Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные виды протекционизма






Виды поставки услуг

• Трансграничная поставка

Услуга поставляется с территории одной страны на территорию любой другой страны. В момент потребления услуги производитель и потребитель услуги находятся по разные стороны границы.

• Потребление услуги за рубежом

Поставка услуги на территории одной страны потребителю услуг любой другой страны. Перемещение потребителя (физическое или его собственности) в страну, где поставляется услуга.

• Коммерческое присутствие

Поставка услуги одной страны путем учреждения юридического лица, создания филиала или представительства на территории нахождения потребителя услуги.

• Перемещение физических лиц

Поставка услуг одной страны путем присутствия физических лиц на территории страны потребителя услуги.

ГАТС не распространяется на такие виды услуг, как:

• - поставляемые при исполнении функций государственной власти;

• - авиатранспортные услуги в части мер, касающихся прав авиаперевозки и непосредственно относящихся к реализации этих прав;

• - услуги морского транспорта в части услуг международного судоходства, вспомогательных услуг, услуг доступа и использования портовых средств обслуживания;

• - финансовые услуги в части мер предосторожности, (благоразумия), направленных на защиту прав инвесторов, вкладчиков, держателей полисов, доверенных лиц или обеспечение целостности и стабильности финансовой системы;

- услуги, которые поставляются с территории или на территорию страны, к которой не применяется ГАТС, или на поставщиков услуг, происходящих не с территории государств, в отношении которых применяется ГАТС

 

ТРИМС

Соглашение по мероприятиям в области инвестиционной политики, имеющей отношение к торговле (Agreement on Trade-Related Investment Measures) - один из принципиально новых многосторонних документов, подписанных в итоге Уругвайского раунда переговоров в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Соглашение призвано дисциплинировать поведение правительств по отношению к иностранным инвестициям в производственной сфере (вопросы регулирования иностранных инвестиций в сфере услуг регулирует Генеральное соглашение по торговле услугами - ГАТС), чтобы избежать неблагоприятного воздействия их мероприятий на международную торговлю.

Фактически Соглашение отражает прежде всего интересы транснациональных корпораций (ТНК), которые стремятся к расширению инвестиций за границей, приносящих высокие прибыли и укрепляющих позиции на мировом рынке.

Соглашение по ТРИМС состоит из преамбулы, девяти статей и иллюстративного перечня мер, запрещенных Соглашением. В качестве основополагающих принципов Соглашение устанавливает национальный режим и устраняет количественные ограничения для облегчения инвестиций за границей. Под мероприятиями в Соглашении подразумеваются действия исполнительной власти, осуществляемые в соответствии с публикуемыми законами или административными распоряжениями и имеющие обязательный характер. В Приложении к Соглашению приводится перечень мероприятий, которые несовместимы с требованиями последнего. Оно касается ограниченного круга мер, несовместимых со статьей III ГАТТ (Национальный режим) и статьей XI ГАТТ-1994 (Запрещение использования количественных ограничений). Соглашение признает, что инвестиционные меры и связанные с ними некоторые положения законов могут нарушать названные статьи ГАТТ и оказывать неблагоприятное воздействие на торговлю. Стороны ТРИМС обязались не применять такие меры, а уже применяемые - устранить, поставив об этом в известность Секретариат ВТО. В число запрещенных мер входят:

-требование, чтобы предприятие использовало (в порядке, предписанном законом) в производстве товара определенную долю продуктов национального производства (внутренние количественные ограничения);

-требование, чтобы использование импортируемых товаров было по количеству или стоимости увязано с закупками местных товаров (требование, связанное с регулированием платежного баланса);

-ограничение импорта товаров, используемых предприятием в местном производстве, количеством экспортируемых местных товаров (требование равновесия валютных расходов);

-ограничение импорта путем ограничения доступа предприятия к иностранной валюте (валютные ограничения);

-требование продажи предприятием товаров на экспорт в виде доли от объема местного производства (экспортный потенциал).

ТРИМС содержит ориентирующий индикативный (т.е. не исчерпывающий) перечень мер, несовместимых с названными двумя принципами.

Что касается национального режима (ст. III п. 4 ГАТТ), это меры, обязывающие предприятие с иностранным капиталом покупать (использовать) продукцию национального производства и соблюдать определенную пропорцию по объему стоимости между импортированной и экспортируемой продукцией.

В части соблюдения принципа запрета количественных ограничений (ст. XI п. 1 ГАТТ) это меры, ограничивающие для предприятия импорт, в зависимости от соответствующего отечественного производства, посредством установления определенного соотношения:

- между импортом и экспортом по стоимости по объему;

- между количеством валюты, разрешаемой для расходования и поступающей от деятельности предприятия; и наконец,

- меры, ограничивающие экспорт предприятия по объему, стоимости, по определенной продукции, в определенной доле от продукции отечественного производства.

При этом допускаются на временной основе общие исключения и освобождения от обязательств, предусматриваемые в ГАТТ. В первую очередь это относится к развивающимся странам, в частности, в связи с их затруднениями, касающимися платежного баланса.

Правительство страны - члена ВТО должно уведомить Совет по торговле товарами обо всех мероприятиях, не соответствующих положениям Соглашения, в течение 90 дней с даты вступления его в силу. Соглашение предусматривает дифференцированный переходный период для отдельных групп стран - членов ВТО, в течение которого они должны привести национальное законодательство, регулирующее иностранные инвестиции, в соответствие с требованиями этого документа: для промышленно развитых стран - 2 года, для развивающихся - 5 лет и для наименее развитых - 7 лет (последние два срока могут быть продлены). В переходный период не должна увеличиваться несовместимость национального регулирования с требованиями Соглашения.

Соглашение по ТРИМС можно рассматривать как первый шаг в деятельности ВТО в области взаимосвязи капиталовложений и внешней торговли, которую предполагается развернуть в ближайшие годы. В рамках ВТО действует Комитет по ТРИМС в составе Совета по торговле товарами, который рассматривает все вопросы деятельности Соглашения

По существу запреты, налагаемые ТРИМС на использование ограничений, нарушающих свободу торговли, принятую в ВТО, означают кардинальное сужение возможностей стран-импортеров в применении практики использования инвестиций для целей достижения определенных приоритетных для страны экономических результатов (" performance requirements"). Такая практика параллельно осуждается, хотя и в факультативных по правовой силе, разработанных в МИГА Руководящих принципах МБРР по режиму иностранных инвестиций.

В ТРИМС предусмотрены были переходный период для ликвидации государствами всех зафиксированных на дату его вступления в силу инвестиционных мер, не соответствующих Соглашению, а также правило о безусловном запрете в дальнейшем всех таких мер. Предусматривается также обязательство соблюдения государствами добросовестности в выполнении ТРИМС и в этой связи, как, впрочем, и вообще в системе ВТО, обусловлено требование прозрачности в отношении всех национальных мер, взаимосвязанных с выполнением обязательств по Соглашению.

Для контроля и содействия выполнению ТРИМС создан в рамках ВТО Комитет по инвестициям, связанным с торговлей.

 

4. ТРИПС - логика соглашения, что и как регулируется, как фактически реализуется

Международное соглашение, входящее в пакет документов о создании Всемирной торговой организации. Соглашение устанавливает минимальные стандарты для признания и защиты основных объектов интеллектуальной собственности. Это соглашение было принято в ходе Уругвайского раунда Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) в 1994 году.

Соглашение ТРИПС открывает возможность для использования высокоэффективных механизмов разрешения спорных вопросов, имеющихся в ВТО, применительно к интеллектуальной собственности. Эти механизмы предусматривают возможность применения определенных мер воздействия. Если, например, в одной стране совершено нарушение прав автора из другой страны, то последняя, проведя спорный вопрос через процедуры ВТО по разрешению конфликтов, может повысить пошлину на ввоз определенного товара из страны-нарушителя на свою территорию.

Основная цель - охрана и обеспечение соблюдения прав интеллектуальной собственности должны содействовать техническому прогрессу и передаче и распространению технологии к взаимной выгоде производителей и пользователей технических знаний, способствуя социально-экономическому благосостоянию и достижению баланса прав и обязательств.

Одно из огромных преимуществ этого соглашения состоит в том, что оно предусматривает значительно более четкий механизм урегулирования споров, который позволяет нам более эффективно контролировать, как наши партнеры соблюдают меры, обеспечивающие открытый доступ на свои рынки, участниками которых все мы являемся.

Целый раздел соглашения ТРИПС посвящен мерам по соблюдению прав интеллектуальной собственности. Без соответствующего эффективного механизма исполнения записанные в национальном законодательстве права и обязанности существуют лишь на бумаге и правообладатели не могут их реализовать. По мере осознания преимуществ адекватной и эффективной защиты прав интеллектуальной собственности, многие страны начали укрепление своих законодательств в этой области. И благодаря этому, стало возможным проведение таких масштабных мероприятий как выборочные рейды по задержанию пиратской продукции, а также арест и уничтожение контрафактных и пиратских товаров.

В соглашении содержатся специальные положения относительно предварительных мер и мер, принимаемых на границе. Зато при этом соглашение не предусматривает полной унификации национального судопроизводства и принудительных мер, а закрепляет минимальные нормы, которые обязаны соблюдать государства-члены ВТО, сохраняя за собой право принятия более строгих мер.

В соответствии со статьей 41 соглашения ТРИПС, страны-участницы должны включить в свое законодательство процедуры, обеспечивающие эффективные действия против любых нарушений прав интеллектуальной собственности, подпадающих под действие соглашения. В части II, подразделах 1-7, соглашение ТРИПС регламентирует: 1) авторские и смежные права; 2) производственные марки или товарные знаки; 3) географические наименования; 4) промышленные рисунки и модели; 5) патенты; 6) топографические схемы интегральных систем; 7) неразглашенные сведения. Многие юрисдикции уже защищают эти права, но не как интеллектуальную собственность.

5. Протекционизм, свободная и справедливая торговля

Протекционизм — политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений: импортных и экспортных пошлин, субсидий и других мер. Такая политика способствует развитию национального производства.

Экономисты, исследовавшие протекционизм: Адам Смит, Фридрих Лист, Фрэнсис Бэкон, Антонио Серра, Александр Гамильтон, Шарль Дюпен, Адам Мюллер, Егор Францевич Канкрин, Иван Алексеевич Вышнеградский, Сергей Юльевич Витте.

 

Основные виды протекционизма

· Селективный протекционизм — защита от конкретного товара, или против конкретного государства;

· Отраслевой протекционизм — защита конкретной отрасли;

· Коллективный протекционизм — взаимная защита нескольких объединившихся в союз стран;

· Скрытый протекционизм — протекционизм при помощи нетаможенных методов;

· Местный протекционизм — протекционизм продукции и услуг местных компаний;

· Зелёный протекционизм — протекционизм при помощи норм экологического права;

Аргументы за протекционизм Аргументы за свободную торговлю
Способствует развитию промышленности и росту благосостояния нации Производство и экспорт тех товаров, для производства которых страна обладает абсолютными преимуществами и которых используется избыточных фактор производства
Обеспечивает устойчивую экономику, не зависящую от внешнего рынка Большее количество различных товаров и услуг на рынке
Развитие среднего класса Международное разделение труда
Защита молодых отраслей хозяйства, неразвитых в стране Приток иностранного капитала на рынок
Защита от глобализационных процессов, традиций и религии Появление ТНК  
Наибольший эффект политика протекционизма дает при проведении ее во времена экономических кризисов, депрессий, в период послевоенного востановления Теория международной торговли, в частности, теория сравнительных преимуществ, утверждает, что в результате развития внешнеторговых отношений все участвующие в них страны получают выигрыш в виде прироста общего благосостояния.
Обеспечение обороноспособности страны Снижение монополизации рынка
Борьба с контрабандой  

Протекционизм рассматривается как политика, стимулирующая экономический рост в целом, а также промышленный рост и рост благосостояния страны, проводящей такую политику. Теория протекционизма утверждает, что наибольший эффект достигается:

1) при единообразии применения импортных и экспортных пошлин, субсидий и налогов по отношению ко всем субъектам, без каких-либо исключений;

2) при повышении размеров пошлин и субсидий по мере увеличения глубины переработки и при полной отмене пошлин на импортируемое сырьё;

3) при сплошном обложении импортными пошлинами всех товаров и изделий, либо уже производимых в стране, либо тех, производство которых в принципе имеет смысл развивать (как правило, в размере не менее 25-30 %, но и не на уровне, который является запретительным для любого конкурирующего импорта);

4) при отказе от таможенного обложения импорта товаров, производство которых невозможно или нецелесообразно (например, бананов на севере Европы).

Критики протекционизма обычно указывают на то, что таможенные пошлины повышают стоимость импортных товаров внутри страны, от чего могут пострадать потребители. Кроме того, важным аргументом против протекционизма является угроза монополизации: защита от внешней конкуренции может помочь монополистам установить полный контроль над внутренним рынком. Примером может служить быстрая монополизация промышленности в США, Германии и России в конце XIX — начале XX вв., произошедшая в условиях проведения ими протекционистской политики.

Справедливая торговля — организованное общественное движение, отстаивающее справедливые стандарты международного трудового, экологического и социального регулирования, а также общественную политику в отношении маркированных и немаркированных товаров, от ремесленных изделий до сельскохозяйственных продуктов. В частности, это движение обращает особое внимание на экспорт товаров из развивающихся в развитые страны.

Частая тема при обсуждении справедливой торговли — критика существующей организации международной торговли как «несправедливой». Защитники принципов справедливой торговли утверждают, что колебания цен на товары не гарантируют прожиточного минимума многим производителям в развивающихся странах, вынуждая их брать займы с крайне невыгодными условиями. Сторонники справедливой торговли также считают, что рыночные цены не отражают истинной стоимости производства, которая должна включать и экологические, и социальные компоненты стоимости.

Справедливая торговля призвана обратиться к решению этих проблем посредством установления альтернативной системы торговли «этичными» товарами, способствующей экономическому развитию и предлагающей лучшие торговые условия для производителей и рабочих в развивающихся странах.

Справедливую торговлю часто позиционируют как альтернативу или замену свободной торговли.

 

Сравнительный анализ антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных мер (в чем похожи, в чем разница, и для каких целей каждое применяется) Антидемпинговые, компенсационные и специальные защитные меры - это меры защиты внутреннего рынка, основной целью которых является противодействие несправедливой конкуренции со стороны импортируемых товаров (антидемпинговые и компенсационные меры) или резко возросшему импорту (специальные защитные меры), но только при соблюдении установленных законодательством требований.

Механизм установления мер во всех трех случаях построен по единому принципу:

1. Подача заявления от имени национальных производителей товара.
2. Проведение соответствующего расследования. На всех этапах расследования (в зависимости от расследования и с различной степенью детализации) необходимо иметь: Ø доказательство наличия демпинга/специфической субсидии/резко возросшего импорта; Ø доказательство материального ущерба (или его угрозы), замедления создания отрасли национальной экономики/серьезного ущерба (или его угрозы); Ø доказательство причинно-следственной связи между демпингом/специфической субсидией/возросшим импортом и материальным ущербом (или его угрозой), замедлением создания отрасли/серьезным ущербом (или его угрозой).
3. Установление мер (в случае наличия вышеперечисленных доказательств).

Специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры применяются в виде соответствующих пошлин, применяемых сверх ставок таможенных пошлин (в рамках всех трех видов мер), или количественных ограничений (в рамках специальных защитных мер) или обязательств (в рамках антидемпинговых или компенсационных мер).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.