Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Надзор прокурора на заключительном этапе расследования. Соотношение прокурорского надзора и судебного контроля.






Заключительный этап является итогом расследования по делу: оценка следователем собранных доказательств, решение о проведении следственных действий, направленных на детализацию или конкретизацию имеющихся доказательств, вывод о достаточности и полноте собранных материалов, принятие решения об окончании следствия по делу с ознакомлением участников с материалами дела и составлением итогового документа (обвинительного заключения).

Окончание предварительного следствия является важным этапом процессуальной деятельности, имеющим самостоятельное значение. На этом этапе уг. дело может перейти из досудебных стадий уг. процесса в судебные, но может получить и окончательное разрешение в форме прекращения.

Основанием окончания предварительного следствия является достаточность собранных доказательств для принятия итогового процессуального решения.

Проверяя материалы уг. дела, поступившего с обвинительным заключением, прокурор обязан разрешить вопросы:

1) имело ли место деяние, вменяемое обвиняемому, и имеется ли в этом деянии состав преступления;

2) нет ли в деле обстоятельств, влекущих прекращение дела;

3) произведено ли дознание или предварительное следствие всесторонне, полно и объективно;

4) обосновано ли предъявленное обвинение имеющимися в деле доказательствами;

5) предъявлено ли обвинение по всем, установленным дознанием или предварительным следствием, преступным деяниям обвиняемого;

6) привлечены ли в качестве обвиняемых все лица, которые изобличены в совершении преступлений;

7) правильно ли квалифицировано преступление;

8) правильно ли избрана мера пресечения;

9) приняты ли меры обеспечения гражданского иска и возможной конфискацией имущества;

10) выявлены ли причины и условия, способствовавшие совершению преступления, и приняты ли меры к их устранению;

11) составлено ли обвинительное заключение в соответствии с требованиями УПК;

12) соблюдены ли органами дознания или предварительного следствия все иные требования УПК.

Прокурор разрешает, таким образом, не только вопросы о том, соблюдены ли следователем требования УПК, но и имеются ли основания для осуществления уг. преследования на следующих стадиях уг. процесса. Изучая дело, он делает ряд выводов: о полноте, всесторонности и объективности расследования, что находит свое выражение в доказанности обвинения и его правильной юридической квалификации; о соблюдении следователем всех норм процессуального закона и отсутствии процессуальных нарушений, препятствующих направлению дела в суд; о соответствии текста обвинительного заключения материалам дела.

Поскольку к моменту окончания предварительного следствия должно быть закончено производство следственных действий, результаты которых должны обеспечить всесторонность и полноту исследования обстоятельств, входящих в предмет доказывания, прокурорам надо обращать внимание на соблюдение следователем условий, относящихся к использованию системы следственных действий.

Заслуживает внимания вопрос обеспечения всесторонности и полноты расследования, разрешения ходатайств обвиняемого, заявленных им при ознакомлении с материалами дела.

Прокурору необходимо тщательно проанализировать доводы, приводимые обвиняемым и защитником в опровержение обвинения, и, с объективных позиций изучая материалы уг. дела, проверить, что противопоставляется этим доводам. По этой причине желательно, чтобы уг. дело, поступившее с обвинительным заключением, изучалось не только прокурорскими работниками, осуществляющими надзор за следствием и дознанием, но и прокурорами, которым будет поручено поддержание по делу гос. обвинения. Особое внимание при изучении уг. дела должно быть обращено на допустимость доказательств, поскольку в дальнейшем эти доказательства должны использоваться государственным обвинителем в судебном заседании. При выявлении доказательств, полученных с нарушением закона, прокурор либо возвращает дело на дополнительное расследование, либо предлагает следователю пересоставить обвинительное заключение без упоминания в нем недопустимых доказательств.

Не менее важным является изучение формулировки обвинения, проверка соответствия его закону и реально собранным доказательствам по делу. Следует обязательно реагировать на неразграничение в постановлениях о привлечении лиц в качестве обвиняемых по делам о групповых преступлениях действий каждого соучастника.

В самом тексте обвинительного заключения доказательства должны излагаться последовательно, а обстоятельства дела описываться в соответствии с собранными доказательствами. В описательной части существо преступления должно описываться, включая в себя только уголовно-наказуемые деяния. Резолютивная часть обвинительного заключения должна соответствовать постановлению о привлечении в качестве обвиняемого. По многоэпизодным делам существо преступлений должно быть изложено в системе с тем, чтобы с учетом этой системы можно было планировать представление доказательств в судебном следствии и строить схему поддержания гос. обвинения.

Прокурор или его заместитель обязаны рассмотреть поступившее дело в срок не более 5 суток.

5 возможных вариантов решения прокурора по делу, поступившему с обвинительным заключением. Признав, что имеются основания для направления дела в суд, прокурор утверждает своей резолюцией обвинительное заключение. Для такого решения должны быть установлены следующие обстоятельства:

а) достаточность доказательств для рассмотрения дела в суде;

б) возможность поддержания с имеющимися доказательствами гос. обвинения;

в) допустимость собранных по делу доказательств;

г) соответствие предъявленного обвинения собранным доказательствам;

д) отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу;

е) отсутствие процессуальных нарушений, исключающих возможность рассмотрения дела в суде;

ж) соответствие обвинительного заключения требованиям закона.

Если собранные по делу доказательства дают основание для обвинения лица в менее тяжком преступлении, прокурор своим постановлением вправе изменить обвинение.

Прокурор вправе возвратить уг. дело следователю или органу дознания со своими указаниями.

Недостатки прокурорского надзора, приводящие к направлению в суд уголовных дел, по которым расследование проведено неполно, или требуется изменение обвинения в сторону, ухудшающую положение обвиняемого, могут оказаться невыполнимыми при рассмотрении дела в суде. Поэтому надзор за исполнением законов по делам, поступившим с обвинительным заключением, приобретает особое значение.

Прокурор вправе также прекратить уг. дело по любому предусмотренному законом основанию, составив об этом постановление. Прокурор реагирует на нарушение закона, допущенное органом дознания или предварительного следствия при привлечении лица к уголовной ответственности.

Сущность и задачи деятельности прокурора, участвующего в уг. судопроизводстве. Процессуальное положение прокурора в судебном разбирательстве уг. дел. Правовые средства прокурорского реагирования на нарушения закона.

Регулируется Приказом Генпрокурора № 185 от 20.11.2007 «Об участии прокуроров в судебных стадиях уг. судопроизводства».

Прокурор относится к стороне обвинения, содержанием которой является осуществление функции уг. преследования.

Уг. преследование на различных этапах уг. судопроизводства имеет свои формы выражения-на досудебных стадиях - в форме предварительного расследования, а в судебных стадиях — в форме поддержания гос. обвинения.

Согласно этого приказа требуется от всех сотрудников органов прокуратуры, участвующих в судебном разбирательстве, высочайшей организации работы, профессионализма, личной ответственности. Активность и процессуальное мастерство гос. обвинителя в представлении и исследовании доказательств, становятся решающим фактором в обеспечении неотвратимости наказания за совершенное преступление.

Задачи:

1) постоянно совершенствовать работу по поддержанию гос. обвинения. Участие в судебном разбирательстве уголовных дел считать первостепенной служебной обязанностью всех прокурорских работников;

2) обеспечивать участие прокуроров в судебном разбирательстве всех уголовных дел публичного и частно-публичного обвинения, в том числе и в рассмотрении дел, возбужденных в соответствии с УПК мировым судьей;

3) руководителям прокуратур регулярно лично поддерживать гос. обвинение;

4) гос. обвинителям способствовать установлению судом истины, необходимой для вынесения законного, обоснованного и справедливого решения;

5) руководителям прокуратур обеспечивать участие гос. обвинителей в судебных заседаниях апелляционной инстанции по всем уголовным делам. Право апелляционного и кассационного обжалования судебных решений, не вступивших в законную силу, предоставлено исключительно гос. обвинителю;

7) обращать внимание на совершенствование профессионального мастерства гос. обвинителей. В этих целях организовать надежную систему обучения;

8) использовать СМИ для пропаганды деятельности гос. обвинителей; обеспечивать достоверность материалов, подлежащих опубликованию.

9) всем территориальным прокурорам, военным и иным специализированным прокурорам поддерживать постоянное взаимодействие и осуществлять обмен опытом по вопросам, возникающим в практике обеспечения участия прокуроров в рассмотрении судами уг. дел и принесения представлений на неправосудные судебные решения.

Прокурор как участник уг. судопроизводства является должностным лицом, на которого законом возложено выполнение функции уг. преследования и решение задач по осуществлению прокурорского надзора.

В качестве прокурора в уг. судопроизводстве правомочны выступать:

Генпрокурор, прокуроры субъектов РФ, прокуроры городов и районов, приравненные к ним прокуроры, их заместители и помощники, осуществляющие процессуальную деятельность, направленную на изобличение подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие. Каждый прокурор действует в пределах своей компетенции, определяемых местом прокуратуры в системе органов прокуратуры, предметной и территориальной подследственностью и подсудностью уголовных дел. В силу централизованного характера системы органов прокуратуры вышестоящие прокуроры вправе выполнять действия, отнесенные к компетенции нижестоящих.

В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает гос. обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность. Являясь участником уг. судопроизводства со стороны обвинения, прокурор, может отказаться от осуществления уг. преследования. Основания и порядок отказа прокурора от обвинения закреплены в УПК. По общему правилу, если гос. обвинитель в ходе судебного разбирательства придет к убеждению, что представленные доказательства не подтверждают предъявленное подсудимому обвинение, то он отказывается от обвинения и излагает суду мотивы отказа.

Прокурор или его заместитель в пределах своей компетенции приносит в вышестоящий суд кассационный или частный протест либо протест в порядке надзора, а в арбитражный суд - апелляционную или кассационную жалобу либо протест в порядке надзора на незаконное или необоснованное решение, приговор, определение или постановление суда. Помощник прокурора, прокурор управления, прокурор отдела могут приносить протест только по делу, в рассмотрении которого они участвовали.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.