспитанием – привилегированным и массовым, общим и специальным, техническим и гуманитарным, свободных и зависимых социальных страт. Отвлечение от вопросов " кого учить? " и " кому учить? " равносильно отвлечению от сути дела. Проблемы " чему учить", " как учить", " каков идеал человеческого совершенства" далеко не исчерпывают собой качественного своеобразия весьма разновеликих по своей роли в истории и в современном мире типов образования.

Массовое образование окончательно приобрело характер почти поголовной, подчас в национальном масштабе осуществляемой " игры". Правила игры внешне просты и безобидны: учащимся надобно переварить слова, произносимые ведущим (" преподавателем"), повторить его действия и предъявить ему продукт переваривания на экзамене или при опросе. Выигравший получает фантик (отметку, зачет, аттестат, диплом и тому подобное). Человек с набором фантиков считается " образованным". Проигравший, не- или недообразованный, как правило, получает кучу неприятностей – от порки до дурно оплачиваемой работы.

Игра серьезная, многолетняя, добровольно-принудительная. От ее последствий во многом зависит судьба отдельного человека и целых народов. Игра дорогостоящая, хотя ведущим всегда платили и платят скупо. И не слишком уважают их ремесло. Но все же игра дорогостоящая, поскольку массовая и требует зданий, сооружений, земли, оборудования, света-тепла и целой армии организаторов и надсмотрщиков (чиновников, управленцев).С помощью образования совершается государственно организованное и очень дорого (во всех смыслах) стоящее человечеству преступление.

III. Против человечества

Вклад образования в войну как бизнес. Образование вносит колоссальный вклад в подготовку и осуществление войн. Взаимные ревизии учебников истории для массовых школ в большинстве так называемых цивилизованных стран мира, проводимые примерно раз в двадцать лет независимыми экспертами-интеллектуалами, обнаруживают, что натравливать друг на друга начинают в школе, внедряя в беззащитное сознание молодежи ненависть к " чужим". И эти приемы стравливания людей практически не изменяются с ходом времени до сего дня. Классическое исследование Г. Олпорта о психологических корнях этноцентризма и расовых предрассудков показало, что влияние школы (особенно на детей в возрасте от 12 до 16 лет) не менее сильно, чем родителей. М. Мерло-Понти тоже неоспорим, утверждая, что расовые и этнические предрассудки зарождаются и укрепляются в ребенке, у которого еще нет рефлектирующего мышления, а есть только непосредственные чувственные связи с миром. Подготовка " пушечного мяса" в школах выгодна всемогущим торговцам смертью, производителям и распространителям вооружений. Богатства, хитростью и силой отнимаемые у масс, используются на создание и распространение оружия массового уничтожения. Грандиозные состояния наживаются так: разжигается вражда между племенами и продается всем воюющим сторонам вооружение, солдат готовят в лагерях, замаскированных под спортивные, в самых разных регионах мира, и в нашей стране тоже. Эти состояния, сделанные из крови и плоти почти совсем детей и обманутых, одурманенных и обезумевших в своем невежестве и злобе взрослых, частично используются и для нищенских подачек – чтобы только выжила и сохранилась – школе, которая, как ей кажется, просвещает, а на деле готовит на погибель тех, по числу коих будут вскоре проданы и закуплены автоматы и минометы.

Матери производят на свет будущее " пушечное мясо", учителя готовят его к употреблению. Зачем? Чтобы обогатились сверхвысокопоставленные преступники, профессиональные людоеды, несущие страшные мучения сотням тысяч и миллионам людей. Почему люди допускают это? Только потому, что вместо образования спасительного, развивающего способности, людям подсовывают образование, укореняющее слабоумие и безумие.На наших глазах подтверждается пророчество Герберта Уэллса: " История человечества все более и более становится гонкой между хорошим образованием и катастрофой".

IV. Зачем всё это, или Кто же образован?

Образованы по счастливой случайности избежавшие участия в этой игре. То есть те, кто учились не столько в массовой школе, сколько у великих книг и у жизни; те, кто попали в немногие привилегированные школы и/или к истинно прекрасным учителям; те, кто самообразованием преодолел тлетворное воздействие этой гибельной игры. Кому выгодны столь жестокие игры? Прежде всего, правящим и господствующим в данном обществе группам. Ведь правяще-господствующие группы или кроят образование по своей собственной, жалкой мерке, или сознательно урезают его: а вдруг масса людей станет умнее, чем правительство, как ими управлять тогда? Поэтому образование превращается в инструмент искусственного недоразвития человеческих способностей. Сколько людей, выйдя за школьный порог, никогда более не читают Пушкина или Толстого из-за прочно привитого им отвращения к классике! Многим школа навсегда перекрыла путь и к математике! Какие моральные и физические уродства приобретают дети в интернатах, детских домах, колониях, спецшколах; какие возможности и таланты хоронит воспитание в семьях! " Затемняющее" образование всегда состояло и ныне состоит в принуждении студентов к усвоению ими чуждой и отдаленной от них информации – в виде готовых ответов на вопросы, навязываемые учебником и учителем. " Педант-преподаватель, вся деятельность которого сводится к внушению готовых ответов, готовых схем решения задач, – тем самым не только не развивает у своих учеников ума, но и способствует тому, чтобы этот ум заснул, атрофировался и там, где он уже независимо от него существует, – писал Э.В. Ильенков. – Тем самым педант воспитывает не мыслящих людей, а занимается расширенным воспроизводством нового поколения педантов, то есть людей, знающих все, что им внушили, но неспособных самостоятельно научиться чему-либо новому". Что этим достигается? Подготовка новых поколений к отправлению по преимуществу исполнительских функций. А культуры, творчества, истинного мировоззрения и критического мышления в помине нет. С одураченным таким образом народом легче справиться правящим и господствующим группам. Общество, враждебное таланту, создает образование, губящее таланты.

Литература

Дольто Ф. На стороне ребенка / Пер. с фран. Екатеринбург, 2004.

Корнеева Е.Н. Детские капризы. Екатеринбург, 2006.

Лендлофф Ж. Как вырастить ребенка счастливым / Пер. с фран. М., 2005.

Млодик И. Книга для неидеальных родителей. М., 2009.

Свободное воспитание в России: К.Н. Венцель и С.Н. Дурылин: Антология педагогической мысли / Ред.-сост. Г.Б. Корнетов. М., 2008.

 


Тема V






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.