Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выбора нет, мы должны бороться, пока есть силы – подумал Врангель, медленно оглядывая исчезающий в дымке Крымский берег – Но, кажется, их больше нет.






Последние полгода, когда он руководил белым движением, пронеслись вихрем, словно один день. В одну большую картину слились восстановление армии, новые надежды, вероломство и коварство «союзников». И поражение – вероятно, теперь уже окончательное.

Крейсер «Генерал Корнилов» быстро набирал ход. Оставаться на палубе было холодно. Врангель взглянул на развивающийся на ветру Андреевский флаг, и шагнул в коридор, ведущий в каюту. Темно будущее и лучше не заглядывать в него. Что будет дальше неизвестно. Пока же, чтобы спасти те 145 тысяч 693 беженца, ему пришлось написать в своём официальном письме французскому представителю:

Я считаю, что эти суда должны служить залогом оплаты тех расходов, каковые уже произведены Францией, или могут ей предстоять, по оказанию первой помощи вызванной обстоятельствами настоящего времени».

Он, генерал Врангель – заложил русские боевые корабли! Это невероятно и неслыханно, но другого выхода ход событий ему не оставил. Только получив его заверение, «союзники» дали добро на эвакуацию людей и объявили о своей готовности их принять.

Спустилась ночь. В тёмном небе ярко блистали звёзды, искрилось море. Тускнели и умирали одиночные огни родного берега. Вот потух последний…

Русский Черноморский флот шёл в свой последний поход. В последний поход шла и Русская, бывшая Добровольческая, армия. На Родину ей уже не было суждено вернуться. Судьбы казаков и добровольцев, офицеров и юнкеров, кадетов и беженцев сложатся по– разному. Кто, поддавшись уговорам, вернётся в красную Россию, кто-то попадёт на Родину в рядах гитлеровского Вермахта, но большинство их так и умрёт на чужбине, заполнив православными крестами кладбища Парижа и Ниццы, Мельбурна и Нью-Йорка.

Вместе с белогвардейцами, вместе с погибшим белым делом уходили из России и русские боевые и торговые корабли. Уходили, чтобы туда никогда не вернуться. Те русские суда, что сумели спастись от уничтожения большевиками в Новороссийске в июне восемнадцатого, англичанами в апреле девятнадцатого, кто сумел избежать потопления во время эвакуации Одессы и Севастополя, а теперь был сдан в залог (!) было много. Никого из них «союзники» из своих цепких объятий уже не выпустят…

Флот барона Врангеля пришёл в Константинополь. Около двух недель суда стояли на рейде, а солдат и беженцев фактически не кормили. Потом заботливые «союзники» разместили русских в Галлиполи, рядом с проливами. В чистом поле, под проливным дождём и снегом. Никаких денег для содержания армии и помощи беженцам Врангель не получил. Даже палатки были выданы чинам его армии не сразу! Последние русские солдаты становились пленниками «союзного» гостеприимства. Впереди у Врангеля была отчаянная подковерная борьба с французами и англичанами за сохранение армии, как боевой силы. Ещё будут их провокации, призывы к солдатам и офицерам не слушать своих руководителей, постоянные попытки изъятия оружия и перманентное сокращение пайков. Пройдёт некоторое время и 15-го октября 1921 года на строптивого генерала Врангеля, упрямо не желавшего распускать Русскую армию, будет совершено покушение. Яхту «Лукулл», на которой расположился его штаб, среди бела дня, при отличной видимости протаранил пароход «Адрия». Корпус корабля идущего из Батуми под итальянским флагом врезался в борт яхты Врангеля, точно в месте расположения его кабинета. Сделав своё дело «Адрия», не только не принял мер для спасения людей, но и попытался скрыться. «Лукулл» почти моментально пошёл на дно, погибло несколько человек. По счастливой случайности Врангеля на борту не было. Организатор покушения так и остался невыясненным, а «союзные» органы расследования постарались по – быстрому замять дело.

Опасаясь оставлять русские корабли около Константинополя, французы увели их подальше – в Африку. Тунисский порт Бизерта, забытый богом и французскими властями, обрёл много новых православных подданных: помимо самих моряков, здесь жили члены их семей, в русских школах учились дети. Действовал даже русский Морской кадетский корпус, эвакуированный из Севастополя – готовились кадры для будущего русского флота. Увы, этим планам не суждено было сбыться. Вместо роста мощи и славы русского флота кадеты наблюдали, как переданные в залог Франции корабли исчезали один за другим. «Союзники» частью переводили их под свои флаги, частью просто разбирали на металлолом.

Печальна была и судьба и последнего черноморского дредноута «Генерал Алексеев» (он же «Воля», он же «Император Александр III»). 29-го декабря 1920 года он был интернирован французскими властями. Потом Франция признала Советский союз, но корабли не отдавала, под разными предлогами откладывая передачу судов. Последовали четыре года препирательств с «союзниками». Наконец, 29-го октября 1924 года дредноут был признан правительством Франции собственностью СССР, но из-за «сложной международной обстановки» возвращён Советской России не был. В 1936-м году линкор «Генерал Алексеев» был продан советской компанией «Рудметаллторг» на слом, в французском городе Бресте, с условием, что его орудия и кое-какие приборы останутся собственностью Франции (!) и будут доставлены в арсенал Сиди Абдаллах. Разборка и разрушение дредноута начались не сразу и были завершены лишь в 1937 году. В 1940 году в разгар советско-финской войны «нейтральное» французское правительство согласилось уступить Финляндии 305-мм орудия дредноута, для которых у финнов были снаряды, оставшиеся ещё с момента после ухода русского Балтийского флота в 1918 году. Цель подарка – стрельба по советским солдатам, во время советско-финской войны, взламывающим линию Манннергейма. И только быстрое окончание боевых действий не позволило орудиям русского дредноута вновь начать стрелять по русским солдатам.

На этом закончилась трагедия старой России, организованная английской и французской разведками, трагедия её народа армии и флота. Правда, Советская Россия, несмотря на все усилия, осталась морской державой. Страшно ослабленный флот всё же был сохранён, но в таком качестве и в таком количестве он совершенно не мог решать задачи по охране побережья страны. Разрушив все до основания, большевики становились перед необходимостью все восстанавливать. Наращивание морских мускулов станет одним из главных направлений сталинских пятилеток. Кроме строительства новых судов, в 30-е годы было сделано несколько попыток поднятия затопленных по приказу Ленина русских кораблей, усеявших своими остовами бухту Новороссийска. А со страниц советских газет и журналов стали раздаваться робкие и удивлённые голоса первых исследователей Гражданской войны. И зачем было товарищу Раскольникову топить Черноморскую эскадру на таком глубоком месте и так основательно?! Ведь, если бы корабли пошли на дно недалеко от берега, то их можно было бы поднять и отремонтировать. А так единственным кораблём, который удалось вернуть к жизни, стал эсминец «Калиакрия». 28-го августа 1929 года под названием “Дзержинский” он вошёл в состав Красного флота…

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.